А.П. Боголюбов. Вечер в Сен-Мало. 1870

Этюд Боголюбова "Вечер в Сен-Мало" относится к жанру пейзажа, одному из наиболее популярных жанров живописи. Пейзаж (франц. paysage, от рауs - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором изображена дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже художники воспроизводили реальные или воображаемые виды сельской местности, городов, архитектурных построек, морских видов (такой пейзаж называется мариной) и т.п.

На этюде "Вечер в Сен-Мало" художник изобразил окрестности французского портового города Сен-Мало на севере Бретани. Этот город некогда был пиратской столицей Франции. В левой части этюда художник показывает фрагмент старой крепости. Вдали, на скале - видно еще одно старое укрепление. Но художника больше интересует море, скалы, свет, воздух.

Он пишет суровые неподвижные скалы, которые меняют свой цвет в зависимости от освещения, и вечно изменчивые воду и небо. Колорит этой работы построен на контрасте темных тонов скал и нежных, голубых с оттенками желтого тонов неба и моря. Стремление художника правдиво передать увиденное позволяет отнести эту работу к реалистическому направлению.

Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов середины - второй половины XIX века. К сожалению, этот мастер до сих пор незаслуженно остается в тени имен крупных художников второй половины XIX века. Он начал свой творческий путь как яркий романтик и как художник, работавший в русле академического пейзажа, и позднее внес свой вклад в становление и расцвет русского реалистического пейзажа, при этом отчетливо выявив его связь с современным ему западноевропейским искусством. Большую часть огромного творческого наследия Боголюбова составляют пейзажи, в которых в зрелый период его творчества он выступает продолжателем традиций французских художников-реалистов барбизонской школы и К. Коро (со многими из них он был знаком лично), и одного из своих учителей, немецкого художника дюссельдорфской школы А. Ахенбаха.

Его работа "Вечер в Сен-Мало" близка к пленэрным этюдам барбизонцев. В этой работе удачно найдена мера натурной достоверности и художественного обобщения.

Барбизонская школа. Группа французских художников-реалистов середины XIX века. Многие из них любили писать с натуры этюды в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Среди них - Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз де ла Пенья, Ш. Добиньи, К. Тройон. Барбизонцы опирались на наследие голландских живописцев XVII века, английских пейзажистов начала XIX века (Д. Констебла, Р. Бонингтона), а также развивали реалистические тенденции французских пейзажистов XVIII - начала XIX века (в том числе и романтиков Т. Жерико и Э. Делакруа). Художники барбизонской школы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, передать многообразные состояния природы, вибрацию света, воздуха. Они стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта, добивались ощущения связи природы с повседневной жизнью простых людей.

Дюссельдорфская школа. Одна из наиболее значительных провинциальных немецких школ живописи. Она сложилась в связи с основанием Академии художеств в 1819 году в городе Дюссельдорфе. Деятельность Академии ее первый директор П. Корнелиус направлял в русло академизированного романтизма. Во второй трети - середине XIX века в дюссельдорфской школе выделились различные течения: связанное с национально-исторической тематикой, трактовавшейся в романтическом духе (К.Ф. Зон, Т. Хильдебрандт, А. Ретель, К.Ф. Лессинг), реалистический пейзаж (А. и О. Ахенбахи), бытовой жанр с тенденцией к социально-критическому анализу (И.П. Хазенклевер, К.В. Хюбнер).

Посохина М.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева