По книге П. Лакур, Я. Аппель. Историческая физика, том 1. Одесса, 1908. – 435 стр.

Паровая мельница Бранка (1629)


В 1543 году капитан Бласко де Гарай пытался в Барселонском порту привести в движении корабль при помощи колес, которые двигались с помощью силы пара. Каким образом пар, получавшийся в большом котле, приводил в движение колеса, неизвестно. Маловероятно, чтобы Гарай построил настоящую паровую машину. Быть может, он заставлял струю пара действовать непосредственно на лопатки колеса. В последующее время мы встречаемся с этим способом в так называемых паровых мельницах, например у итальянского инженера Джованни Бранка, издавшего в 1629 году книгу о машинах, из которой и заимствован этот рисунок. Здесь ___ – паровой котел, крышка которого имеет форму человеческой головы, держащей во рту трубку. Через эту трубку пар, устремляясь на лопатки колеса, приводит его в движение. Как видно из рисунка, Бранка думал, что такая паровая мельница может служить для приведения в действие толчен. Но этот прибор едва ли мог найти практическое применение, так как расход пара по сравнению с произведенной работой здесь был слишком велик.