П. Чайковский

Квартет № 1 ре мажор,  соч. 11

Камерная музыка занимает в наследии Петра Ильича Чайковского по-своему важное место. Автор трех квартетов, фортепианного трио «Памяти великого художника», струнного секстета «Воспоминание о Флоренции», а также различных пьес для скрипки и для виолончели с фортепиано, он решал в камерно-инструментальных жанрах те же драматургические задачи, что в симфонической и театральной музыке. Созданные в различные годы творческого пути, камерные произведения Чайковского отражают эволюцию его композиторского стиля, каждое из них имеет непосредственную связь с создававшимися в те же годы оркестровыми и сценическими замыслами.

Так, написанный в ученический период неоконченный квартет демонстрирует первые творческие искания еще не созревшего, но стремящегося выработать индивидуальный стиль молодого композитора. Созданные в 1871-76 гг. три квартета в полной мере отражают особенности московского периода творчества Чайковского – наиболее интенсивного и насыщенного в его биографии. А секстет, создававшийся в окружении последних симфоний и опер, несет на себе печать высочайшего мастерства и драматической остроты позднего творчества мастера.

Три струнных квартета были созданы Чайковским в период, отмеченный общим расцветом камерно-инструментальной музыки в России. Чуть позже возникают два квартета Бородина, в эти же годы к камерному жанру обращаются и другие члены «Могучей кучки», а также более молодые, только вступающие на путь искусства композиторы (Глазунов, Танеев). В Москве и Петербурге возникают постоянные исполнительские ансамбли; Русское Музыкальное Общество проводит вечера квартетной музыки, в программах которых, наряду с произведениями Бетховена, Шуберта и Мендельсона, звучат и новые сочинения русских авторов.

Квартеты Чайковского стали выдающимся вкладом в сокровищницу русской камерной музыки. Их  объединяет господство лирических эмоций и особое положение медленной части как своеобразного центра, определяющей характер цикла в целом. Однако в каждом квартете решение этой части глубоко индивидуально, лирическое чувство получает в них совершенно различные оттенки:  элегический, выраженный через народную песню в первом квартете, страстный, драматический во втором и трагически-обреченный в третьем.

 

Первый квартет ре мажор соч. 11 был создан в начале 1871 г. В то время Чайковский был уже известным человеком в среде московской интеллигенции: молодой профессор недавно открывшейся Консерватории, автор симфонии «Зимние грезы» и увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», имевших большой успех у публики; музыкальный корреспондент газеты «Русские ведомости», деятельный член «Артистического кружка», основанного выдающимся драматургом А. Н. Островским и объединившего прогрессивных литераторов, музыкантов, ученых и актеров Москвы… В 1871 г. Чайковский решил уcтроить авторский концерт и специально к нему написать сочинение. Однако о симфоническом произведении речи быть не могло – автор не имел достаточных средств, чтобы нанять оркестр. По совету Н. Г. Рубинштейна композитор остановился на жанре квартета. Первый квартет был исполнен в Москве 16 марта 1871 г. в концерте, где также прозвучали фортепианные пьесы и романсы Чайковского. Квартет был тепло принят публикой, критика отмечала «мастерство формы и развития» сочинения, «прелесть сочных мелодий»… Вскоре квартет прозвучал и в Петербурге, где, по словам автора, «произвел настоящий фурор». Среди восторженных почитателей нового сочинения Чайковского был Л. Н. Толстой; по свидетельству современников, во время исполнения второй части квартета по щекам великого писателя катились слезы.

Квартет посвящен С. Рачинскому – ученому-биологу (первому переводчику трудов Дарвина на русский язык), большому любителю музыки, с которым Чайковский познакомился в Артистическом кружке.

Первая часть квартета (Moderato e semplice), преисполнена светлых, радостных чувств. Характер первой, главной темы определяется обозначением «спокойно и просто». Сочетание плотной аккордовой звучности и изысканного синкопированного ритма придает этой мелодии особую прелесть. Близка ей и побочная тема, однако в ней усиливается лирическое чувство, постепенно набирающее силу и в репризе перерастающее в восторженное признание. В целом первая часть не содержит контрастов, развитие в разработке и коде направлено на сближение основных образов.

Вторая часть – знаменитое Andante cantabile си-бемоль мажор – еще при жизни Чайковского стала одной из популярнейших страниц его музыки.  Она существует и как отдельная пьеса в виде многочисленных переложений для разных инструментов. Сам автор постоянно включал ее в программы своих зарубежных концертов в качестве «биса».

Композитор использовал в ней популярную в его время народную песню «Сидел Ваня на диване…», на основе которой создал удивительное по красоте и тонкости лирическое высказывание. С глубоким чутьем художника раскрывает Чайковский характерные особенности народной темы, следуя в ее обработке по пути «Камаринской» Глинки. Эту мелодию дополняет другая, в характере поэтического ноктюрна, написанная самим композитором.

Скерцо (Allegro non tanto e con fuoco, ре минор) в своем стремительном, энергичном движении контрастирует двум предыдущим частям. Основная тема с причудливым ритмом, неожиданными сменами акцентов и контрастами динамики, так же, как и си-бемоль мажорное Трио, несет в себе «шумановское» начало и одновременно напоминает «Жатву» из написанных позже «Времен года».

Финал квартета (Allegro giusto) наполнен радостным оживлением. Как и во второй части, основную роль в нем играют народно-жанровые мотивы. Особенно ярка в этом отношении побочная партия, в которой на фоне «гармошечного» наигрыша звучит разудалая, плясовая тема. По своему облику эта часть близка к финалу первой симфонии с ее яркой картиной уличного веселья, но при этом не лишена индивидуальных находок – например, неожиданное минорное «омрачение» побочной темы в репризе. Но и оно ненадолго нарушает господствующее настроение радости жизни, выраженное через темпераментную народную пляску.

© Инна АСТАХОВА