Крылов Никифор Степанович

(1802–1831)

       Никифор Крылов родился в бедной семье калязинского мещанина. В начале 1820-х жил «в работниках» у местного иконописца, учился «с образов», работал со странствующей артелью калязинских иконописцев. В начале 1823 года расписывал с артелью иконостас в Теребенском монастыре Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, где впервые встретился с А.Г.Венециановым. В апреле 1824 года писал иконостас в имении А.П.Путятина, соседа Венецианова, в мае работал в Теребенском монастыре, где вновь встретился с Венециановым. По просьбе Венецианова был принят под покровительство Общества поощрения художников. Летом 1825 года приехал в С.-Петербург, поселился в доме Венецианова и стал одним из первых его учеников. В июле того же года Крылов получил разрешение посещать рисовальные классы Академии художеств. Написал «Вид палисадника при квартире Венецианова», приобретенный императрицей Елизаветой Алексеевной. В 1825–1827 годах выполнил ряд жанровых композиций, представленных на выставках Общества поощрения художников. Одну из работ – «Мальчик со свечкою в руках» – приобрел П.П.Свиньин для «Русского музеума». В 1827 году за картину «Зима» и за портреты с натуры, экспонированные на выставке в Академии художеств, Крылов был награжден малой золотой медалью из числа наград Общества поощрения художников. В 1830 году был признан «назначенным» в академики и получил программу на звание академика «написать в естественную величину поколенный портрет Мартоса». Об исполнении программы сведений не имеется.
       Умер 28 июня (10 июля) 1831 во время эпидемии холеры.
       Никифор Крылов был первым из учеников, положивших начало существования школы А.Г.Венецианова и составивших ядро этого уникального содружества молодых талантов. Педагог по призванию, Венецианов на свой страх и риск взялся обучать и выводить в свет своих питомцев. Содействие ему оказывало Общество поощрения художников, созданное в 1820 году и организовавшее широкую деятельность по поддержке талантов. Оно обеспечивало художников заказами, устраивало выставки-продажи, способствовало распространению произведений искусства посредством изданий, выставок, лотерей. Обращаясь к Обществу за помощью, Венецианов писал о Крылове, что он «страшится дорогого содержания и боится умереть в Петербурге с голоду». На выставке 1826 года значительную часть экспозиции составили работы Венецианова и его учеников Крылова и Тыранова. «Алексей Гаврилович умел передать всем ученикам своим одно начало, но давал полную свободу развиваться особенностям их таланта…» – вспоминал А.Н. Мокрицкий. Основной принцип – писать предметы с натуры, а не по «оригиналам», начиная с изображения самых простых предметов, что позволяло «ставить глаз», развивать пространственное и цветовое восприятие. Следует оставить правила и манеры, усвоенные многолетним копированием образцов, считал Венецианов, и писать не «a ?la Rembrandt» или «a ?la Rubens», но просто как бы «a ?la натура». Содержанием живописи венециановцев стало внимательное, любовное и поэтическое изображение современной им русской жизни и русской природы.
       Раннее произведение художника, исполненное в период его знакомства с Венециановым – полотно «Исцеление Бежецкого помещика Куминова». Это редкий образец религиозно-исторической живописи, предназначенной для храма. Она была одной из девяти картин, написанных для собора Николо-Теребенской пустыни по распоряжению игумена Серафима и изображавших чудеса, совершаемые монастырской иконой Св. Николая. С этой иконой, являвшейся главной святыней обители, ежегодно совершался крестный ход по реке Мологе в Бежецк на освященной ладье. Это событие и изображено на картине. Возможно, на картине изображен родственник тверской помещицы О.Н.Куминовой. Ее крепостным был другой ученик А.Г.Венецианова – А.А.Алексеев, изображенный на картине мальчиком, поддерживающим расслабленного барина. Композиционное и живописное решение полотна сочетает реалистическое начало и условно-декоративные элементы, что характерно для храмовой живописи XIX века. Монастырские работы выполнялись бригадным методом под руководством М.В.Тыранова (брата художника А.А.Тыранова). Поэтому, вероятно, пейзажный фон и второстепенные фигуры на картине были выполнены другой рукой.
       Под руководством Венецианова Крылов писал небольшие по размеру и шедшие на продажу картины. Но самой известной работой художника стало полотно «Зимний пейзаж (Русская зима)» – одно из первых изображений зимней русской природы. Причем, пейзаж был написан с натуры, по желанию самого художника. На месте, выбранном Крыловым на берегу реки Тосны близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему теплую мастерскую, а также дал содержание на все время работы. И в течение месяца картина была написана. Когда она появилась на выставке Академии художеств, современники отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи». Художник создает образ охваченной холодом природы на декоративном контрасте белого снега и темных силуэтов фигур, леса, застывших деревьев. Праздничную, торжественную ноту картине придает высокое небо и светящиеся облака.
       В последние годы жизни Н.С. Крылов много работал в портретной живописи и добился больших успехов. «Он остановился на портретной живописи и в оной отличен», считал А.Г. Венецианов. Немалый талант и большое трудолюбие могли принести прочное признание художнику, но ранняя смерть оборвала его творческий путь.
       Отвечая общей тяге русского общества к реальной, «своей» действительности в искусстве, работы венециановских учеников завоевывали сердца зрителей соединением «правды, ума и приятности». Созерцательность и глубина отношения к простой натуре, открытая Венециановым и его последователями, остаются одними из ценнейших достижений русской живописи.