К.П. БРЮЛЛОВ. ВСАДНИЦА. 1832

Парадному портрету, возникшему в русском искусстве еще в начале XVIII столетия, К.П. Брюллов дал новую жизнь. В отличие от парадных портретов прошлого века, где фигуры величественны и статичны, картины Брюллова наполнены движением и действием. Художника романтической эпохи уже не интересует сословная принадлежность его модели. Его герои предстают перед зрителем в самые прекрасные моменты своей жизни.

Такова великолепная "Всадница" - один из лучших в русской живописи конный парадный портрет, изображающий сестер Пачини - Джованнину и Амацилию, воспитанниц графини Юлии Самойловой, с которой Брюллова связывала тесная дружба.

Старшая из сестер - Джованнина резко останавливает разгоряченного коня. Маленькая Амацилия выбегает ей навстречу. Конь вздыбился, но девушка спокойна, ее лицо сияет красотой. Это был тот самый излюбленный Брюлловым итальянский тип, который считался идеальным в первой половине XIX века. Брюллов не раскрывает внутренний мир своей героини, его не интересует характер, но он возвышает ее как чудо природы, как воплощение совершенной красоты.

Художник пишет яркими, локальными красками. Наметившееся в картине бурное движение, свойственное романтическому произведению, Брюллов, воспитанный на классических образцах, останавливает и уравновешивает. В картине царит гармония между жизненной правдой и идеальной, недостижимой красотой, и это балансирование между романтизмом и классицизмом будут свойственны многим произведениям художника.

Такое полотно легко представить в великолепном дворцовом интерьере. Написанное в Италии, оно вызвала восторженный отклик зрителей и критики.