Комментарий методиста

Е.Э. Горяиновой к уроку

учителя русского языка и литературы

Л.В. Родиной

Тема « Образ города в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”».

Цели: - отобрать, прочитать и проанализировать ключевые эпизоды романа, систематизировать знания учащихся об изображении образа Петербурга в русской литературе, сделать вывод о связи образа города с общей идеей романа Ф.Достоевского;

- способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся, развивать навыки анализа эпического произведения;

- воспитывать гуманистические качества школьников, чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».

Тип урока – урок анализа эпического произведения

Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского, виды Петербурга, иллюстрации учащихся.

На уроке Родиной Л.В. рассматривается одна из ключевых тем романа Ф.М. Достоевского – образ Петербурга и его роль в раскрытии идейного содержания романа. Несмотря на традиционность темы, учитель находит оригинальные пути ее постижения, отталкиваясь прежде всего от личностно ориентированного восприятия романа школьниками. Изучение крупного эпического произведения предполагает работу с отдельными главами, сценами, эпизодами. Благодаря умелому сочетанию групповой и индивидуальной работы учитель добивается осознанного усвоения содержания темы.

Подкупает строгая композиция урока: каждый новый этап тесно связан с предыдущим, к нему протягиваются «логические мостики». Работа выполняется последовательно, каждый этап завершается промежуточными выводами, которые тесно связаны с общей концепцией урока.

Для реализации поставленных целей  используются многообразные методические приемы: слово учителя, индивидуальные сообщения, создание собственных иллюстраций, решение проблемных вопросов.

Темп урока достаточно высок, все намеченные виды работы уложены в отведенное время. К недостаткам урока можно отнести то, что   в рамках 45-минутного занятия материал был исчерпан в течение 30 минут.  Тон учителя спокойный, уверенный, располагающий к беседе. Участие школьников в работе довольно активное, каждый стремится внести свой вклад в решение общих задач.

 

Ход урока

 

1. Подготовка к восприятию темы.  Создание проблемной ситуации.

После объявления темы урока учитель предлагает ответить на вопрос: «Каково отношение Ф.М. Достоевского к смеху?»  Учащиеся обращают внимание как на высказывание самого Достоевского о смехе, так и описания смеющихся людей в романе «Преступление и наказание» и приходят к выводу, что для автора важнее не то, как смеется человек, а то, над чем он смеется.

При сопоставлении с текстом комедии народного балаганного театра  эпизода сна Раскольникова учащиеся отмечают черты сходства в смехе зрителей. Возникает проблемная ситуация: почему герои Достоевского смеются над совсем несмешными вещами, для чего автор вводит смех толпы. Этот вопрос вызывает затруднение, и учитель предлагает учащимся провести исследование и в конце урока попытаться объяснить этот вопрос.

2. Первичное осмысление темы. Образ Петербурга в восприятии учащихся и различных писателей.

Используя иллюстративный материал, учитель предлагает учащимся выразить собственное отношение к городу Петербургу, затем вспоминается пушкинский Петербург.  Работая с текстом, школьники отмечают, что у Достоевского лишь один раз есть описание города величественного и парадного, в остальных случаях он обращает внимание на будничные картины жизни городского захолустья. Интересен вывод по данному этапу: «Не маскарад с его размахом, пышностью рисует Достоевский, а балаганный театр с небогатыми декорациями и замкнутым пространством рисует Достоевский».

3. Творческая работа. Углубление представлений о Петербурге Достоевского.

На данном этапе, наиболее длительном по времени, реализуется главная задача урока – на примере анализа отдельных эпизодов сформировать целостное представление об изображении города и его роли в решении идейного замысла писателя. Основной метод данного этапа – индивидуальные сообщения учащихся с опорой на самостоятельно созданные иллюстрации.  В ходе работы на доске заполняется таблица: интерьеры, городские пейзажи, изображение трактира, уличные сцены. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводя в качестве доказательств отмеченные в тексте цитаты.  Очень удачны переходы от одной части общей картины города к другой, ведущие к логическому выводу о том, что жить в таком Петербурге невозможно, человек здесь может либо спиться, либо умереть, либо сойти с ума. Главный герой Раскольников  пытается найти свой путь – об этом пойдет речь на следующем уроке, однако учащиеся уже понимают, что одной из причин индивидуалистического бунта героя становится жизнь в этом давящем человеческое существо городе.

4. Выводы по уроку, домашнее задание.

Подводя итог анализу образа Петербурга, учитель формулирует авторскую позицию. В заключение предлагает каждому ученику высказаться по поводу своего видения Петербурга Достоевского. Домашнее задание (проследить влияние города на преступление Раскольникова) нацеливает учеников на подготовку к следующей теме урока.