В.Д. Баранов-Россинэ. Беспредметное. 1918

"Беспредметное" относится к числу абстрактных композиций, созданных в 1918-1919 годах талантливым русским художником Владимиром Давидовичем Барановым, работавшим за рубежом под псевдонимом Даниэль Россине. Псевдоним, ставший в последствие частью фамилии художника, указывал на его российское происхождение и был созвучен с фамилией известного французского авангардиста Робера Делоне, с которым Баранов-Россине был очень дружен.

Баранов-Россине был знаком практически со всеми новыми течениями в искусстве. Достижения многих из них (неоимпрессионизм, фовизм, сезаннизм, кубизм, футуризм) он использовал в своих работах. Особенно большое влияние на него оказал орфизм Делоне, с которым он познакомился в начале 1910-х годов. Вместе со своим другом и учителем Баранов-Россине изучал труды французского ученого Шеврёля, которые легли в основу орфизма как в теории, так и на практики. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей. Орфизм стал главным стилевым направлением в творчестве Баранова-Россине. С ним связаны два его самых значительных цикла - "Адам и Ева" и "Апокалипсис" (1912-1914) . Его первые абстракции, датируемые 1913 годом, также несут в себе черты орфизма. Исследователь творчества художника А.Д.Сарабьянов справедливо замечает, что "появление беспредметных картин стало логическим звеном в художественной эволюции Баранова-Россине".

В 1916 году, когда художник жил в столице Скандинавии Христиании (древнее название - Осло - возвращено в 1925 году) и продолжал изучать теорию Шеврёля и цветовые спектры, он "впервые в своем творчестве … использует элементы так называемой ленты Мёбиуса. Популярное в то время открытие немецкого математика А.-Ф.Мёбиуса - зрительный парадокс, при котором лента, перевернутая по оси на 180° и соединенная в кольцо, обладала только одной поверхностью (так называемая односторонняя поверхность) - проникла в живопись. Для абстрактного искусства лента Мёбиуса представала очень важным звеном всей системы - эта логическая игрушка была своего рода ключом в нереальный мир абстрактных образов. Одним из первых ее интерпретировал Фернан Леже. А Баранов-Россине довел идею до совершенства, создав ряд блестящих беспредметных композиций в 1918-1919 годах" (А.Д.Сарабьянов).

К этим композициям и относится "Беспредметное". В отличие от более ранних художественных экспериментов с лентой Мёбиуса, где еще просматривались фигуративные элементы, эта работа представляет собой абсолютный, чистый мир абстракции. Безвоздушное пространство заполняют абстрактные цвето-формы двух видов - извивающиеся ленты и тонкие разнофактурные плоскости. Художник использует ленту Мёбиуса как новый живописный мотив, который позволяет продемонстрировать принципы идеи единства цвета-движения-света - симультанизма, сформулированные Делоне и ставшие смысловым стержнем орфизма.

Баранов-Россине в своей живописной композиции показывает, как некое абстрактное пространство становится живой видимой новой реальностью, наполняясь движением цвета и света.

Упругое "затаившееся" движение в "Беспредметном" создается цветовыми контрастами и диссонансами, возникающими на поверхности "лент". Рефлексы и блики на изгибах создают ощущение легкого напряжения "ленточной" пружины, готовой в следующую секунду распрямиться, сдвинуться с места, изменить свой свето-цвет. Более тяжелые и основательные плоскости, препятствующие свободному движению легкомысленных форм-"ленточек", имеют различную фактурную поверхность, которую художник создает с помощью ритмически написанных линий. Каждой плоскости соответствуют линии разной толщины, направленности, имеющие различный характер извилистости. Некоторые плоскости гладкие, даже блестящие (этот эффект достигается, например, несколькими белыми или светло-серыми прямоугольными мазками, создающими на черной поверхности впечатление бликов), а некоторые - постепенно растворяются в пространстве. Плоскости не статичны. Разнообразно наклоняя их и меняя светлоту цвета в пределах одной плоскости, автор позволяет им двигаться относительно друг друга и изменять кривизну своей поверхности, но, конечно, не так активно как это делают "ленты". Баранов-Россине создает фантастический беспредметный мир, где трудно определить верх, низ, лево или право (это не имеет значения), где в безвоздушном пространстве замедленно, словно во сне, движутся формы, которые являются ни чем иным как меняющимся сочетанием света и цвета. Всё в этой абстрактной композиции - и движение, и формы, и фактура - создано одними лишь цветовыми контрастами и ритмами.

Работа "Беспредметное" Баранова-Россине участвовала в 1922 году в "Первой русской художественной выставке", проходившей в берлинской галерее Ван Димена. В этой экспозиции "были представлены все стили и направления современного русского искусства: от Союза русских художников, Товарищества передвижных выставок и "Мира искусства" до "Бубнового валета" и беспредметников. Это была одна из первых пропагандистских акций советской власти, которая поняла, что искусство необычайно удобно использовать в политических целях. Своим многообразием выставка должна была показать, что в новой развивающейся России мирно сосуществуют все "художества" и царит свобода творчества. Правда уже тогда над левым искусством начали "сгущаться тучи", но берлинская выставка, естественно, этот процесс никак не отражала" (А.Д.Сарабьянов). Наибольший интерес привлекло искусство левых в залах второго этажа галереи. "Искусство "второго этажа" охватывало всех мастеров авангарда - Малевич и Лисицкий, Родченко и Татлин, братья Стенберги и Пуни, Древин и Удальцова, Попова и Розанова. Свое законное место занимал среди них и Баранов-Россине, представленный четырьмя произведениями. В каталоге художника определяли как находящегося "на переходной стадии от кубизма к нефигуративной живописи, обходящей чувственный и видимый мир"." (А.Д.Сарабьянов).

Можно смело сказать, что в беспредметных композициях Баранова-Россине конца1910-х годов "орфизм Делоне, супрематизм Малевича и цветопись Розановой соединились воедино и образовали новую гармонию, построенную на цветовом единстве. Так еще раз Баранов-Россине продемонстрировал свой удивительный цветовой дар, позволяющий достигать недостижимого". (А.Д.Сарабьянов).

В дальнейшем Баранов-Россине продолжал поиск динамики цвета, что привело его к иным новым вариантам беспредметности.

Комментарии

Орфизм - направление во французской живописи 1910-х годов. Название дано в 1912 году французским поэтом Г.Апполинером. "Орфизм возник в 1912 году, и его создателем был Робер Делоне. Он же наиболее ярко выразил идеи орфизма в живописи. Хотя его элементы можно найти и у других французских художников в начале 1910-х годов: Фернана Леже, Франсиса Пикабиа, Пабло Пикассо" (А.Д.Сарабьянов). Орфизм связан с кубизмом, близок к футуризму и экспрессионизму. Художники-орфисты стремились выразить динамику движения и музыкальность ритмов с помощью "закономерностей" взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей. "В русскую живопись орфизм проник в 1913-1914 годах, главным образом благодаря непосредственным контактам русских с самим Робером Делоне. В работах Аристарха Лентулова, который тесно общался с четой Делоне в 1911-1912 годах, его влияние ощутимо с особой силой. Определенную близость орфизму демонстрируют в начале 1910-х годов и некоторые работы Александры Экстер, Георгия Якулова и Александра Богомазова. Степень влияния орфизма на русскую живопись этого времени прекрасно определил один из ведущих исследователей и знатоков русского искусства Джон Боулт: "Подобно воздушной музыке самого Орфея, орфизм был движением эфемерным и хрупким и оставил множество легких следов, но мало четких отпечатков в работах художников российского авангарда... …Баранов-Россине, испытавший сильное влияние орфизма, практически оказался единственным последователем Робера Делоне. Как и учитель, он изучал труды Шеврёля, о чем сообщает в письме к Делоне: "Относительно искусства. По-прежнему материалы интересуют меня. Изучал Chevreul?а очень хорошо. Независимо от этого мною в 1909 открыта случайно моя палитра. Теперь я вижу, что большая связь в этом". Он продолжал свои экзерсисы, будучи в Норвегии, о чем также писал Делоне: "…моя борьба состоит исключительно в том, чтобы бороться с теми невозможностями, которые мешают исполнению того, что я хочу. Я пишу этюды академические, и работаю по химии, изучаю спектральные анализы и солнце…" (А.Д.Сарабьянов).

"Симультанизм (от слова simultane - одновременный), как воплощение мечты о синтезе искусств становится общей идеей авангардистов в 1913 году. Идея находит отклики в оформлении книг, в стиле одежды. Но самое яркое воплощение идея получает в орфизме Робера Делоне.

"Робер Делоне в статье "Свет" (1913) следующим образом сформулировал принципы симультанизма - идеи единства цвета-движения-света: "В природе цвет-движение создается светом. Движение определяется неравными соотношениями, контрастами цвета - так творится Действительность. И эта Действительность … носит характер ритмической симультанности. Симультанность в цвете - есть гармония, иначе говоря - цветовые ритмы, в которых рождается видение Человека … Будем учиться видеть … синхроматическое движение (симультанность) света, эту единственную реальность". Таким образом, симультанизм как понятие стал смысловым стержнем нового живописного направления - орфизма" (А.Д.Сарабьянов).

Мишель-Эжен Шеврёль (1786-1889) - французский химик-органик, одним из первых исследовавший строение растительных и животных жиров, открывший креатин, ряд красящих растительных веществ; руководитель лаборатории мануфактуры Гобеленов в Париже (1824-1830), профессор Парижского Музея естественной истории (с 1830), член Парижской Академии наук (с1826), иностранный член Петербургской Академии наук (с 1853). В1837 году открыл закон цветового контраста. "Шеврёль был знаменитым теоретиком цвета, работавшим в 1850-1880-е годы и исследовавшим, в частности, воздействия цвета на сознание и психику человека. Его основным тезисом было: "Мы знаем конкретное только через абстрактное". Его исследования, непосредственно тесно связанные с живописью и психологией ее восприятия, продолжили Герман Гельмгольц и Вильгельм Оствальд. Особенным вниманием среди художников пользовались диски Шеврёля, которые были своеобразной грамотой цветовых соотношений. Собственно, первый диск (он так и назывался "Первый диск"), написанный Робером Делоне в 1913 году, своим названием и, естественно, формой, апеллировал к первоисточнику Шеврёля" (А.Д.Сарабьянов).

Абстрактное искусство (абстракционизм, беспредметное искусство), направление в искусстве ХХ века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике, отрицающее познавательные задачи художественного творчества. Возникло в 1910-е годы, как анархический вызов общественным вкусам. Яркими представителями абстракционизма в России были В.Кандинский, В.Татлин, К.Малевич, А.Экстер и др.

Супрематизм (от латинского supremus - наивысший), направление авангардного искусства, художественный стиль, созданный русским живописцем Казимиром Малевичем в 1915 году. Впервые термин был применен Малевичем для характеристики своих абстрактных композиций, состоящих из геометрических чистых цветовых плоскостей. Они были показаны на последней футуристической выставке "0,10" в Петрограде в декабре 1915 года. Термин "супрематизм" означает превосходство "чистого" абстрактного (беспредметного) искусства не только над фигуративным творчеством, но и над всем видимым, материальным миром.

Цветопись - концепция, в которой нашла свое логическое завершение собственная теория цвета русской художницы-авангардистки Розановой Ольги Владимировны (1886 - 1918). В своих теоретических построениях она отталкивалась от супрематизма Малевича.

На посмертной выставке ее работ (декабрь 1918 - январь 1919) ряд полотен демонстрировался под названием "Цветопись". Сама художница называла цветопись "живописью "преображенного колорита", далекой от утилитарных соображений".

Цветопись - это абсолютизирование цвета, его внутренней энергетики и светоносности, а также нейтральность форм, равнозначная их отсутствию. На холсте остаются пустые формы, подобные геометрическим фигурам или знакам, символам. Единственное, что наполняет их - это сияющие цвета, которые становятся не только смыслом предметов-форм, но и всей картины в целом. Это согласуется с характерным для авангардистской эстетики стремлением сделать картину не только изображением, но и самодостаточной вещью, "особой предметной реалией".

Розанова работала в самых разных направлениях и стилях, но неизменно сохраняла творческую индивидуальность. Ее искусство, будучи очень цельным и самобытным, не вмещается в рамки какого либо одного художественного направления, будь то кубофутуризм или супрематизм. Это справедливо как для ранних импульсивных, интуитивных работ, так и для более зрелых, построенных на разработанной ею теории цветовых соотношений. Исследования цвета и творческие открытия О.Розановой сопоставимы с супрематизмом Малевича по значимости для развития абстрактной живописи ХХ века.

Кубизм (французского сubism, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ века. Развивалось во Франции (Пикассо П., Брак Ж. и др.) и в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе Сезанна П. и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объемной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907 - 1909) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на "аналитической" стадии (1910 - 1912) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утонченно-музыкальными ритмами; "синтетический" кубизм (1912 - 1914), сочетая элементы и используя достижения предыдущих этапов, тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.

Фовизм (от французсского fauve - дикий), течение во французской живописи (1905 - 1907). Фовистов (Матисс А., Марке А., Вламинк М. и др.) объединяло общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма.

Авангард (от французских слов avant - впереди, "передовой" и garde - стража) или авангардизм, условное наименование художественных движений ХХ века, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

Казакова Е.А.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева