ТОВАРНЫЙ ПАРОВОЗ СЕРИИ Ок типа 0-4-0

Товарные паровозы с четырьмя движущими колесными парами стали использоваться на отечественных железных дорогах со второй половины 1870-х годов. Претерпев ряд конструктивных улучшений, паровозы таких типов с 1901 по 1909 год строились почти на всех отечественных заводах и с 1913 года получили обозначение серии Ок.

Индекс "В" означал, что паровоз имеет парораспределительный механизм конструкции бельгийского механика Е.Вальс-харта, предложенной им в 1844 году.

От конструкции и работы парораспределителя в большой степени зависят экономичность паровоза и его сила тяги. Поэтому конструкторы и изобретатели всего мира постоянно занимались совершенствованием подобных механизмов. Одним из лучших, как показал опыт эксплуатации, оказалось парораспределение Вальсхарта. Оно получило самое широкое распространение, но тоже не лишено было некоторых недостатков.

В 1890-е годы инженер фирмы "Хеншель и К°" в Германии М.Кун изменил устройство переводного механизма, что, по мнению автора, должно было улучшить работу паровоза. Это техническое решение, получившее название "петля Куна", применили на Коломенском заводе в небольшой партии строящихся паровозов серии Ок. Такие машины получили обозначение Ок. Однако желаемого эффекта новая конструкция переводного механизма не дала, и ее больше не использовали.

Машина Ок № 5294 из коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта — ценнейший памятник, отражающий определенный период в отечественном и мировом паровозостроении. К настоящему времени других экземпляров паровозов серии Ок в нашей стране не сохранилось.

Б.В.Януш