ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю: УМ-МИ10 «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики»

 

 

Специальность 032100.00  Математика с дополнительной специальностью

 

Факультет:  педагогическая математика

 

Курс  обучения                                         4

 

Семестр                                                      8

 

Всего часов по учебному плану:        16, в том числе 8 аудиторных

В том числе по формам обучения:               очная

            - лекции                                              2

- практикум                               6

                    - самостоятельная работа          8

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                          8 семестр

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.2.1 Семинарские и практические занятия

4.2.2 Лабораторные работы

4.2.3 Самостоятельная работа

 

5. Литература основная и дополнительная.

6. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

7. Формы итогового контроля.

8. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

            Цель учебного модуля: Содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя математики и информатики в области применения современных информационно-коммуникационных технологий на основе овладения содержанием модуля «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики».

Задачи учебного модуля:

1.     Содействовать формированию у студентов современного взгляда на теорию вероятностей и математическую статистику, как науки активно использующие в своих исследованиях новые информационные технологии.

2.     Формирование у студентов системы знаний в области использования новых информационных образовательных ресурсов и технологий при организации обучения школьников стохастике.

3.     Развитие у студентов умений применять современные приемы, методы и средства обучения и контроля, информационные и компьютерные технологии при обучении школьников теории вероятностей и математической статистике.

4.     Организация деятельности студентов, направленной на применение знаний и умений использования новых информационных образовательных ресурсов и технологии их применения в профессиональной деятельности учителя математики:

– подготовка демонстрационных электронных дидактических материалов к урокам;

– использование электронно-образовательных ресурсов на различных этапах урока и для организации самостоятельной работы учащихся;

–  использование цифровых образовательных ресурсов для статистического анализа данных и компьютерного моделирования статистических экспериментов;

–  планирование процесса применения средств новых информационных технологий для организации обратной связи в системе «учитель-ученик»;

–  организация тестирования для осуществления контрольно-оценочной деятельности и др.

–  инициирование самообразовательной творческой деятельности студентов по применению новых информационных образовательных ресурсов и технологий при организации обучения школьников стохастике.

 

Инновационность учебного модуля:

-       Ориентация целей обучения на развитие профессиональной компетентности будущих учителей за счет индивидуально-групповых форм и способов обучения

-       Выделение модулей в содержании дисциплины и подбор соответствующих ЦОР.

-       Использование групповой работы, частично-поискового и исследовательского методов обучения через организацию самостоятельной работы студентов по выполнению индивидуальных заданий и их защиты.

-       Формы занятий – бинарная лекция, семинар (бинарное занятие), практическое занятие – мастер класс

-       Формы деятельности студентов – коллективная, групповая; самостоятельная работа.

-       Использование специальных ЦОР НФПК.

 

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса

          В логике компетентностного подхода

Модуль изучается в рамках учебной дисциплины ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения математике.

Изучение модуля основывается на знаниях студентов, полученных в результате изучения следующих учебных курсов: ОПД.Ф.01 Психология; ОПД.Ф.02 Педагогика; ЕН.Ф. 01 Математика.

Модуль направлен на формирование и развитие следующих профессиональных компетентностей будущего учителя:

·       способность к получению и использованию информации по теме «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики», посредством современных информационно-коммуникационных технологий;

·       способность к анализу и оценке существующих учебников и учебных пособий по математике и информатике применительно к изучаемой теме «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики», различных подходов к ее изучению;

·       знание основ построения и классификации цифровых образовательных ресурсов, а также целей их использования при подготовке и проведении занятий по теории вероятностей и математической статистике;

·       владение методикой проведения занятий по предмету с использованием современных цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики»;

·       способность к рефлексии своей деятельности, творческой активности, профессиональному совершенствованию и саморазвитию.

В логике традиционного подхода

В результате освоения модуля студенты должны

Знать:

o      теоретические и методические основы применения ЦОР на занятиях по теории вероятностей и математической статистике;

o      дидактические возможности применения компьютера на разных этапах уроков различных типов.

Уметь:

o      получать необходимую информацию с помощью современных информационно-коммуникативных технологий;

o      использовать полученную информацию при моделировании и проведении уроков по теории вероятностей и математической статистике с использованием ЦОР;

o      анализировать имеющиеся ЦОРы с точки зрения возможности их использования на уроках разных типов;

o      моделировать и проводить уроки различных типов с использованием ЦОР;

o      органично встраивать фрагменты цор в учебный процесс для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний.

Владеть:

o      методикой использования ЦОР при обучении учащихся теории вероятностей и математической статистике  в курсе школьной математики.

В результате освоения модуля студенты должны

Иметь представление и том, что ЦОР:

o   повышают эффективность обучения математике, в частности при изучении теории вероятностей и математической статистики;

o   способствуют формированию ИКТ компетенций школьника;

позволяют развивать у учащихся способности к рефлексии, творческой активности, самообразованию и саморазвитию.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля/курса

          Приводится распределение часов учебного модуля/курса по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом (таблица).

 

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

2

 

 

Семинарское занятие

4

4

2

 

 

Лабораторное занятие

2

2

2

 

 

Практическое занятие

2

2

2

 

 

Самостоятельная работа

8

8

2

 

 

         

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю/курсу

 

          4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Проблемы использования современных информационных технологий при изучении основ теории вероятностей и математической статистики

2

 

 

 

Всего

2

 

 

 

          4.2. Практикум

 

4.2.1. Семинарские и практические занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Возможности использования ЦОР на уроках различного типа по теории вероятностей и математической статистике (семинар)

1

2

 

 

2

Методика использования ЦОР при введении понятий и решении задач теории вероятностей и математической статистики

 

2

 

 

 

Всего

 

4

 

 

 

4.2.2. Лабораторные занятия.

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Анализ ЦОР по разделу «Теория вероятностей и математическая статистика»

1

2

 

 

 

Всего

 

2

 

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование индивидуального проекта

Неделя семестра, на которой выдается задание

1

Закончить конспект лекции, сформулировав собственную позицию по каждой, обсуждаемой в лекции проблеме

  ервая неделя изучения модуля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая неделя изучения модуля

 

2

Подготовить выступления на семинарском занятии по темам:

2.1

Место и роль раздела «Теория вероятностей и математическая статистика»  в решении общеобразовательных задач курса математики. Цели и задачи  изучения данного раздела в школе.

2.2

Различные подходы к изложению вопросов теории вероятностей и статистики  в школьных учебниках и учебных пособиях.

2.3

Средства обучения, используемые при изложении вопросов теории вероятностей и статистики и их дидактические возможности: программное обеспечение, ЦОР, наглядные пособия, таблицы, демонстрации и пр.

2.4

Теоретические основы моделирования уроков с использованием ЦОР

3

Провести анализ школьных учебников математики с целью определения места, объема и содержания вопросов теории вероятностей и математической статистики. К лабораторной работе составить карточку основных понятий.

3.1

Разработать фрагмент урока с использованием ЦОР по теме

3.2

Тема 1 «Анализ и обработка данных»

3.3

Тема 2 «Случайные события и вероятность»

3.4

Тема 3 «Равновозможные исходы. Классическое определение вероятности»

3.1

Основные комбинаторные соединения.

3.2

Частота и вероятность.

3.3

Равновозможные исходы испытания.

3.4

Классическое определение вероятности.

4

Итоговое творческое задание по теме

4.1

Разработать методику использования виртуальной лаборатории для введения основных понятий теории вероятностей (частота, вероятность, элементарное событие, случайное событие, равновозможные исходы, классическое определение вероятности, геометрическая  вероятность).

4.2

 

4.3

Разработать методику использования ЦОР при решении задач по теории вероятностей.

 

4.4

Разработать методику использования ЦОР в самостоятельной исследовательской работе учащихся.

 

 

5. Литература

          5.1. Основная

1.               Алгебра и математический анализ 11 класс: Учеб. пос.для школьников с угл. изуч. математики / В.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбург. – 11-у изд., стереотип. – М.: Мнемозина, 2004. – 288с.

2.               Алгебра: Учебник для учащихся 9 кл. с угл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло, А.С. Симонов и др.; под ред В.Я. Виленкина. – 6-е изд.доаб. – М.: Просвещение, 2005. – 367с.

3.           Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М., 1999. – 228с.

4.               Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: «Филинъ», 2003. – 616 с.

5.               Булычев, В.А. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. Программа для курсов повышения квалификации учителей / В.А. Булычев, Е.А. Бунимович // Математика в школе. – 2003. - №4. – С. 59-63.

6.               Бунимович, Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики. / Е.А. Бунимович // Математика в школе. – 2002. - №4. – С. 52-57.

7.               Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 5 – 9 кл.:Пособие для общеобразоват.учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2002. – 160с.

8.               Ванюрин, А.В. Электронный учебник как средство реализации профессионально-педагогической направленности изучения теории вероятностей и математикой статистики в педагогическом вузе / А.В. Ванюрин // Современные педагогические технологии в математическом образовании. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 2002. – С. 70-78.

9.               Виленкин, Н.Я. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением курса математики. – М.: Просвещение, 1990. – 288с.

10.           Волович, М.Б. Метематика: Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф; Мозаика-Синтез, 2004. – 192с.

11.           Карп, А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа: Учебное пособие для 10-11 класса с угл. изуч. математики. – М.: Просвещение, 1999. – 176с.

12.           Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии. // e-Learning World. №6. – 2005. – с.50-59.

13.           Колмагоров, А.Н. Введение в теорию вероятностей и комбинаторику / А.Н. Колмагоров // Математика в школе. – 2000. - №8. – С.2-9.

14.           Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. – 1990. - №1. – С.2-13.

15.           Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в общем и педагогическом образовании. – Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999.

16.           Математика – 6: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Под.ред. ДорофееваГ.В. и Шарыгина И.Ф. – М.: Дрофа, 1996. – 416с.

17.           Математика, алгебра, функции, анализ данных 8 кл.: Учеб.для общеобразовательных заведений / Г.Д. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.; под ред. Г.Д. Дорофеева. – М.: Дрофа, 1999. – 304с.

18.           Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2004. - 61 с.

19.           Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по математике. Базовый уровень. – М., 2004.

20.           Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по математике. Профильный уровень. – М., 2004.

21.           Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205с.

22.           Федосеев, В.Н. Элементы теории вероятностей для 7 – 8 классов средней школы // Математика в школе. – 2002. - №4. – С.58-64.

23.           Федосеев, В.Н. Элементы теории вероятностей для 9 классов средней школы // Математика в школе. – 2002. - №5. – С. 34-40.

          6.2. Дополнительная

  1. Аленичева, Е. Компьютеризация и дидактика: поле взаимодействия / Е. Аленичева, В. Езерский, А.Антонов // Высшее образование в России. – 1999. – №5. – С.83-88.
  2. Борк, А. История новых технологий в образовании: Пер. с англ. / А. Борк. – М.: Рос. открытый университет. – 1990. – 21с.
  3. Брановский, Ю.С. Новая дисциплина «Введение в педагогическую информатику» в структуре многоуровневого педагогического образования / Е.А. Брановский // Педагогическая информатика. – 1995. - №2. – С. 18-29.
  4. Бунимович, Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики. / Е.А. Бунимович // Математика в школе. – 2002. - №4. – С. 52-57.
  5. Булычев, В.А. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. Программа для курсов повышения квалификации учителей / В.А. Булычев, Е.А. Бунимович // Математика в школе. – 2003. - №4. – С. 59-63.
  6. Гнеденко, Б.В. О курсе математики в школах Японии / Б.В. Гнеденко, Р.С. Черкасов // Математика в школе. – 1988. - №5. – С. 72-76.
  7. Гнеденко, Б.В. Статистическое мышление и школьный курс математики / Б.В, Гнеденко // Новое в школьной математики. – М.: Знание, 1972. – С. 165-180.
  8. Джонассен, Д.Х. Компьютеры как инструмент познания / Д.Х. Джонассен // Информатика и образование. – 1996. - №4. – С.116-131.
  9. Колмагоров, А.Н. Введение в теорию вероятностей и комбинаторику / А.Н. Колмагоров // Математика в школе. – 2000. - №8. – С.2-9.
  10. Садовничий, В.А. Математическое образование: настоящее и будущее / В.А. Садовничий // Доклад на Всероссийской конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков». – Дубна, 2000. – 24с.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1.

«Математика 5 – 11. Практикум», ООО «Дрофа»

Электронное издание

CD

2.

«Математика 5 – 11классы. Практикум» ЗАО «1С»

Электронное издание

С D

3.

ИУМК «Вероятность и статистика в школьном курсе математики» ООО «ДОС»

Электронное издание  (сетевая версия)

CD

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

          Текущий контроль осуществляется на каждом занятии путем проверки выполнения заданий, промежуточный контроль – ответов на контрольные вопросы. Подготовка к каждому занятию предполагает подготовку студентов, выполнение учебных заданий, выступления на занятиях, обсуждение, ответы на вопросы.

Итоговый контроль предполагает тестирование, выполнение и защиту творческого задания.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Все занятия в рамках изучаемого модуля проводятся с использованием компьютерных средств обучения. Практические занятия проводятся в компьютерном классе, оборудованном мультимедийными компьютерами, подключенными к локальной вычислительной сети, имеющими выход в Интернет. Самостоятельная работа студентов организуется в компьютерном классе. Для изучения материалов модуля необходимо программное обеспечение: стандартное, специализированное, ЦОРы (локальные и сетевые версии, а также оригиналы на CD-дисках).

При проведении занятий предлагается сделать акцент на групповой работе студентов исследовательского характера и организации самостоятельной работы, поэтому заранее (до начала проведения модульного обучения) необходимо сформировать мини-группы. Методику формирования групп определяет преподаватель с учетом пожеланий студентов.

Работа каждого студента будет оцениваться по нескольким направлениям: индивидуальная работа на занятиях и самостоятельная работа (выполнение учебных заданий, посещение занятий, подготовка к занятиям, выступление на семинарах, участие в обсуждении и пр.), выполнение творческих заданий в составе группы, подготовка творческого задания  по теме модуля. Для учета учебных достижений студентов в период проведения модульного обучения целесообразно ввести рейтинговую (накопительную) систему. Информацию о введении рейтинговой системы, требованиях, критериях и правилах начисления баллов следует довести до сведения студентов до начала обучения.

Примерная схема накопления баллов

Рейтинг

В рамках изучения модуля «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики» вводится рейтинговая оценка учебных достижений студентов.

Вид деятельности

Пояснения (критерии)

Количество баллов

Мин. Допустимое

Максимум

Индивидуальная работа

1. Посещение занятий

 

3

5

2. Работа на лекции

Заполнение листка конспекта лекции

3

5

2. Семинарское занятие

Подготовка к семинару;

Выступление на семинаре;

Заполнение рефлексивных и оценочных листов

3

5

3. Лабораторная работа

Выполнение учебных заданий;

Ответы на контрольные вопросы;

Оформление отчетов

3

5

4. Лабораторные занятия

Заполнение оценочных листов;

Участие в обсуждении;

Формулировка предложений

3

5

Работа в составе группы

5. Личное участие в групповой работе (оценивается участниками группы).

 - подготовка сообщения на семинарское занятие;

- выступление в качестве «оппонента» на семинарском занятии;

- заполнение оценочных листов;

- работа в составе группы на лабораторном занятии;

- подготовка фрагмента урока по заданной теме;

- участие в «педагогической импровизации»

- личный вклад в подготовку творческого задания   

3

 

3

 

 

3

3

 

3

 

3

 

5

5

 

5

 

 

5

5

 

5

 

5

 

10

6. Общие результаты работы всей группы

- работа группы на семинарском занятии

- работа группы на лабораторном занятии

- работа группы на практическом занятии

5

 

5

 

5

10

 

10

 

10

 

Итого:

53

95

Для получения зачета студент должен набрать не менее допустимого количества баллов по каждому виду деятельности. Для оценивания творческих разработаны критерии.

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью информатика

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

Заведующий кафедрой _________________      _______________________

подпись                                 фамилия, инициалы



[1] При базовой продолжительности семестра 17 недель.