Неизвестный французский художник ХVII века. Приморский вид. XVII

Тема моря, корабля, расстилающихся перед глазами далей была очень актуальной для европейцев ХV11 века. Это время великих мореплавателей и географических открытий, изменивших представления о мире. Морская торговля для европейских стран была источником приобретения богатства и власти. "Приморский вид" - популярнейшая тема в европейском искусстве на протяжении нескольких столетий. Романтические виды морских гаваней начали писать в XV11 веке уроженец Неаполя, Сальватор Роза (1715-1773) и француз Клод Лоррен (1600-1682).

Сам мотив волнующихся вод, морского ветра, двигающего облака, надувающего паруса, развевающего флаги, волнующего кроны деревьев создаёт на картине ощущение повышенного жизненного пульса. На берегу тоже кипит жизнь. Здесь всегда много разного люда, занятого своими будничными делами. Они двигаются, беседуют, жестикулируют, создавая некий аккомпанемент большим массам неба, земли и воды. Космический масштаб видения природы - характерная черта эпохи Барокко.

На примере нашего пейзажа можно увидеть и другие особенности искусства ХV11 века, которые выражают понимание мира живущими тогда людьми. В первую очередь, это касается выражения пространства, ограниченного вблизи и безграничного вдали. Как будто мы стоим у открытого окна. Эта точка зрения выражена с помощью возвышений, ограничивающих композицию слева и справа. Слева - гора, справа - дерево. Они создают подобие рамы или окна, сквозь которые мы смотрим. Вблизи меру пространства определяют человеческие фигурки, вдали господствуют иные измерения. Человек кажется очень маленьким в сравнении с пространствами неба и моря. Звучит тема конечности земной человеческой жизни на фоне вечности.

Справочная информация:

Барокко - (итал. barocco -причудливый, странный) исторический художественный стиль европейского искусства. Его родина - Италии. В барокко воплотились новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Характерны приподнятость чувств, динамика, любовь к контрастам. Наиболее ярко проявился в архитектуре, декоративной росписи стен и потолков, создающих иллюзию бесконечного пространства.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева