ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

 

Кафедра алгебры и методики преподавания математики

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю: УМ-МИ10 «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики»

 

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля (выписка из ГОС ВПО по специальности 032100.00 «Математика с дополнительной специальностью», учебный курс ОПД.Ф.04 «Теория и методика обучения математике»). Содержание школьного образования в области математики, применительно к изучению предметной линии «Теория вероятностей и статистика»[1]. Дифференцированное обучение математике на старшей ступени школы, применительно к изучению предметной линии «Теория вероятностей и статистика». Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении математике и активизации познавательной деятельности учащихся, в частности при изучении предметной линии «Теория вероятностей и статистика».

Аудиовизуальные  технологии обучения математике. Интерактивные технологии обучения. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий по теме «Теория вероятностей и математическая статистика» и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов по теме «Теория вероятностей и математическая статистика».

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Теория вероятностей и математическая статистика». Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся при изучении темы «Теория вероятностей и математическая статистика».

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в школе применительно к изучению темы «Теория вероятностей и математическая статистика».

 

2. Цель учебного модуля

Содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя математики и информатики в области применения современных информационно-коммуникационных технологий на основе овладения содержанием модуля «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики».

 

3. Задачи учебного модуля

1.     Формирование у студентов современного взгляда на теорию вероятностей и математическую статистику, как науки, активно использующие в своих исследованиях новые информационные технологии.

2.     Инициирование самообразовательной творческой деятельности студентов по применению новых информационных образовательных ресурсов и технологий при организации обучения школьников стохастике.

       2.1. Формирование у студентов системы знаний в области использования новых информационных образовательных ресурсов и технологий при организации обучения школьников стохастике.

       2.2. Развитие у студентов умений применять современные приемы, методы и средства обучения и контроля с применением информационных и компьютерных технологий при обучении школьников теории вероятностей и математической статистике.

       3.1.Формирование у студентов навыков применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя математики: подготовка демонстрационных электронных дидактических материалов к урокам, планирование процесса применения средств новых информационных технологий для организации обратной связи в системе «учитель-ученик».

       3.2. Использование студентами информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока и для организации самостоятельной работы учащихся, для осуществления контрольно-оценочной деятельности в виде тестирования.

       3.3.Использование студентами информационно-коммуникационных технологий для статистического анализа данных и компьютерного моделирования статистических экспериментов.

 

 

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью. Модуль изучается в рамках учебной дисциплины ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения математике.

Изучение модуля основывается на знаниях студентов, полученных в результате изучения следующих учебных курсов: ОПД.Ф.01 Психология; ОПД.Ф.02 Педагогика; ЕН.Ф.01 Математика.

 

 

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

В логике компетентностного подхода

Модуль направлен на формирование и развитие следующих профессиональных компетентностей будущего учителя:

·       способность к получению и использованию информации по теме «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики», посредством современных информационно-коммуникационных технологий;

·       способность к анализу и оценке существующих учебников и учебных пособий по математике и информатике применительно к изучаемой теме «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики», различных подходов к ее изучению;

·       знание основ построения и классификации цифровых образовательных ресурсов, а также целей их использования при подготовке и проведении занятий по теории вероятностей и математической статистике;

·       владение методикой проведения занятий по предмету с использованием современных цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Использование компьютерных технологий и ЦОР при изучении теории вероятностей и математической статистики»;

·       способности к рефлексии своей деятельности, творческой активности, профессиональному совершенствованию и саморазвитию.

В логике традиционного подхода

В результате освоения модуля студенты должны

Знать:

o      теоретические и методические основы применения ЦОР на занятиях по теории вероятностей и математической статистике;

o      дидактические возможности применения компьютера на разных этапах уроков различных типов.

Уметь:

o      получать необходимую информацию с помощью современных информационно-коммуникативных технологий;

o      использовать полученную информацию при моделировании и проведении уроков по теории вероятностей и математической статистике с использованием ЦОР;

o      анализировать имеющиеся ЦОРы с точки зрения возможности их использования на уроках разных типов;

o      моделировать и проводить уроки различных типов с использованием ЦОР;

o      органично встраивать фрагменты цор в учебный процесс для актуализации знаний, мотивации изучения единиц содержания, демонстрации заданий для тренинга, контроля и самоконтроля знаний.

Владеть:

o      методикой использования ЦОР при обучении учащихся теории вероятностей и математической статистике  в курсе школьной математики.

В результате освоения модуля студенты должны

Иметь представление и том, что ЦОР:

o   повышают эффективность обучения математике, в частности при изучении теории вероятностей и математической статистики;

o   способствуют формированию ИКТ компетенций школьника;

o   позволяют развивать у учащихся способности к рефлексии, творческой активности, самообразованию и саморазвитию.

 

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·       рабочая программа  учебного модуля;

·       учебно-методическое обеспечение  учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- список основной и дополнительной литературы;

- конспект лекции;

- план проведения семинара;

- методические указания к лабораторной работе;

- план проведения практического занятия;

- учебные материалы для студентов;

·       методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

- практические задания к занятиям;

- творческие задания, методические рекомендации по их выполнению;

 

 

7. Инновационность комплекта УММ:

7.1 Инновационность по целям обучения

Ориентация целей обучения на развитие профессиональной компетентности будущих учителей за счет индивидуально-групповых форм и способов обучения.

7.2.Инновационность по содержанию обучения

Выделение модулей в содержании дисциплины и подбор соответствующих ЦОР.

7.3.Инновационность по методам обучения

Использование групповых методов работы, частично-поискового и исследовательского методов обучения через организацию самостоятельной работы студентов по выполнению индивидуальных и групповых заданий и их защиты.

7.4. Инновационность по формам обучения

Формы занятий – бинарная лекция, практическое занятие мастер-класс.

Формы деятельности студентов – коллективная, групповая, индивидуальная; самостоятельная работа.

7.5.Инновационность по средствам обучения

Использование специальных ЦОР НФПК.

 

8. Актуальность для системы педагогического образования

Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода и модульной структуры обучения через курсы по выбору и включение представленного модуля в содержание специальных дисциплин (теория и методика обучения математике, теория вероятностей и математическая статистика).

9. Список авторов комплекта УММ: 

Карпова И.В., к.п.н., доцент кафедры алгебры и МПМ.

Координатор проекта в ДВГГУ – Звягина А. С.

 

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю.

ГОС ВПО по специальности 032100.00 Математика с дополнительной специальностью (информатика), 2005.



[1] Курсивом выделены формулировки, конкретизирующие содержание ГОС учебной дисциплины применительно к теме разрабатываемого модуля