ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

 

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов 

к учебному модулю УМ-МИ10 «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Специальность: 032100.00 Математика с дополнительной специальностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Тема: «Методика использования ЦОР при введении понятий и решении задач теории вероятностей и математической статистики»

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

- развитие навыков проектирования занятий различного типа по предмету с применением информационных и компьютерных технологий;

- развитие навыков групповой работы и педагогического взаимодействия при подготовке и проведении фрагмента урока;

- способствовать развитию у студентов  коммуникативных умений, способностей к рефлексии, творческой активности, педагогической импровизации, формированию собственной позиции на обсуждаемую проблему.

 

2. Краткие теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия.

Материалы представлены в папке «Дополнительные материалы УМ-МИ10» в папке «К практическому занятию», а также в файлах: «Компьютерные презентации на уроках математики»; «Компьютер в обучении математике»; «Математика случайного»; «Методические рек. по исп уч-ов»; «Создание инновационных учебных продуктов»; «Публикация»; «Методики применения ЦОР»; «Пед. аспекты формир. кол. ЦОР»; «Презентация»

 

3. Раздаточный материал, используемый на занятии

Для анализа, оценки и дальнейшей деятельности на занятии каждому студенту выдаются оценочные листы по числу представленных фрагментов уроков.

Оценочный лист

Тема:

Учитель:_________________                                                            Эксперт:____________________

1. Проводим наблюдение за действиями учителя. Фиксируем ключевые моменты урока

Действия учителя

Примечания

Мои идеи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализируем и оцениваем

Вопрос

Ответ

Мои идеи

Чему хотел научить учитель?

 

 

Удалось ли ему научить?

 

 

Какую цель учитель ставил?

 

 

Достиг ли он своей цели?

 

 

Какие методы и приемы он использовал?

 

 

Насколько они адекватны целям?

 

 

Что мне понравилось?

 

 

Что мне не понравилось?

 

 

 

3. Подводим итог (напишите коротко свое мнение по поводу представленного фрагмента урока, отметьте замечания, поставьте общую оценку по пятибалльной шкале)

 

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Примечание

Ноутбук

Для демонстрации и визуализации алгоритма решения задачи

Желательно предусмотреть наличие колонок для звукового сопровождения

Проектор

ЦОР «Математика 5 – 11 классы. Практикум»

УМК №15 «Вероятность и статистика»

 

 

5. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы.

Подготовка к занятию заключается в следующем:

·       Ознакомиться с дополнительными материалами по теме занятия (папка «К практическому занятию»;

·       Ознакомиться с содержанием разделов  «Теория вероятностей» и «Математическая статистика»», представленных в ЦОР «Математика 5 – 11 классы. Практикум» и УМК №15 «Вероятность и статистика»                                        

·       Разработать фрагмент урока по разделу «Теория вероятностей и математическая статистика». Фрагменты урока разрабатываются по группам

Первая группа разрабатывает фрагмент урока объяснения нового материала «Основные комбинаторные соединения» с использованием ЦОР -  УМК №15 «Вероятность и статистика» (ВЛ Комбинаторика)

 

 

 

 

 

 

Вторая группа разрабатывает фрагмент урока-практикума «Частота и вероятность» (Уроки «Частота» и «вероятность»)

 

Третья группа разрабатывает фрагмент урока «Равновозможные исходы испытания» с использованием ЦОР -  УМК №15 «Вероятность и статистика» (Уроки «Равновозможность исходов»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертая группа разрабатывает фрагмент урока решения задач «Классическое определение вероятности» с использованием ЦОР -  УМК №15 «Вероятность и статистика» (Уроки «Классическое определение вероятности», ВЛ «Классическая вероятность»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие требования к разрабатываемому фрагменту урока:

-        фрагмент урока должен быть логически завершенным (от постановки задачи до ее решения);

-        фрагмент урока не должен превышать по продолжительности 15 минут;

-        фрагмент урока должен в обязательном порядке предусматривать использование ЦОР;

-        разработанный фрагмент урока должен иметь полное описание, представленное в электронном и печатном варианте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6. Вопросы для обсуждения

·   Оцените достоинства и недостатки (плюсы и минусы) проведения занятия с использованием ЦОР;

·   Какие формы занятий по разделу «Теория вероятностей и математическая статистика» вы можете предложить с использованием материалов ЦОР? Как это может повлиять на эффективность учебного процесса?

·   Выскажите свои предложения по организации самостоятельной работы учащихся с материалами ЦОР по разделу «Теория вероятностей и математическая статистика»? Какие результаты вы при этом ожидаете получить?

·   Каким образом материалы ЦОР могут быть использованы при индивидуализации и дифференциации обучения школьников?

7. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Практическое занятие проводится в форме мастер-класса

Данная форма занятия наиболее полно соответствует логике компетентностного подхода, т.к. позволяет моделировать профессиональную деятельность, осуществлять обучение студентов через решение профессиональной задачи, изменение его ролевых позиций (учитель, ученик, наблюдатель, эксперт); формирует готовность  к творческой деятельности, профессионально значимые личностные качества (уверенность в себе, способность к педагогической рефлексии, творческой активности, самосовершенствования и саморазвитию), педагогические способности (коммуникативные, дидактические, организаторские); способствует овладению педагогической техникой и технологией.

Предварительная подготовка и организация занятия

Предварительная подготовка заключается в следующем:

 

1. Предварительная работа со студентами. Заранее (вначале изучения модуля) необходимо проинформировать студентов о запланированном занятии, форме его проведения. Разбить учебную группу студентов на три рабочие группы, четко сформулировать задание, объяснить, что от них требуется. Обеспечить консультационную помощь. Определить кандидатуры студентов, которые будут выступать в роли учителя. Необходимо заранее обсудить с «учителями» из числа студентов сценарий самого мастер-класса, сценарии разработанных ими фрагментов уроков, проверить готовность их к проведению занятия.

2. Подготовка аудитории. Поскольку мастер-класс предполагает некий элемент состязательности, столы в аудитории можно условно разделить на две половины. Рабочие группы займут каждая свою сторону. В этом случае не сложно будет изменять их ролевые позиции во время проведения фрагментов уроков. Во время проведения урока, разработанного одной группой, все участники этой группы выступают в роли «учеников», а вторая группа выступает в роли экспертов.

В аудитории необходимо заранее установить мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, колонки, экран), проверить их работоспособность. На компьютер необходимо заранее установить соответствующий ЦОР, проверить все режимы работы с ним.

3. Подготовка раздаточного материала. Заранее необходимо подготовить и размножить оценочные листы.

План проведения занятия:

-   постановка целей и задач;

- проведение каждой группой фрагментов уроков  с последующим заполнением оценочных листов и обменом мнений;

-   обмен заданиями между группами 1 →2 → 3 → 4 →1;

-  работа по группам «Импровизация фрагмента урока» (используются «Мои идеи» из оценочного листа)

- демонстрация импровизаций;

- обсуждение;

- подведение итогов.