ЛЕСБИЯ
(Lesbia) (1) псевдоним знатной римской патрицианки Клодии из рода Клавдиев, данное влюбленным в нее римским поэтом Катуллом Гаем Валерием (ок. 84 ок. 54 до н.э.), (2) имя нарицательное, символизирующее великую Женственность, которая провоцирует душевную боль, страхи, неудовлетворенные желания мужчины из-за направленности влечения не на него, а на иной объект.
Дата и место рождения Лесбии-Клодии неизвестны.
Некоторую достоверность имеют данные о том, что среди предков Лесбии-Клодии были легендарная дева-весталка Квинта Клавдия, которая, по преданию, силой молитвы сняла с мели и провела вверх по Тибру корабль со святынями богини Кибелы; не менее легендарный консул Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первый римский водопровод, названный его именем, и дорога от Рима до Капуи (знаменитая «Аппиева дорога»). Вся родня Клодии была на виду и в те времена, о которых идет речь. Ее отец занимал должность консула в 79. Брат Публий Клодий в годы жизни Катулла в Риме стал народным трибуном, которого плебеи провозгласили своим вождем. Старшая сестра была замужем за консулом 68 года Квинтом Марцием Рексом, младшая за полководцем Лукуллом, сводная за Помпеем Великим.
По одним данным, Клодия была вполне добропорядочной женой Метелла (доводившегося Клодии двоюродным братом) сенатора, в свите которого оказался безродный поэт Катулл, влюбившийся с первого взгляда в очаровательную патрицианку («Всех лишаюсь чувств оттого, что тотчас, Лесбия, едва лишь тебя увижу, голос теряю, язык мой немеет, по членам беглый струится пламень…»). В образовавшемся любовном треугольнике поэту пришлось всячески скрывать свои чувства (вначале разделенные этой женщиной, а затем пренебрегшей ими), именуя ее в своих стихах тайным именем.По другим данным, Лесбия-Клодия была совсем не добропорядочной матроной, но «подругой» или «спутницей» ( amicae) женщиной особого статуса, схожего с положением древнегреческих гетер, бывших чем-то большим, чем рожающие детей домоправительницы. Древнеримские «подруги» были высокообразованными женщинами, преуспевали в философии, искусстве и литературе так же, как в музыке и танцах, и отношения с ними считались общественно полезными, в отличие от проституток (pornai) с римской улицы Субура, чье поведение осуждалось.Из реальной жизни Клодии до современности дошли лишь отдельные эпизоды, ярко обрисованные выдающимся римским оратором Цицероном в его Речи в защиту Марка Целия против изменницы Клодии, произнесенной им 4 апреля 56 до н.э. перед трибуналом претора Гнея Домиция Кальвина. В Речи… Лесбия выступает под собственным именем Клодия и предстает прямой участницей процесса.Если верить Цицерону, то именно Клодия была одной из развратнейших патрицианок своего времени, пользовавшейся своим телом как инструментом власти над мужчинами и достижения собственных радостей. Так, по словам оратора, именно «сенаторская вдова» Клодия тайно направляла все действия группировки, привлекшей к суду юного всадника и ритора Марка Целия, бывшего еще одним ее любовником и близким другом Катулла. В составе «антицеллиевской» группировки был и брат Клодии Публий, с которым Клодия состояла по словам Цицерона в инцестуозной связи, которая на публике представала в образе болезненно-нежной братско-сестринской любви. Защищая Целия (также любовника Клодии с 59 по 57 до н.э., брошенного этой «безрассудной, наглой, обозлившейся женщиной», как и до него ее собственный муж, Катулл и другие), Цицерон оправдывал его действия, в том числе и попытку отравить Клодию при помощи ее же золота, которое брошенный любовник использовал для приобретения яда и подкупа рабов-исполнителей. Образ Клодии, нарисованный Цицероном, не похож на живое воплощение женственности, коим является списанная с нее лирическая героиня поэзии Катулла. Она предстает хитрой и дальновидной «подругой» высоких римских сановников, оскверняющей как обвинял ее Цицерон «своим необузданным развратом священную память великих предков легендарной весталки, и доблестного Аппия Слепого». Великий оратор выиграл процесс. Целий был оправдан, Клодия уничтожена, и имя ее вместе с раскрытым псевдонимом появилось лишь два века спустя у Апулея. Этот знаменитый ритор, чьим творчеством (и особенно Метаморфозами или Золотым Ослом) зачитывались многие поколения читателей, захворал по пути в Александрию и остановился в связи с болезнью в североафриканском городе Эе. Неожиданно обвиненный в колдовстве (что грозило в те времена смертной казнью), он вынужденно написал обширную речь в свою защиту (Апологию), в которой, в частности, сказал: «Можно было бы обвинить и Гая Катулла, за то, что он Клодию назвал Лесбией...» Так открылось настоящее имя лирической героини стихов Катулла, а также ее происхождение из знатного патрицианского рода Клавдиев. История любви Катулла и Лесбии сотни лет реконструируется филологами и историками. Извлеченная из стихов Катулла, дополненная множеством косвенных сведений, она остается вечным символом всесжигающей страсти к женщине, загадочной страницей биографии обоих участников любовной истории, сохранившейся в написанном Катуллом сборнике лирических стихов Книге Катулла из Вероны (Catulli Veronensis liber). В нем 116 стихов о любви, рождаемом ею счастье, муках ревности, горечи разочарований. Катулл знал о множестве увлечений свой возлюбленной, в том числе и о кровосмесительной связи брата с сестрою. Брата Клодии Публия он не случайно иронически и не без сарказма именовал «Лесбием» (Лесбий красавец, нет слов! И Лесбию он привлекает / Больше, чем ты, о Катулл, даже со всею родней...). Сами имена Лесбия, Лесбий у Катулла «говорящие»: тем самым он иносказательно сравнивает своею возлюбленную и ее брата с мифическими героями уроженками острова Лесбос, для которых стремление к чувственным наслаждениям и влечениям позволяло нарушать моральные нормы. Именно на этом острове в Эгейском море, согласно легенде, было распространены сексуальные связи женщин с женщинами. Легенда эта породила традицию прилагать к различным формам женского эротизма, альтернативным ауто- и гетеросексуальности, термин «лесбийский». Основанием для распространения легенд о лесбиянках уроженках острова Лесбос, образовавших якобы некое чувственное сообщество являлось местное своеобразие обычаев владения, распоряжения и наследования имущества, которое распределялось по женской, а не по мужской (как в большинстве правовых систем и в том числе римском праве) линии. Кроме того, в 6 в. до н.э. на Лесбосе завершила свою жизнь первая поэтесса древности великая Сапфо (Сафо), посвящавшая свою мелику (род любовной, музыкально-песенной лирики) подругам-женщинам и потому считающаяся родоначальницей поэтики женских чувственных наслаждений.Любовь Катулла к Лесбиии-Клодии сделала поэта великим ядовитым и нежным одновременно, прославив на тысячелетия некоторые из катулловых строк («и ненавижу, и люблю!»). Он умер, не перенеся разрыва с нею, случившегося в 55 до н.э., не протянув без ее любви и года. Имя Лесбии вместе с легендами о Лесбосе, родившимися из мужских страхов о ненужности женщине и разочарований, вызванных неосуществимостью направленных на женщину желаний, остались символами женской притягательности, над которой не властны моральные нормы.В современном Риме, недалеко от палаццо Корсини (район Тарнстевере), туристам показывают место на улице Лунгаре, где по преданию и жила Клодия, воспетая Катуллом под именем Лесбии. Наталья Пушкарева |