Е.В. Егоров. Портрет М. А. Егоровой. 1926

Евгений Васильевич Егоров (1901-1942) учился в Саратовском художественно-практическом институте (так в то время называлось Саратовское художественное училище) у П.С.Уткина и В.М.Юстицкого, являвшихся в этот период самыми значительными мастерами в Саратове. В своем последующем творчестве Егоров, как талантливый ученик, продемонстрировал лирическое начало и стремление к острой характерности - качества, навеянные его учителями.

Творчество художника формировалось в сложное для русского общества послереволюционное время. Возникали многочисленные объединения и группировки, искавшие новые пути в искусстве, пытавшиеся экспериментировать в живописи. Егоров не был чужд формальным экспериментам, и живо воспринимал все современное в искусстве.

1920-е годы, эпоха нэпа для Саратова стала временем интенсивной творческой жизни, когда художники участвовали в выставках многих объединений. Егоров являлся членом и экспонентом "4 искусства" (1926-1929) и Ассоциации художников революционной России - АХРР (с 1928). Художник внимательно и остро запечатлел существенные стороны тогдашней действительности в своих работах.

В среде саратовских художников Егоров был в числе наиболее активных и самостоятельных авторов. Будучи мастером широкого диапазона, он с равным успехом занимался как современной, так и исторической тематикой, владел методами натурной живописи и писал по воображению, работал маслом и в технике графики, создавал декоративные полотна и произведения, наполненные тонким поэтическим чувством. Лирический пейзаж и гротескный рисунок, цирковые зарисовки и наброски в стиле "Nu" - это лишь некоторые стороны его творчества, представляющего нам самобытного и яркого художника.

В Саратове он занимался преподавательской деятельностью, участвовал в оформлении городских улиц, выполнял плакаты для кино. Покинув родной город, Егоров возвратился в него лишь перед самой смертью, во время эвакуации 1941 года. В Дмитрове, а затем в Москве прошел значительный отрезок творческой жизни мастера.

Прожив недолгую жизнь, Егоров был надолго полузабыт, и лишь в 1960-1970-е годы, в пору пересмотра отношения к наследию 1920-х годов, его имя вновь возникло из небытия.

Портрет Музы Александровны Егоровой создан в 1926 году, когда среди саратовских художников были очень популярны творчество и выставки объединения "4 искусства". Программными требованиями участников выдвигались культ высокого искусства, бережное отношение к культурному наследию прошлого, выразительность художественной формы и стремление к живописно-цветовому мироощущению.

На холсте изображена молодая женщина, одетая по моде того времени: в черно- пестром платье и темной шляпе с лентой и ярким цветком на тулье. Из-под шляпы видны короткие волосы, на шее - тонкая и длинная нитка бус красного цвета. Женщина смотрит прямо спокойным и печальным взглядом больших, темных, широко расставленных глаз с опущенными внешними уголками. Тонкая полоска черных надломленных бровей, мягкий овал юного лица, милые нежно-розовые губы, рыжие, аккуратно уложенные в прическу волосы завершают образ барышни.

Муза Егорова была супругой автора и самобытной художницей. Автор не столько показывает внутреннюю сущность модели, сколько ищет характерные черты времени: модная шляпка, стильная прическа, свойственный тому времени фасон платья с изящными деталями, "разрешенными" во время нэпа. Несмотря на быстротечность жизни этого периода, мелькание событий, в работе все неторопливо и устойчиво, нет внутренней энергии и движения. Быть может, эти качества были присущи самой Музе Егоровой, и художник интуитивно их выявляет.

Изображение женщины расположено в центре произведения, не имеющего глубины. Пространство ограничено стеной, которая создает выделяющий фигуру светлый фон. Близость фигуры к стене определяет отброшенная на нее бесформенная тень.

Цветовая структура портрета очень богата и сложна. Художник внимательно следует за малейшими изменениями цвета фона, одежды, кожи женщины, оставляет голубые теневые рефлексы на лице и волосах. Общий пестрый тон платья создан многочисленными оттенками черного, серо-голубого, розового цвета. Холодный тон преобладает в решении, как всей работы в целом, так и фона, который построен на переходах голубой, серой, розовой, бежевой гаммы, более темной и глубокой в правой части работы, где пролегла тень. Изящная шляпка темно-синего цвета вторит общему характеру колорита. Но зато теплым контрастным пятном на ней ярко вспыхивает цветок, несущий желтые, красные, розовые, рыжие оттенки. Ему вторят коралловые бусы, губы художницы и рыжие локоны ее волос.

Полотно написано заметными, разнонаправленными мазками, создающими неровную фактурную поверхность. Подобная художественная манера родилась в XIX веке, когда становится особенно популярным мазок "alla prima". Быстрыми энергичными линиями, росчерками, завитками художник добивается впечатления мерцания, живой подвижности воздуха, окружающего модель.

Работа проникнута тонким лиризмом, приоткрывающим зрителю чувства автора по отношению к своей модели. Это впечатление усиливается отсутствием каких-либо предметов на фоне, одновременно определяя портрет в разряд камерных.

Комментарии

Егорова-Троицкая Муза Александровна (1904-1991) - художница, жена Е.В.Егорова. Училась в студии живописи и рисунка при Саратовском Пролеткульте (1919 - 1920) у В.М.Юстицкого; в Саратовском художественно-промышленном техникуме (1920-1925) у В.М.Юстицкого, Д.Е.Загоскина, К.Г.Полякова. Участница выставок с 1923. Работала в Нижневолжском краевом музее. Преподавала рисование в одной из школ Саратова (1925-1927). В 1933 вместе с мужем уехала в Москву. В 1941 эвакуировалась в Саратов, где несколько лет работала мастером-кукольником в театре кукол. С середины 1940-х годов жила в Москве.

Портрет (от англ., франц. portrait) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека. Жанр известен с глубокой древности, пройдя путь от культовых изображений до парадных, репрезентативных и камерных, интимных полотен, где усиливается интерес к индивидуализации образа человека и его характера. Критерием портретности является, с одной стороны, внешнее сходство изображения с моделью, и, с другой, - раскрытие характера, внутренней сущности портретируемого. В своей работе автор всегда дает и личную, субъективную оценку модели, дополняющую содержание портретного образа.

Портрет может быть историческим, аллегорическим, мифологическим. По характеру изображения выделяют парадные и камерные портреты, разновидностью которых является интимный портрет, выражающий особые, доверительные отношения между автором и моделью. В качестве фона в парадном портрете, как правило, используется пейзаж или архитектурный вид, помпезный интерьер, драпировки. В камерном портрете фон обычно нейтральный.

Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве первой четверти XX в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии (художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее) и Австрии (О. Кокошка). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).

Реализм - направление в живописи, характеризующееся точной передачей форм окружающего мира. В наивной форме оно проявилось еще в памятниках крито-микенской эпохи. В новое время реализм - это исторически конкретная форма художественного сознания, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 1830-х гг. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в XX в., условных форм (мифа, символа, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Среди крупнейших представителей реализма в живописи XIX-XX вв. - О. Домье, Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие.

Алла прима (с ит. alla prima - сразу, с первого раза) - способ выполнения живописного произведения сразу, за один прием или сеанс. В одних случаях определяется спецификой художественного материала, а в других является показателем мастерства.

Ню (с франц. nu - нагой, раздетый) - изображение нагого тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного тела представления о красоте, ценности земного чувственного бытия.

Рефлекс цветовой - в живописи оттенок цвета более сильно освещенного предмета на поверхности, соседней с ним. Цветовые рефлексы возникают в результате отражения лучей света от окружающих предметов и обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов.

Цветовые рефлексы в живописи ярко представлены в творчестве Клода Моне, который постоянно обновлял свою живописную технику. Моне использовал яркие, насыщенные оттенки контрастных цветов - голубого, зеленого, оранжевого - в весьма необычных цветовых сочетаниях, погружая свои композиции в рассеянный обволакивающий свет. Художник раскладывал сложные тона на чистые цвета, которые наносил на холст отдельными мазками, порой широкими и размашистыми, порой мелкими и стремительными. В глазной сетчатке зрителя происходило их оптическое смешение и фокусировалось изображение - образы словно оживали. Отчетливо различая каждую деталь, человеческий глаз одновременно воспринимал все в целом, улавливая общее цветовое впечатление.

Нэп (новая экономическая политика) - направление в политике советского правительства 1920-х годов, возвратившее некоторые смытые революцией 1917 года реалии (к примеру, денежную систему государства), временно открыв дорогу предпринимательству, мелким капиталистическим формам.

Объединение "4 искусства" (1924-1931) - московское общество художников, объединившее живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов (Л. А. Бруни, И. В. Клюн, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкин, В. А. Фаворский, И. В. Жолтовский, А. И. Кравченко, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, В. И. Мухина, М. С. Сарьян, А. В. Щусев), главным образом бывших членов "Мира искусства" и "Голубой розы". Программными требованиями "4 искусств" выдвигались культ высокого искусства, бережное отношение к художественному наследию, выразительность художественной формы и тяготение к живописно-цветовому мироощущению.

Члены общества стремились к высокому профессиональному мастерству, эмоциональной реалистической передаче действительности в изобразительном искусстве; разрабатывали принципы современного градостроительства. Общество организовывало выставки в Москве (1925, 1926, 1929) и Ленинграде (1928).

Саратов - город в Российской Федерации, центр Саратовской области, расположен на правом берегу реки Волга (Волгоградское водохранилище), в 858 км к юго-востоку от Москвы. Основан в 1590 году князем Г. О. Засекиным и боярином Ф. М. Туровым как город-крепость для защиты юго-восточных рубежей русского государства от вторжения кочевников. Удобное географическое положение города, природные богатства края, охранные мероприятия царского правительства благоприятствовали превращению Саратова в XVII-XVIII вв. в торгово-купеческий центр и важный перевалочный пункт на Волге. Статус города получил с 1780 года. (Источник: Энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова (СХУ им. А.П.Боголюбова) принадлежит к числу старейших образовательных учреждений России. Основанное в 1897 году как Боголюбовское рисовальное училище (БРУ) при Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, оно было одним из немногих общедоступных культурно-просветительских учреждений в дореволюционной России. В течение своей истории оно носило разные названия: Свободные художественные мастерские, Высшие художественно-технические мастерские, Саратовский художественно-практический институт, Саратовский художественно-практический техникум.

В разные годы выпускниками училища были такие известные художники, как П.Кузнецов, К.Петров-Водкин, П.Уткин, А.Кибальников, А.Учаев. Выпускники училища составляют основу Саратовской организации Союза художников России. Многие из них регулярно участвуют в областных, всероссийских и международных выставках, их произведения входят в собрания художественных музеев России.

В 1997 году училищу в честь 100-летия со дня основания было возвращено имя А.П.Боголюбова, незаслуженно забытое в годы социалистического строительства. В 1998 году училище переехало в новое здание по адресу: ул. Университетская, 59, где и находится по сей день.

В 2002 году по итогам Всероссийского совещания художественных училищ и училищ искусств по академической живописи в Екатеринбурге оно вошло в пятерку лучших художественных учебных заведений России.

Пакалина Е. Н.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева