ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

 

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю УМ-МИ10 «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность     032100.00 «Математика с дополнительной специальностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007

 


СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ)

Тема: Возможности использования ЦОР на уроках различного типа по теории вероятностей и математической статистике

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

-           рассмотреть основные понятия теории вероятностей и математической статистики в школьном курсе математики; логическую последовательность их изучения, установить связи и отношения между ними;

-           определить этапы, формы и методы их формирования;

-           определить дидактические цели использования ЦОР в процессе изучения раздела.

-           способствовать развитию у студентов  коммуникативных умений, способностей к рефлексии, творческой активности, педагогической импровизации, формированию собственной позиции на обсуждаемую проблему.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение. Тематика докладов.

1.          Место и роль раздела «Теория вероятностей и математическая статистика»  в решении общеобразовательных задач курса математики. Цели и задачи  изучения данного раздела в школе.

2.          Различные подходы к изложению вопросов теории вероятностей и статистики  в школьных учебниках и учебных пособиях.

3.          Средства обучения, используемые при изложении вопросов теории вероятностей и статистики и их дидактические возможности: программное обеспечение, ЦОР, наглядные пособия, таблицы, демонстрации и пр.

4.          Теоретические основы моделирования уроков с использованием ЦОР

 

3. Предварительная подготовка студентов к занятию

Семинар проводится в форме бинарного занятия, в связи с этим:

– студенты группы по согласованию с преподавателем разбиваются на подгруппы;

– каждая «команда» выбирает проблему для обсуждения, используя материал лекции, материалы, содержащиеся в папке «Дополнительные материалы», а также материалы по проблеме, найденные самостоятельно, готовит сообщение;

  для выступления на семинаре каждая команда выбирает двух «оппонентов», которые будут представлять проблему;

– третий член «команды» готовится осуществлять рефлексию обсуждения проблемы по представленной ниже схеме.

Рефлексивный (оценочный) лист

Формулировка проблемы;                    

 Список «команды», готовившей проблему

Показатели

Оценка по десятибалльной шкале

Развернутый комментарий

1.

Насколько полно раскрыто содержание проблемы

 

 

2.

Насколько убедительны в своих доказательствах были оппоненты

 

 

3.

Уязвимые места в выступлениях оппонентов

 

 

4.

Оценка ответов оппонентов на вопросы аудитории

 

 

5.

Оценка подготовленной презентации

 

 

6.

Оценка готовности оппонентов к диалогу

 

 

 

4. Рекомендации по подготовке сообщения

В процессе подготовки сообщения создается презентация, в которой отражаются основные тезисы по обсуждаемой проблеме. «Оппоненты» комментируют тезисы  обращая внимание на основные моменты, проблемные вопросы, противоречия и различные пути их решения. На обсуждение каждой проблемы (включая и ответы на вопросы аудитории после представления проблемы отводится 15 – 20 минут).

 

5. Список рекомендуемой литературы

1.     Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М., 1999. – 228с.

2.     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: «Филинъ», 2003. – 616 с.

3.     Булычев, В.А. Изучение теории вероятностей и статистики в школьном курсе математики. Программа для курсов повышения квалификации учителей / В.А. Булычев, Е.А. Бунимович // Математика в школе. – 2003. - №4. – С. 59-63.

4.     Бунимович, Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики. / Е.А. Бунимович // Математика в школе. – 2002. - №4. – С. 52-57.

5.     Ванюрин, А.В. Электронный учебник как средство реализации профессионально-педагогической направленности изучения теории вероятностей и математикой статистики в педагогическом вузе / А.В. Ванюрин // Современные педагогические технологии в математическом образовании. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 2002. – С. 70-78.

6.     Виленкин, Н.Я. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением курса математики. – М.: Просвещение, 1990. – 288с.

7.     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии. // e-Learning World. №6. – 2005. – с.50-59.

8.     Колмагоров, А.Н. Введение в теорию вероятностей и комбинаторику / А.Н. Колмагоров // Математика в школе. – 2000. - №8. – С.2-9.

9.     Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. – 1990. - №1. – С.2-13.

10. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в общем и педагогическом образовании. – Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1999.

11. Математика – 6: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Под.ред. ДорофееваГ.В. и Шарыгина И.Ф. – М.: Дрофа, 1996. – 416с.

12. Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2004. - 61 с.

13. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по математике. Базовый уровень. – М., 2004.

14. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по математике. Профильный уровень. – М., 2004.

15. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205с.

16. Федосеев, В.Н. Элементы теории вероятностей для 7 – 8 классов средней школы // Математика в школе. – 2002. - №4. – С.58-64.

17. Федосеев, В.Н. Элементы теории вероятностей для 9 классов средней школы // Математика в школе. – 2002. - №5. – С. 34-40.

 

6. Перечень используемых на занятии технических средств

Наименование

Назначение

Примечание

Ноутбук

Хранение и обработка информации

 

Проектор

Проектирование материалов на экран

На занятии предполагается демонстрация подготовленных студентами презентаций

Колонки

Воспроизведение звука

При необходимости

 

7. Рекомендации по использованию информационных технологий

На данном семинарском занятии информационные технологии используются для визуализации информации. Занятие может проводиться в обычной аудитории, где есть возможность установить экран, проектор и ноутбук.

8. Рекомендации для преподавателей

Семинарское занятие проводится в форме бинарного занятия.

Для успешного проведения занятия необходимо заблаговременно (не менее чем за неделю) раздать студентам план проведения семинарского занятия, распределить их по «командам» (по 3 человека), распределить между ними темы для выступлений, организовать консультационную помощь, доступ к литературе и дополнительным материалам.

Каждой группе выдать по 4 рефлексивных (оценочных) листа (по числу обсуждаемых проблем).

Подготовка к семинарскому занятию предполагает организацию самостоятельной деятельности студентов под руководством преподавателя. За 2-3 дня до проведения семинара следует ознакомиться с подготовленными презентациями, сделать соответствующие замечания, высказать рекомендации.

Ход проведения занятия:

- постановка целей и задач проводимого занятия и инструктаж по заполнению рефлексивных (оценочных) листов: «Каждая «команда» заполняет один рефлексивный лист (по проблеме, которую она готовила) и 3 оценочных листа (по каждой из других проблем). Рефлексивный лист заполняется третьим членом команды непосредственно во время выступления «оппонентов». Оценочные листы заполняются при необходимости во время и после каждого из выступлений. Для заполнения оценочных листов преподаватель дает 1-2 минуты после каждого выступления (во время подготовки к следующему).

- последовательно заслушиваются представление «оппонентами» проблем. Каждой «команде» выделяется по 15-20 минут.

- подведение итогов, оценивание результатов работы.

Преподаватель может также заполнять оценочные листы по каждой из проблем, что в дальнейшем поможет при подведении итогов и оценке результатов работы студентов на семинаре.

 

Приложение к семинарскому занятию

 

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики

 

Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах, а именно:

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:

- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

- подготовка творческих заданий;

- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

- автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Типы цифровых образовательных ресурсов:

Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе работы с ними предлагаются следующие виды заданий:

  1. Компьютерные наблюдения – после того, как объяснён новый материал, или во время объяснения имеет смысл предложить учащимся 1-2 наблюдения. Работая с интерактивной моделью во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру.
  2. Экспериментальные задачи-исследования – задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.
  3. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой – задачи, которые в начале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.
  4. Лабораторные работы – эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести, например, построение графиков функций, предпринять индивидуальное исследование её свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.

Дидактические игры – учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

 

 

Создание презентации и техника эффективного выступления

© Московский Центр Интернет-образования, 2004 г.

© Ястребов Л.И. 2004 г.

Приступим к созданию презентации. Вы скажете: как же это можно делать, если не освоены ещё никакие приемы создания презентаций?

Вы будете правы, но что такое презентация? Это не более, чем какие-то страницы, которые содержат надписи и картинки, на которых могут появляться какие-то анимированные элементы, которые могут сопровождаться звуковыми эффектами… Но ведь и НЕ БОЛЕЕ ТОГО!

Всё остальное – это Ваша мысль, Ваша логика, в конце концов – Ваш отбор материала…

Немного философии

Самое худшее, что Вы можете сделать, готовя презентацию, это «положиться на разумность и доброжелательность Вашей аудитории» (цитата из многократных лекционных занятий Автора на курсах в Московском центре Интернет-образования).

Действительно, Автор сталкивался с тем, что будущий докладчик в глубине души считает, что ему достаточно написать на слайдах презентации нужные тексты. И тогда присутствующие, затаив дыхание, начнут вчитываться в эти тексты.… Ну а самому докладчику останется только стоять и ждать, пока все прочтут один слайд и, нетерпеливо выдохнув воздух, потребуют показать следующий!

Запомните: любой публичный доклад, любое публичное выступление – это всегда своеобразный поединок с Вашей аудиторией, сколько бы доброжелательно она ни была настроена с самого начала и как бы она ни стремилась Вас поддерживать в ходе Вашего выступления.

Докладчик, выходя к аудитории, начинает играть совершенно новую роль. Волей-неволей, он держит экзамен, даже если все присутствующие – его лучшие друзья.

В конце концов, преподаватель (докладчик) – берет на себя ответственность за то, что в ходе занятия он достигнет  цели своего появления перед своими слушателями, и научит их делать то, что они раньше не умели делать.

Но хватит философствований! - перейдем непосредственно к созданию презентаций! Какие существуют этапы в её создании?

Этапы создания презентации

Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка и репетиция презентации.

Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации. Заполнение слайдов информацией, причем уже в момент заполнения Вы понимаете, что здесь Вы должны будете показать материал единым куском, а вот здесь – части материала должны будут появляться одна за другой, по мере необходимости.

Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия».  Вы проверяете – насколько удачно Вы «смонтировали» материал, насколько уместны Ваши переходы от слайда к слайду. В конце концов, Вы как бы смотрите на себя со стороны и спрашиваете себя – а насколько я и моя презентация эффективны, насколько мы достигаем намеченной цели?

Ниже мы рассматриваем только первый, но определяющий этап: планирование презентаций.

Планирование презентаций

Итак, начнем планировать презентацию.

·        Определение целей.

·        Сбор информации об аудитории.

·        Определение основной идеи презентации.

·        Подбор дополнительной информации.

·        Планирование вступления.

·        Создание структуры презентации.

·        Проверка логики подачи материала.

·        Подготовка заключения.

Первый шаг - определение целей

Итак, самый первый шаг при подготовке презентации - это определение целей.

Ниже изложены принципы эффективной презентации. Возможно, некоторые покажутся Вам спорными, но – честно говоря! – тем лучше. Это побудит Вас высказать СВОИ представления и сформулировать СВОИ требования к эффективности Вашей презентации.

§       Слушатели перегружены информацией еще до презентации.

§       У слушателей обычно короткая память.

§       Публично проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.

§       Цель любой презентации - убедить.

§       Восприятие Вашей презентации аудиторией более важно, чем Ваше собственное ощущение.

§       Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой.

Часто при подготовке презентации выступающие концентрируются на вопросе: «Что я буду говорить?». Вместо этого нужно задать себе другой вопрос:«Зачем я собираюсь проводить эту презентацию»? Ваша презентация должна давать ответ именно на этот вопрос.

Как определить реальные цели вашей презентации?

Попробуйте сформулировать Ваши цели, начиная словами:

По окончании моей презентации слушатели будут _______

Цель моей презентации - _______

Я буду говорить о _______ для того чтобы _______

Первым шагом в подготовке презентации является определение целей. И какими бы Вам ни казались Ваши цели очевидными, как бы Вам ни казалось, что Вы их отчетливо понимаете, сочтите за обязанность их сформулировать.

И тут же приведу поэтическую строку, известного человека, который сказал: мысль, изреченная, есть ложь!

Для того, чтобы выступить успешно (неважно где - на Совете ЮНЕСКО или на уроке в сельской школе) Вы должны не только владеть материалом (условие необходимое), но и уметь его "преподнести" слушателям в форме, удобной и понятной для НИХ.

Еще раз повторю эту простую мысль: Вы планируете своё публичное выступление (или готовите пособие для самообразования) для КОГО-ТО, а не для себя. Определите свои цели. И Вы удивитесь, как такое очевидное требование повлечет за собой множество необходимых уточнений.

И Автор сейчас попытается Вам помочь в таких уточнениях

Второй шаг - информация об аудитории

Информация о вашей аудитории еще при подготовке презентации является очень важным шагом к успеху.

Вам необходимо знать, кто будет Вашим слушателем. Тогда Вы сможете настроиться на аудиторию и тем самым задать нужный лад.

Вот рекомендации, ориентированные, правда, на презентацию, скорее, коммерческого характера, чем педагогического, но Вам полезно с ними познакомиться. Эти рекомендации могут быть полезны, например, классному руководителю, который встречается впервые с родителями своего класса, директору школы, руководителю при первой встрече с подчиненными, ну и так далее.

Соберите необходимую информацию о ваших будущих слушателях, руководствуясь предлагаемым списком наиболее важных вопросов.

§       Сколько человек будет присутствовать?

§       Возрастная группа.

§       Социальное положение.

§       Уровень жизни.

§       Образование.

§       Каково их знание обсуждаемого предмета?

§       Причины присутствия на презентации.

§       Есть ли у них опасения, проблемы? Какие?

§       Каковы их цели?

§       Каковы их ожидания?

§       Ценят ли они юмор?

§       Как хорошо они знают вас?

Чтобы получить необходимую Вам информацию о будущей аудитории, воспользуйтесь следующими способами:

·        запросите список слушателей и их должности;

·        вышлите список Ваших вопросов организаторам;

·        поговорите со слушателями до презентации;

·        поинтересуйтесь мнением тех, кто знает аудиторию;

·        изучите всю доступную информацию об организации (реклама, журналы, Интернет).

Даже если Вы собираетесь делать презентацию перед хорошо знакомой Вам аудиторией, попытайтесь мысленно дать её обобщенный портрет.

В маркетинге это называется портрет потребителя. Не поленитесь описать себе вашу аудиторию. Более того, не поленитесь НАПИСАТЬ на бумаге - кто он такой, обобщенный будущий слушатель. Иногда Вы окажетесь неприятно УДИВЛЕНЫ, когда выясните, что на самом-то деле у Вас не будет ОДНОГО обобщенного слушателя, а их на самом деле ДВА или даже ТРИ (представляющих разные группы слушателей). И это означает, что Вы должны будете позаботиться о том, чтобы КАЖДЫЙ из них Вас принял и понял. Согласен, это дополнительный труд - ведь надо подготовить два или три доклада, а Вы ведь рассчитывали на один. Но было бы гораздо хуже выяснить непосредственно во время выступления, что две трети слушателей не понимают, зачем они сюда пришли!

Более того, если Вы готовитесь к уроку, представьте себе реакцию на Вашу презентацию со стороны КАЖДОГО ученика.  Ваша презентация должна доходить до КАЖДОГО. Если есть "трудные" ученики (а где их нет?) - запланируйте хоть один какой-то момент (элемент на слайде?), когда будет обращение и к этим ученикам тоже... Ведь то, что трудно сделать при подготовке обычного урока, возможно при подготовке ВИЗУАЛЬНОГО материала, каким и будет являться Ваша презентация!

ЕЩЕ РАЗ: Обязательно, обязательно, обязательно - уясните себе, каковы цели, ожидания и желания Ваших слушателей. Чего они хотят от Вас?

Третий шаг - выделение основных идей презентации

Выделив основные идеи, Вы поможете слушателям легче следить за ходом вашей презентации.

Чтобы выделить основные идеи вашей презентации, подумайте, как бы вы ответили на следующие два вопроса:

·        какие идеи будут соответствовать целям моей презентации?

·        какие идеи мои слушатели должны запомнить лучше всего?

Основные идеи должны:

·        служить конкретным целям,

·        содержать умозаключения,

·        быть интересными,

·        и их не должно быть много (обычно не более четырех - пяти).

Существует много способов выделения основных идей презентации. Например, с помощью приемов, заимствованных из теории рекламы и продаж товара. Проверьте себя – отвечая на вопросы:

1.              Кто?

2.              Что?

3.              Где?

4.              Почему?

5.              Когда?

6.              Как?

Используйте при этом тот самый "портрет потребителя" (обобщенный портрет слушателя), который Вы создали себе в соответствии с рекомендациями предыдущего материала.

Четвертый шаг - подбор дополнительной информации

Речь идет о том, что очень полезно включить какую-то дополнительную информацию, которую Вы будете использовать для поддержки основных идей. То есть - после того как Вы выделите основные идеи презентации, Вам необходимо подобрать материал, сопровождающий эти идеи.

Такой дополнительной информацией могут быть:

·       примеры,

·       сравнения,

·       цитаты,

·       открытия,

·       статистика,

·       графики,

·       аудио и видео материалы,

·       экспертные оценки.

Например, в презентации о внедрении Интернет-образования в средних школах можно выделить две основные идеи:

·        расширение возможностей для учителей использовать большое количество дополнительных материалов на уроках;

·        повышение заинтересованности школьников путем внедрения новых методов обучения.

Пятый шаг – планирование вступления

Работа над вступлением  соответствует пятому шагу планирования презентации соответственно.
Слушатели формируют мнение о Вас уже в первые несколько минут. После этого очень сложно изменить это мнение.

Сделайте все возможное, чтобы это мнение было позитивным. У Вас не будет второго шанса произвести первое впечатление! Подумайте о том, что Вам нужно сказать во вступлении.

Как минимум необходимо:

·        представиться (имя, должность, организация);

·        сказать, сколько будет длиться ваша презентация;

·        договориться о том, когда можно задавать вопросы - во время презентации или после;

·        представить тему вашей презентации;

·        установить доверительные отношения со слушателями;

·        заставить аудиторию слушать Вашу презентацию.

Для того чтобы достичь целей вступления, помните о четырех советах, весьма полезных при подготовке вступления вашей презентации.

·       Привлеките внимание. (Привлечь внимание во вступлении можно цитатой или интересными данными.)

·       Укажите основные идеи. (Перечень основных идей необходим для того, чтобы настроить слушателей на тему Вашей презентации).

·       Укажите интересы аудитории. (Для чего аудитория пришла Вас слушать? Что полезного в Вашей презентации для слушателей? Расскажите об этом, и Вас будут слушать с еще большим вниманием.)

·       Используйте уместные слова и жесты. (Заранее продумайте – насколько естественна для ДАННОЙ аудитории привычная Вам жестикуляция, а также привычный Вам стиль общения, не будут ли они чужды для данной аудитории?)

Вот несколько распространенных типов вступлений, которые Вы можете использовать в своей презентации:

·       цитаты,

·       риторические вопросы,

·       декларативные заявления,

·       ситуации из жизни,

·       текущие события,

·       план действий,

·       истории из жизни замечательных людей.

Выбор в первую очередь зависит от Вас, Вашего материала и специфики аудитории.

Если вы не хотите настроить вашу аудиторию негативно (или даже обидеть) с самого начала, соблюдайте ряд правил.

Прежде всего, избегайте замечаний по поводу пола, расы, религии, политики и тещ. Пять «смертных грехов» вступления включают:

·       извинения;

·       длинные и медленные предложения;

·       очевидные наблюдения;

·       банальные вопросы;

·       истории и анекдоты, не относящиеся к предмету выступления.

Хорошо, если Вы скажете что-нибудь приятное собравшимся, это всегда будет воспринято положительно. Но стоит ли начинать Ваше знакомство с аудиторией с шутки – это сложный вопрос. Аудитория может оказаться неожиданно более ранима к Вашим шуткам, чем Вы ожидаете, и сочтет это панибратством. Поэтому пока у Вас не установился контакт с аудиторией, держите себя предельно корректно.

Из сказанного следует, что Вам имеет смысл подготовить НЕСКОЛЬКО возможных вступлений, даже на одном и том же материале.

Учтите: программа PowerPoint позволяет Вам делать РАЗВЕТВЛЕННЫЕ презентации, и Вы можете управлять уже во время доклада – по какой из ветвей Вы пойдете. Поэтому в случае необходимости и при наличии некоторого опыта Вы сумеете легко «подстраиваться» к настроению зала – для того, чтобы повести аудиторию за собой и добиться своей цели.

Шестой шаг – логика и переходы

Разработка логики подачи материала является шестым шагом планирования вашей презентации.

Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а слушателям было легко за ней следить, Вам необходимо продумать переходы:

·       от вступления к основной части презентации,

·       от одной основной идеи к другой,

·       от одного слайда к другому.

Переход - это связь между окончанием одной важной идеи и началом другой.

Обязательно продумайте – каким образом Вы будете давать аудитории понять, что Вы закончили обсуждение одного тезиса Вашего доклада и переходите к следующему.

Помогите слушателям сформулировать для себя понимание того, КАК увязаны в Вашем выступлении эти части.

С помощью переходов создается естественный ход презентации, что позволяет аудитории легко следить за Вашим рассказом. Для обозначения перехода можно:

·       использовать короткие фразы,

·       найти привлекающее внимание высказывание,

·       привести актуальную статистику,

·       использовать шутку или шокирующее заявление,

·       выдержать паузу,

·       изменить тон голоса.

Если Ваша презентация следует за чьей-либо еще, или Вас представляет кто-нибудь из организаторов, постарайтесь встретиться с этим человеком накануне и выяснить, о чем он будет говорить.

Так Вы сможете подготовить красивый переход от его речи к своему выступлению.

Седьмой шаг – структура

Седьмым шагом планирования презентации является создание структуры основной части.

Очень важно, чтобы за структурой презентации стояла логика подачи материала.
Только тогда можно говорить с уверенностью о том, что Ваши идеи будут понятны слушателям.

Какие бывают типы логической последовательности?

Материал можно излагать:

·       в хронологическом порядке,

·       в порядке приоритета,

·       в территориальном порядке,

·       в тематической последовательности,

·       структурируя его по принципу «проблема-решение».

Какой бы метод Вы ни выбрали, самое главное, чтобы он соотносился именно с Вашим материалом. Подкрепляйте Ваши идеи дополнительной информацией в виде примеров, цитат, статистики, историй, определений, сравнений и т.д.

Хронологический порядок - один из типов логической последовательности структуры Вашей презентации:

·       сначала Вы описываете события в прошлом;

·       затем рассказываете о ситуации в настоящем;

·       потом предполагаете, что произойдет в будущем.

Второй тип логической последовательности - это подача материала в порядке приоритета:

·       сначала Вы фокусируете внимание аудитории на самых важных вещах;

·       затем переходите к менее значительным.

Например, в презентации об Интернет - образовании Вы можете сказать: «Из всех задач, стоящих перед программой информатизации образования, наиболее важной является приобщение к компьютеру детей сельских школ».

Территориальный порядок изложения материала довольно специфичен.
Он может быть полезен в том случае, если в Вашей презентации обсуждаются идеи или проблемы различных географических областей.
Например, Вы можете использовать территориальный порядок, когда говорите о внедрении информационных технологий в образование в различных регионах России.

Тематический подход - четвертый тип логической последовательности подачи материала. Еще его можно назвать противоположным способу подачи материала в порядке приоритета.

Вы начинаете презентацию с менее важных идей, затем переходите к более интересным, а заканчиваете самыми значительными.
Такой подход дает возможность Вашим слушателям запомнить самую важную информацию, так как о ней Вы будете говорить в конце презентации.

Вы можете также структурировать Ваш материал по принципу «проблема - решение»:

·  сначала Вы обращаете внимание аудитории на существующую проблему;

·  затем объясняете, почему эта проблема возникла;

·  только после этого предлагаете свои рекомендации или решение проблемы.

Здесь же, если Вы считаете уместным, можно дать аудитории подумать над своим собственным решением этой проблемы.

Восьмой шаг – заключение

Подготовка яркого и запоминающегося заключения - последний, восьмой шаг планирования презентации.

Хорошее заключение очень важно для успеха всей презентации.

Еще раз выскажите основную мысль Вашей презентации.

«Бросьте вызов» аудитории. Призовите к действию или пригласите на следующую презентацию.

Ниже приведены ключевые составляющие заключения:

·       яркое высказывание - переход к заключению;

·       повторение основных идей презентации;

·       подведение итогов;

·       короткое и запоминающееся высказывание в конце.

Ваше заключение должно быть позитивным и уверенным. Избегайте пяти «смертных грехов» заключения:

·       изменения стиля ведения презентации;

·       признания в том, что Вы что-то забыли рассказать;

·       заключения без подведения итогов;

·       извинений;

·       бессвязной речи.

Так же как и для вступлений, существует несколько типов заключений:

·       возвращение к теме вступления;

·       призыв к действиям;

·       «вызов»;

·       рассказ о том, что последует за этой презентацией.

Вы также можете использовать все те приемы, которые подходят для вступления: цитаты, риторические вопросы, ситуации из жизни, текущие события или истории из жизни замечательных людей.

Требования к докладчику

Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне?

Вот только некоторые из них:

·       энтузиазм,

·       организованность,

·       настрой на аудиторию,

·       гибкость,

·       правильный язык телодвижений,

·       чувство юмора,

·       хороший словарный запас,

·       разнообразие тона голоса,

·       настрой на достижение цели.

Подумайте над другими характеристиками.

Отсутствие у Вас каких-то характеристик из перечисленных НЕ ДОЛЖНО служить препятствием к Вашему выступлению!!!

Если Вы понимаете, что каких-то характеристик нет, то Вы можете с помощью предварительной подготовки ПОМОЧЬ себе и "заложить" в готовящуюся Вами презентацию соответствующие моменты и аспекты.

Единственно без чего Ваше выступление обречено на провал, и Автор Вам честно говорит об этом - если у Вас отсутствует настрой на достижение цели. Всего остального можно добиться. Без чего-то можно обойтись.

Например, нет у Вас "правильного языка телодвижений", никто Вам не преподавал того, что называется в театральных ВУЗах "Основы сценического движения". Это можно скрыть, выбрав соответствующую манеру ведения доклада.

Если Вы косноязычны, то хорошо сделанная Вами презентация и ограничение себя короткими фразами помогут Вам это скрыть и прослыть блестящим лаконичным и четким оратором.

Но Вы никогда не скроете отсутствия желания добиться поставленной цели. В этом случае - лучше отказаться от проведения доклада. Это - горько, но зато убережет Вас от провала, причем провала очевидного, но непонятного: вроде бы всё сделали ПРАВИЛЬНО, а ОТКЛИКА не получили... А всё дело в том, что не было у Вас того, что спортсмены, каскадеры, циркачи называют емким словом КУРАЖ (по-французски - отвага).

Итак, с точки зрения Автора - был бы кураж в сердце, а остальное всё приложится!

Итак, главное требование к докладчику: энтузиазм и настрой на достижение цели, то есть первый и последний пункты в нашем списке требований.

Упражнения

Мысленно (или на бумаге) подготовьте структуру Вашего доклада по любой теме.

По каждому из предложенных шагов подготовки презентации сделайте свои заметки.

Попытайтесь сделать презентацию в виде «бумажных слайдов», то есть на листках бумаги. Практика показывает, что лучше, если это будут простые тетрадные листки или даже каталожные карточки, чем листы формата А4. Дело в том, что Вам пока что важнее содержание, чем форма, а на листах формата А4 Вы будете бессознательно готовить их как бы для демонстрации аудитории. Это будет Вас сковывать.

Уединитесь и попытайтесь рассказать эту Вашу «презентацию» (это пока ещё не репетиция, которая в нашем списке этапов есть пункт третий!) воображаемому слушателю.

Во время работы Автора в качестве профессионального физика, это называлось «рассказать табуретке». Вот и доложите табуретке (обязательно ВСЛУХ и с необходимой жестикуляцией!) свою презентацию. Вы удивитесь, как много дельных вопросов сумеет задать этот слушатель! Честное слово!

Заметьте, мы говорим просто пока об устном докладе, без всякого компьютера, скорее, даже всего лишь о некоторой схеме доклада, какого-то публичного выступления!  Но если у Вас не будет такой схемы для презентации, которую Вы будете готовить, то, как же Вы эту самую презентацию подготовите?

Желаю успеха!

 

Классификация презентаций

© Московский Центр Интернет-образования, 2004 г.

© Ястребов Л.И. 2004 г.

В литературе не существует общепризнанной классификации презентаций по типу содержания и оформления. Поэтому текст, содержащийся ниже – разработки и наблюдения Автора, который будет благодарен своим ученикам за критику и пожелания по этому (да, впрочем, и по всему остальному!) материалу.

 Введение

Приступая к созданию презентации, необходимо представлять:

·  каковы цели, которые Вы хотите достичь в результате показа данной презентации

·  какие задачи Вам предстоит решать в ходе Вашего выступления;

·  какова аудитория, перед которой Вам предстоит выступать

·  какова мотивация Вашей аудитории к тому, чтобы Вас слушать

·  в каких технических условиях она будет демонстрироваться;

Несмотря на всю очевидность этих пяти пунктов, Автор в процессе очного обучения слушателей в Московском центре Интернет-образования, неоднократно обнаруживал что человек, создающий презентацию (особенно, новичок), с недоумением воспринимал вопрос – каковы цели Вашей презентации, зачем Вы её делаете? Ему было достаточно того, что он хочет о чем-то рассказать.

Вместе с тем, Автор много раз сталкивался с прекрасным интуитивным пониманием целей и задач создания презентации.

Поэтому Автор полагает, что данный раздел является не слишком обязательным, но для некоторых слушателей – полезным.

Итак, приступим.

Условия демонстрации

Прежде всего, необходимо решить – в каких условиях будет использоваться Ваш материал. Я бы выделил 3 ситуации:

1.                                             Проецирование слайдов на большой экран. Участники собрания (слушатели) следят за показом со своих мест.

2.                                             Участники собрания (слушатели) во время Вашего выступления видят на своих компьютерах Вашу презентацию. Вы даете пояснения (неважно, с помощью большого экрана или используя свой собственный компьютер). При этом Вы управляете показом словами, говоря: следующий слайд, на следующем слайде и т.д.

3.                                             Слушатели самостоятельно знакомятся с Вашей презентацией (без ваших комментариев и без Вашего присутствия).

Ситуация № 1 – доклад, отчет, лекция, ознакомительный урок.

Ситуация № 2 – учебный класс, урок, семинар.

Ситуация № 3 – презентация в роли раздаточного (электронного) материала (самотестирование, повторение материала, описание предстоящей лабораторной работы, справочные материалы).

Соответственно меняются требования к подготовке Ваших материалов.

Доклад в аудитории

В Ситуации № 1 (доклад) только Вы решаете, что показывать, в какой последовательности (если Вы предусмотрели в презентации средства ветвления презентации). Поэтому не выдвигается требований к тому, чтобы средства «навигации» по слайдам были бы интуитивно понятны слушателям.

Однако необходимо учитывать расстояние от слушателя (зрителя) до экрана.

Вы можете использовать старый театральный принцип «предмет, меньший, чем спичечный коробок, из зала не виден». Это означает, что Вы не можете делать слишком мелкий текст на слайдах, поскольку он не будет виден слушателям.

Более того, Вы должны учитывать особенности восприятия Вашего доклада: на Вас смотрят «холодными глазами». Как правило, никто не заинтересован вчитываться и всматриваться в текст на Ваших слайдах.

Следовательно, Вы должны очень четко структурировать Ваш материал. На слайды Вы должны помещать только опорные тезисы Вашего выступления, которые Вы должны в ходе выступления раскрывать и развивать.

Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране.

Семинар

Ситуация № 2 отличается от предыдущего случая тем, что слушатели могут вчитываться в Ваш текст. Поэтому Вы можете располагать на слайдах больше текста и текст Вы можете делать более мелкий. При этом требования к созданию навигации по презентации – более жесткие, чем в предыдущем случае, поскольку управлять презентацией должны теперь Ваши слушатели, а не её автор, знающий все нюансы.

Раздаточный электронный материал

В этом случае Вы уже не можете вмешиваться в работу слушателя с презентацией. Навигация должна быть интуитивно понятной, все ненужные разветвления должны быть заблокированы. Тексты и иллюстрации должны быть выверены так, чтобы не возникало лишних вопросов. Такая презентация может быть снабжена дополнительным печатным материалом.

Типы презентаций

Как мы уже говорили, презентация – это последовательность экранов (слайдов), на которых могут быть текстовые материалы и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики). Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). Обсудим возможные типы презентация, выстроив их по степени «оживляемости» различными эффектами.

Официальная презентация.

Это – различного рода отчеты, доклады и т.д. перед вышестоящим начальством.

Как мы уже говорили – на Вас смотрят «холодными» глазами.

Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов.

Возможные анимационные эффекты строго дозированы. Развлекательный элемент сведен к минимуму. При этом Вы должны учитывать, что одна из Ваших задач – расположить аудиторию к себе, то есть воздействовать не только на сознание, но и на эмоции.

Как ни удивительно – одним из способов такого воздействия является чёткое структурирование, минимум вводных слов, крупный текст (люди не напрягаются, читая Ваши слайды). Обязательно Подведение итогов в конце доклада, а если есть возможность, то имеет смысл давать краткие выводы по ходу дела.

Рассчитайте время, отводимое Вам на доклад.

Вы должны учитывать, что человеческому сознанию требуется некоторое время, чтобы просто осознать картинку, которая перед ним появилась.

Обычно слайд (если на нем нет «анимационных наворотов», а они могут быть просто вредны в официальной презентации) должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.

Если какая-то картинка (или слайд целиком) появилась на 5 секунд, Вы не дали возможности её рассмотреть и тут же сменили её другой, то аудитория не будет Вами довольна: она будет считать, что Вы её подгоняете!

Другое дело, если Вы СОЗНАТЕЛЬНО пошли на это. А именно – пролистываете кучу слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «вот тут приведен разного рода ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ материал, но я его хочу пропустить, чтобы не влезать в подробности», то аудитория будет испытывать к Вам благодарность. Правда, такой прием делать в НАЧАЛЕ и в КОНЦЕ презентации – есть финт рискованный. А вот в СЕРЕДИНЕ – вполне возможно.

Если на появившемся слайде сразу приводится сложная диаграмма, а Вы начинаете тут же её обсуждать, то подсознательное раздражение слушателей Вам обеспечено. Необходимо проговорить вводные слова (на этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б). Вы должны дать время аудитории вчитаться и всмотреться в диаграмму.

Слайд, вероятно, не должен находиться на экране больше 40 – 60 секунд. (Сюда не входит время случайно возникшего обсуждения!).

Следовательно, если Вам по регламенту отведено 10 минут, Ваша презентация ни в коем случае не должна иметь больше 10 – 15 ДЕМОНСТРИРУЕМЫХ слайдов. (Количество скрытых слайдов, которые Вы будете вызывать по гиперссылкам для ответов на вопросы, конечно, не ограничено).

Вы должны учитывать, что в ходе доклада Вы можете волноваться. Это может привести либо к «проглатыванию» каких-то кусков текста (что уменьшает широту представленного материала), либо к повторам и излишним вводным словам.

С этими опасностями нужно бороться, повторяем, четким структурированием и «выбрасыванием» на слайд ВСЕХ тезисов Вашего доклада, не оставляя ничего важного за кадром.

Автор открыл для себя такой прием.

Он, готовясь к лекции, сделал большую презентацию («Основы растровой графики»), рассчитанную приблизительно на 2 часа. Это была УЧЕБНАЯ презентация (то есть выступление в большой аудитории, но не перед начальством). Там было несколько слайдов, структурно похожих друг на друга. Описания объектов Автор делал анимированными, то есть по щелчку мыши на экране появлялось очередное свойство. Так вот, на РЕПЕТИЦИИ доклада Автор обнаружил, что в силу склероза и понятного эмоционального напряжения от выступления перед сотней человек он иногда ПУТАЕТСЯ, поскольку не может точно вспомнить – а вот на ЭТОМ слайде сколько свойств задумано к обсуждению. Поэтому могли возникнуть неприятные ситуации: Автор говорит – теперь рассмотрим следующий слайд, щелкает мышкой, а на экране возникает ещё одно свойство обсуждавшегося объекта. Тога нужно будет извиняться и говорить – ах, простите, я путаюсь в собственном материале.

Так что же сделал Автор? Он схитрил и теперь одновременно с последним демонстрируемым объектом на каждом слайде у него появляется маленькая зеленая стрелочка, причем её появление анимировано (чтобы её не пропустить взглядом!). Конечно, для маскировки на неё навешена гиперссылка «Переход на следующий слайд». Но на самом-то деле – это всего лишь ФЛАЖОК, который говорит, что слайд показан полностью, и можно двигаться дальше!

Официально-эмоциональная презентация

Такого словосочетания нет в словарях. Сейчас поясним, что мы имеем в виду.

Представьте себе, что Вы хотите сделать отчет не перед вышестоящим начальством, а перед своим коллективом или просто – коллективом единомышленников.

Например, ответственный секретарь Федерации Интернет Образования Сергей Владимирович Монахов выступает перед слушателями очередного очного потока в Московском центре Интернет-образования с рассказом о том, что такое Федерация и каковы цели и задачи проекта Поколение.ru.

По его заданию и под его руководством создается соответствующая презентация.

С одной стороны – это официальный документ. С другой стороны – здесь не только допустим, но даже приветствуется эмоциональный настрой.

Поэтому дизайнер и создатель презентации Ирина Альбертовна Потапова оказалась перед очень трудной задачей: как совместить эти два подхода?

Кроме того, официальная презентация требует некоторого единого шаблона оформления, а это может приводить как раз к единообразию, то есть к скуке, которая тоже является эмоциональным проявлением, но не тем, которого хочется добиться.

Задача была решена блестяще!

Фактически, презентация была разбита на три части (это не зафиксировано в самой презентации). Первые две из них – рассказ о Проекте и рассказ об открытии новый центров Федерации – были выдержаны в едином цветовом решении. При этом часть, посвященная открытию новых центров, состояла из похожих друг на друга слайдов. Это - решение, субъективно подчеркивающее серийность этих центров. То есть вот Вам воздействие на слушателя на ЭМОЦИОНАЛЬНОМ уровне!

А последняя часть презентации была посвящена различным мероприятиям Федерации, в частности, Интернет-фестивалям. В этом рассказе было важно донести до аудитории ДУХ, царивший на этих фестивалях. И это было сделано, причем буквально методами кинематографического монтажа, повторяю с самой минимальной анимацией.

Этот монтаж достигался просто сменой планов (от, грубо говоря, портретного плана – к общему), с минимумом пояснений.

В результате цель была достигнута: была сделана официальная презентация, сочетающая информацию с эмоциональным воздействием.

Можно представить себе ситуацию (увы, фантастическую), в которой классный руководитель на родительском собрании рассказывает о проблемах, достижениях и перспективах с помощью презентации.

Думаю, что такая презентация тоже может быть отнесена к официально-эмоциональному типу.

«Плакаты»

Презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. Высоко желателен единый шаблон оформления. То есть если он изменяется от слайда к слайду, для этого должны быть какие-то веские причины. Без нужды его не следует менять.

В качестве примера – географические карты, плакаты по устройству автомобиля и т.д.

 «Двойное действие»

На слайдах помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его.

Например, в случае «пояснений» Вы, рассказывая об устройстве танка Т-34, приводите визуальный материал – фотографию танка, а в текстовом материале сообщаете его тактико-технические характеристики.

В случае «расширений» Вы, оставляя тот же визуальный ряд, в текстовом материале приводите данные о боевом применении танков, об искусстве танковых прорывов и т.п. В сопровождающем рассказе Вы не касаетесь содержания текстов. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, Вы задействуете три механизма восприятия – зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что Вы говорите, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.

Вы можете построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот.

Двойственность действия тут в том, что в дополнение к обычному воздействию – зрительное и слуховое, появляется третье.

Такая загрузка слушателя, вероятно, наиболее эффективна в предметах гуманитарного цикла – география, история, мировая художественная культура.

 

Например, рассказывая об эпохе Петра Первого, Вы можете постоянно держать на экране его портрет, а менять сведения о его деяниях. Вы можете также приводить на экране постепенную смену его портретов в хронологической последовательности, увязывая их с событиями в истории России. Вы можете также использовать анимацию, при которой один портрет как бы растворяется, а его заменяет другой.

 

Интерактивный семинар (урок)

Если Вы планируете провести урок, семинар (доклад ) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации – в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на Ваши вопросы и суждения.

В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.

Материал для самостоятельной проработки

Как мы уже говорили, если презентация предназначена для самостоятельной проработки, её интерфейс, навигация по слайдам, возможности разветвления должны быть хорошо продуманы.

Если смена слайда осуществляется по щелчку мыши или другим стандартным способом, то специальные кнопки для перехода к СЛЕДУЮЩЕМУ слайду представляются Автору излишеством, загромождающим слайд. (ведь это – просто дублирование элементов навигации). Другое дело, когда это «флажки», говорящие, что можно двигаться дальше (см.выше).

Материал должен быть изложен исчерпывающе подробно, потому что у зрителя нет возможности переспросить докладчика.

Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на не правильную ветвь. Говоря на инженерном языке, навигация должна быть «застрахована от дурака», причем средствами техническими. Например, нельзя уйти с данного слайда иначе как щелчком по кнопкам «Да» или «Нет».

Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она Вами создается именно как ЭЛЕКТРОННЫЙ материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид.

В некотором смысле такая презентация стоит на другом полюсе, чем официальная презентация, как по требованиям к составу и нацеленности текста, так и по требованиям к включению анимационных эффектов, и по требованиям к строгости и единообразию оформления.

Информационный ролик

Несколько особняком стоит такая презентация, как рекламный (информационный) ролик.

Представьте себе, что у Вас в учреждении проводится День открытых дверей или Вы принимаете участие в какой-либо Выставке или ещё какое-то мероприятие, на котором Вы используете компьютер с установленным на нем информационном роликом презентации.

Тут требования совершенно иные, чем раньше.

С одной стороны – это материал, отчужденный от Вас. Ролик должен крутиться самостоятельно и независимо от Вас, причем автоматически возвращаться на начало.

Весь показ проходит в АВТОМАТИЧЕСКОМ режиме.

Ваша задача – привлекать внимание посетителей Выставки, которые проходят мимо Вашего стенда. Следовательно, в Вашей презентации должны быть достаточно крупные тексты, информационно-рекламного характера («105 % наших выпускников поступают в ВУЗы» – такая надпись, полагаю, привлечет внимание!). Должны быть НАГЛЯДНЫЕ материалы, рассчитанные на БЫСТРОЕ восприятие.

Может быть МНОГО анимационных эффектов (но – не чрезмерно много!) На одном слайде может быть несколько фотографий, накладывающихся друг на друга.

Очень хорошо, если такой ролик сопровождается дикторским поясняющим текстом, звучащим из колонок.

Слайд может удерживаться на экране время меньшее чем, если бы Вы делали личный доклад. Должны быть броские или хотя бы ПОНЯТНЫЕ заголовки, должны быть картинки, иллюстрирующие эти заголовки, но вовсе не необходимо давать возможность посетители Вашего стенда ДОСКОНАЛЬНО вникать в материал.

Задача Вашего ролика – заинтересовать посетителя, чтобы он к Вам обратился за пояснениями, или хотя бы он запомнил, что есть на свете вот такая организация, делающая интересное дело.

Соответственно возникают требования и композиции Вашей презентации, к её монтажу.

На взгляд Автора, к таким рекламным роликам вполне применимы обычные приемы построения киносценариев, особенно для остросюжетных детективов.

А именно – интригующее (или хотя бы интересное) начало. А затем – нарастание темпа событий, а в конце – уже полный калейдоскоп событий (в детективах часто - душераздирающая погоня, драка с главным плохим парнем или ещё что-то этакое, кульминационное).

Соотношение числа событий в таких фильмах обычно (увы, я не помню, где я это читал!) 1:2:3 на единицу времени. Опять-таки не помню, кто в качестве примера такого монтажа (для кино!) приводил «Трех мушкетеров». (Медленное начало, постепенное увеличение числа событий и, наконец, калейдоскоп действий в конце книги!)

Презентация, сделанная И.А.Потаповой (см. выше), на взгляд Автора, прекрасно отвечает этому принципу!

При этом заметьте, что Автор, обсуждая презентацию И.А.Потаповой, говорит о скорости (то есть о характеристиках времени), хотя там нет никаких автоматических переходов слайдов, то есть темп восприятия  задается только ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ характеристиками оформления слайдов и отбором материалов, которые выкладываются на слайды.

Другие рекомендации: время.

Итак, мы обсудили 7 типов презентаций.

Официальная презентация.

Официально-эмоциональная презентация

«Плакаты»

«Двойное действие»

Интерактивный семинар (урок)

Материал для самостоятельной проработки

Информационный ролик

 

Это – деление условное. Оно напоминает разложение векторов по осям координат. Если вектор не расположен строго параллельно какой-либо оси, то в нем есть составляющие от других осей.

Поэтому не следует относиться к данным рекомендациям, как к чему-то фиксированному.

Следует остановиться на расчете времени для первых 5 типов презентаций.

У начинающих часто возникает желание такого типа: сделаю презентацию полностью автоматической, пусть будет очень эффектно: я стою в сторонке, презентация САМА крутится, а я только комментирую происходящее на экране.

Такой соблазн часто возникает ещё и потому, что в Программе есть замечательные возможности по репетиции, а также по запоминанию времени, отводимому на каждый слайд.

Точно так же есть соблазн сделать ВСЮ анимацию на слайде полностью по времени.

Совет Автора: не делайте ни того, ни другого, особенно если Вы – начинающий докладчик!

 Представьте себе, например, что Вы сделали смену слайдов по времени (истекло положенное время, и слайд сменился!) а во время доклада уронили указку, или мышку, курсором которой показываете, да просто закашлялись!

Да ещё более простая ситуация! Вам просто кто-то из присутствующих подал реплику, и Вы оказались вынуждены потратить на ответ 20 секунд. Произошла смена слайда, пошли один за другим Ваши тезисы  на новом слайде, а Вы все ещё комментируете ушедший слайд. Вам придется извиняться, останавливать показ, возвращаться на нужный слайд, продолжать комментарии, а затем снова запускать презентацию, но уже из середины. Несомненно, впечатление от Вас будет скомкано!

Поэтому - не рискуйте понапрасну!

Кроме того -  следует избегать анимации заголовков на ПУСТОМ слайде.

Действительно, пусть фон Вашего слайда – белый, а Вы включили анимацию заголовка «по щелчку».

Представьте реакцию зрителя, которому показывают яркий белый экран (ну, пусть не белый, но все равно – пустой!), на котором с какой-то задержкой (щелчок – всегда задержка!) появляется заголовок. Возникает микро-пауза в ритме восприятия, которая вредит впечатлению от Вашей блестящей презентации.

Если Вам так уж нужно, чтобы появление заголовка было «прочувствовано» слушателями, поставьте анимацию заголовка в режиме «сразу после предыдущего».

 

Заключение

Автор предполагает, что Вы будете возвращаться к материалу данной темы. Поэтому он вынесен в начало курса, а не в конец: для того, чтобы материал в ходе обучения всегда  была Вам доступен.

Желаю успеха!