Макет 3                       

              

                      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского

 

Институт Естествознания

Биолого-химический факультет

Кафедра ботаники и экологии

 

Учебно-методический комплект модуля:

"Методика использования ЦОР и ИКТ при обучении биологии в общеобразовательной школе"

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор                Ю. А. Дробышев

 

"____"______________2007 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по модулю "Методика использования ЦОР и ИКТ при обучении биологии в общеобразовательной школе"

в курсе

"Теория и методика обучения биологии"

 

Специальность 050102.65  «Биология с дополнительной специальностью»

Институт Естествознания

Факультет         биолого-химический

Курс обучения                                       4

Семестр                                                    8

Всего часов по учебному плану:            24

В том числе по формам обучения:      очная

            - лекции                                          6

- практикум                                  6

                        - самостоятельная работа       12

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                                         8 сем.

 

 

                                                         Калуга  2007


 

1. Общие положения

Основной целью изучения модуля является дать возможность студентам педагогических Вузов овладеть методикой применения современных информационных и коммуникационных технологий при обучении биологии в системе общего образования, научить применять цифровые образовательные ресурсы для успешного обучения, воспитания и развития учащихся и подготовке их к жизни в информационном обществе.

В результате изучения модуля студент должен:

·        усвоить основные понятия и определения ИКТ;

·        знать основные дидактические задачи при обучении биологии, решаемые с помощью ИКТ;

·        овладеть умениями использования ИКТ на разных этапах образовательного процесса в сочетании с традиционными формами обучения;

·        использовать ЦОР для реализации принципа наглядности при обучении биологии в общеобразовательной школе;

·        научиться использовать ИКТ и ЦОР для активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии;

·        освоить интерактивные технологии обучения биологии;

·        уметь применять ИКТ для контроля, оценки и мониторинга учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений;

·        подготовиться к осуществлению работы со школьниками по проведению самостоятельного поиска биологической информации с использованием компьютерных баз данных, ресурсов INTERNET для выполнения творческих и исследовательских работ.

 

2. Требования к уровню освоения модуля

В результате изучения модуля студент должен

 

в области учебно-воспитательной деятельности:

знать

- цели и задачи использования ИКТ в обучении биологии;

-основные принципы работы с информационными источниками;

-основные понятия и определения ИКТ и ЦОР;

- значение ИКТ в активизации познавательной деятельности учащихся,

- роль ИКТ в формирования  теоретических знаний и предметных  умений;

владеть

- техникой работы с электронными изданиями и ЦОР;

- методикой применения информационных и коммуникационных технологий в системе общего образования;

использовать

- современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения биологии в сочетании с информационными и компьютерными технологиями;

- интерактивные средства оценки результатов обучения.

 

В области социально-педагогической деятельности:

уметь готовить учащихся к жизни в информационном обществе.

 

В области культурно-просветительной деятельности:

уметь организовывать поиск взаимосвязи между физическим и духовным миром учащихся.

 

         В области научно-методической деятельности

уметь

- анализировать ЦОР и выбирать необходимые в соответствии с целями, содержанием, техническими условиями;

- разрабатывать методику использования ЦОР в соответствии с целями, содержанием, техническими условиями;

- находить варианты сочетания компьютерного эксперимента с реальным химическим  и другими средствами обучения биологии.

 

Иметь представления о новых и перспективных разработках ЦОР и электронных изданий.

 

В области организационно-управленческой деятельности:

Уметь организовывать самостоятельную работу учащихся с использованием ЦОР и информационных ресурсов INTERNET.


 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля

        

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Лекции

6

6

2

 

 

Лабораторные занятия

6

6

2

 

 

Практические занятия

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

12

12

2

 

 

        

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

 

            4.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Компьютерные технологии: современные представления.

2

 

 

2

Функциональные особенности и возможности использования электронных изданий и ресурсов при изучении биологии в общеобразовательной школе

2

 

 

3

Методические особенности использования  компьютерных технологий при изучении биологии в общеобразовательной школе.

2

 

 

 

Всего

6

 

 

 

         4.2. Практикум

4.2.1. Лабораторные занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Знакомство с содержанием и функциональными особенностями электронных изданий для обучения биологии

1

  2

 

 

2.

Изучение содержания и функциональных особенностей                    электронных изданий при  обучении биологии на     примере раздела «Общая биология, 10-11 класс»

 

2

  2

 

 

3.

Компьютерное тестирование -как одна из возможностей использования ЭИ и ЦОР при    обучении биологии.

 

 

3

2

 

 

 

Всего

 

6

 

 

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Виды и особенности самостоятельной работы

Номера тем

лекций  

Неделя семестра, на которой выдается задание

1.

Ознакомиться в компьютерном классе или на домашнем компьютере с ЭИ и ЦОР, включающие разделы курса «Биология»: «Бактерии. Грибы. Растения, 6 класс» «Биология. Животные, 7 класс» «Человек и его здоровье, 8 класс»  по школьным программам под редакцией   Пасечника В.В. и разделов «Живой организм, 6 класс», Многообразие живых организмов, 7 класс», «Человек, 8 класс» по программам Сонина Н.И. Провести анализ дидактических возможностей образовательных комплектов ЭИ по данным разделам.

Творческое задание: разработать индивидуальные планы уроков по конкретным темам предложенных разделов школьного курса «Биология» с использованием презентаций.

 

1

11

2.

Ознакомиться в компьютерном классе с ЭИ и ЦОР, содержащими раздел «Общая биология, 10-11 класс» и провести анализ дидактических возможностей образовательных комплектов ЭИ для их использования в общеобразовательных и профильных классах.

Выполнить электронную контрольную работу по теме " Обмен веществ в клетке-метаболизм", включающую систему тестовых заданий для общеобразовательного и профильного уровней полной средней школы.

Творческое задание: разработать фрагменты лабораторного урока по разделу «Общая биология, 10-11 класс» с использованием материалов ЭИ для общеобразовательной и профильной школы.

 

1, 2

13

3.

Определить компоненты ЭИ, которые целесообразно использовать при выполнении интерактивных тестовых заданий базового и повышенного уровней в рамках подготовки к ЕГЭ.

Выполнить ряд интерактивных тестовых заданий по всем  школьным разделам курса «Биология» (6-11 класс) для общеобразовательного и профильного уровней средней школы.

Сравнить возможности использования традиционной методики выполнения тестовых заданий с возможностями  компьютерных технологий (эффективность применения контрольно-диагностических тестов и тестовых заданий с автоматической проверкой для выявления уровня знаний учащихся по биологии).

Творческое задание: разработать варианты тестовых заданий электронной контрольной работы, включающих задания уровней А, В и С в рамках подготовки к ЕГЭ.

 

1,2,3

15

 


Темы курсовых работ

 

1.     Исследование дидактической эффективности интерактивных обучающих заданий при изучении биологии.

2.     Создание и применение компьютерных презентаций при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения, 6 класс» по программе Пасечника В.В. в средней школе.

3.     Создание и применение компьютерных презентации при изучении раздела «Животные, 7 класс» по программе Пасечника В.В. в средней школе.

4.     Создание и применение компьютерных презентаций при изучении раздела «Человек и его здоровье, 8 класс» курса «Биология» по программе Пасечника В.В.средней школе.

5.      Методические рекомендации к проведению уроков с использованием компьютерных презентаций при изучении раздела «Живой организм, 6 класс» по программе Сонина Н.И. (на примере темы «Размножение организмов»).

6.      Создание и применение компьютерных презентаций при изучении раздела «Многообразие живых организмов, 7 класс» по программе Захарова В.Б. в средней  школе.

7.     Создание и использование компьютерных презентаций при изучении раздела «Общая биология, 10-11 класс»  для профильных классов по программе Захарова В.Б. (на примере темы «Индивидуальное развитие организмов», 10 класс).

8.     Методические рекомендации к проведению уроков с использованием компьютерных презентаций при изучении раздела «Общая биология, 10-11 класс»  для профильных классов по программе Захарова В.Б. (на примере темы «Развитие органического мира», 11 класс).

9.     Методика использования видеофрагментов по теме "Обмен веществ в клетке» при изучении раздела «Общая биология, 10-11 класс» для активизации познавательной деятельности учащихся.

10. Методика использования интерактивных моделей на уроках биологии.

11. Элементы занимательности в электронных изданиях и ресурсах по биологии.

12. Разработка методики использования электронного учебника "Общие закономерности, 9 класс» по школьной программе под редакцией Мамонтова В.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. при изучении нового материала.

13. Развивающая роль  компьютерных моделирующих лабораторных работ.

14.  Лабораторный практикум для электронного учебника "Общие закономерности, 9 класс» по школьной программе под редакцией Мамонтова В.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И.

15.  Компьютерные моделирующие лабораторные работы по разделу «Общая биология, 10-11 класс» для профильных классов.

16. Методика использования электронных домашних заданий по биологии.

17. Технологический потенциал системы компьютерного тестирования.

18. Создание интерактивных тестовых заданий уровня А, В и С в рамках подготовки к ЕГЭ.

     19. Обобщение педагогического опыта учителей школ г. Калуги и     

           Калужской области  по использованию ИКТ и ЦОР на уроках

           биологии (учителя Сидорка И.И. Долговская  средняя школа     

           Мосальского района;  учителя Семина А.И. Раменская средняя     

           школа Мосальского района  и других учителей).

    20. Реализация исторического подхода в электронных изданиях по    

          биологии.

 

4.3. Практики

Педагогическая практика по биологии в 9,10,11-х классах (9 класс – раздел «Введение в общую биологию и экологию», 10-11-е кл.- раздел «Общая биология») в течение шести недель (ноябрь-декабрь).

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

 

Приводится краткое содержание лекционного материала дисциплины/модуля/спецкурса отдельно по каждой теме.

 

 

 

  Лекция № 1. Компьютерные технологии: современные       

                                          представления

 

·        Новые информационные технологии обучения.

·        Компьютерные технологии обучения: концептуальные положения, возможные варианты, особенности содержания.

·        Компьютерные технологии: за и против?

 

Лекция № 2. Функциональные особенности и возможности использования электронных изданий и ресурсов при изучении биологии в общеобразовательной школе

 

·        Состояние информатизации изучения биологии в школе.

·        Классификация электронных изданий и ресурсов.

·        Критерии анализа электронных изданий.

·        Анализ возможности использования отдельных электронных изданий на различных этапах учебного процесса.

 

              Лекция № 3. Методические особенности использования  

                  компьютерных технологий при изучении биологии в 

                                        общеобразовательной школе

 

·        Функциональные возможности использования компьютера в   

    образовательном процессе.

·        Использование различных типов объектов электронных изданий на всех этапах урока («проникающая технология»).

·        Использование компьютерной программы при изучении конкретной темы школьной программы (раздел «Человек и его здоровье»).

·        Реализация мультимедиа технологий в школьных лекциях 

          по биологии.

 

 

 

          6. Литература

         6.1. Основная

1.Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д.; Под ред. Пономарёвой И.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

        2.  Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд.- М.: Просвещение, 1983. - 384 с.

        3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.

        4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 256 с.

         5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. - М., 2001

         6. Трайтак Д.И.Проблемы методики обучения биологии: // Учеб. пособие для студ. пед. вузов.- М.: Мнемозима, 2000.- 304 с.        

 

6.2. Дополнительная

1.  Абрамов В.И. Интернет-ресурсы на уроках биологии // Первое сентября. Биология. – 2003.-№ 40. – С.10-13.

2.  Ахлебинин А.К., Нифантьев Э.Е. Структура современной компью­терной обучающей программы по химии // Наука и школа. -1998.-№ 2. -С. 33-37.

3.  Ахлебинин А. К., Лазыкина Л. Г., Лихачев В. Н, Нифантьев Э. Е. Демонстрационный эксперимент по химии на мультимедийном компьютере // Химия в школе.- 1999.- № 5. - С. 56-60.

       4. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность личностно-ориентированного обучения// Педагогика.-2003.-№ 4.- С.41-45.

5. Борис С.И., Ханнаннов Н.К. Возможности использования российских электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология. -2005.-№6.-С.18-25.

6.   Бурлова Е.Ф.Создание компьютерных презентаций в среде Power  

Point и использование их при обучении природоведению и биологии // Первое сентября. Биология.-2005.-№ 14.- С.42-43.

7.   Габова О.В. Технологический потенциал системы компьютерного тестирования // Педагогическая информатика.-2005.-№2.-С.50-52.

8. Закарлюк Н.М. Проблема информации и теоретической информатики// Педагогическая информатика.-2005.-№2.-С.61-71.

9.Компьютерное тестирование в школе. – Директор школы.- 2001.- № 3.

      10.  Лебедев В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования // Школьные технологии.-2007.- № 2.- С.97-103.

       11. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ- компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать// Информатика и образование.- 2004.- №3.- С.95-100.

       12.  Левченко И.В. Реализация структурных элементов урока при использовании компьютера // Информатика и образование.- 2002.-№3.

       13.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 272 с.

14. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 204 с.

15. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Современные системы компьютерного тестирования// Школьные технологии.- 2001.-№3.-С.47-51.

16.   Нифантьев Э.Е., Ахлебинин А.К., Лихачёв В. Н. Компьютерные модели в обучении химии // Информатика и образование. – 2002. — № 7. – С.77-85.

       17. Машбиц Е. И Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. -192 с.

18. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии //Биология в школе.-2002.-№2.-С.30-34.

19.  Пугал Н.А. Технические средства обучения// Биология в школе.- 2003.- № 7.- С.44-46.

        20. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994. - 205 с.

        21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998,- 256 с.

22. Семенова Н.Г.  Реализация  мультимедиа технологий в лекционных курсах//Педагогическая информатика.-2006.-№2.-С.57-63.

23.  Семенов А.Л. Качество информатизации школьного образования // Вопросы образования.-2005.- № 3

         24. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс»// Биология в школе.- 2006.- № 6. – С.31-36

         25. Стародубцев В.А., Ревинская О.Г. Развивающая роль компьютерных моделирующих лабораторных работ// Педагогическая информатика. -2006.-№ 2.- С.52-56.

         26.   Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе – вполне возможная реальность // Компьютерные программы.- 1999.-№ 3.

         27. Трушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии //Первое сентября. Биология.- 2003.- № 27.- С.8-9.

        28. Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика.- 2004.- №4.

29.   Христочевский С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. -2000. -№ 2. - С. 70-77.

         30. Яковлева Т.А. Технология компьютерного моделирования // Информатика и образование.-1997.- №5.-С.39-43.

 

 

 

 

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

 

№ п/п

 

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

1С: Биология, 6 класс. Живой организм

CD-диск

электронный

2

1С: Школа. Экология, 10-11 класс.

CD-диск

электронный

3

1С: Основы общей биологии, 9 класс

CD-диск

электронный

4

1С: Репетитор. Биология. Методические рекомендации

CD-диск

электронный

5

1С: Образование 3.0. Экология, 10-11 класс

CD-диск

электронный

6

Сдаем ЕГЭ 2007+1С: Репетитор. Биология

CD-диск

электронный

7

1С: Биология. Книга для учителя (6-11 классы). Методические рекомендации

CD-диск

электронный

8

1С: Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

CD-диск

электронный

9

 1С: Биология, 7 класс. Животные.

CD-диск

электронный

10

1С: Биология, 8 класс.

Человек.

CD-диск

электронный

11

Физикон: Открытая биология 2.5

CD-диск

электронный

12

Физикон и Дрофа: Подготовка ЕГЭ по биологии

CD-диск

электронный

13

Дрофа: Подготовка к ЕГЭ по биологии, 11 класс.

CD-диск

электронный

14

Дрофа: Биология. Общие закономерности, 9 класс: мультимедийное приложение.

CD-диск

электронный

15

Просвещение: Биология. Анатомия  и физиология человека. 9 класс.

CD-диск

CD-диск

электронный

электронный

16

Просвещение: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс.

CD-диск

электронный

17

Просвещение: Готовимся к ЕГЭ. Биология.

CD-диск

электронный

18

Кирилл и Мефодий: Уроки биологии Кирилла и Мефодия 8-9 класс

CD-диск

электронный

19

Кирилл и Мефодий: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Общая биология 10 класс.

CD-диск

электронный

20

Кирилл и Мефодий: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. 6- 9 класс.

CD-диск

электронный

21

Республиканский мультмедиа центр+НФПК: Биология 6-11 класс

2 CD-диска

электронный

22

Семин А.И. Методические рекомендации Биология. Бактерии.Грибы. Растения.

CD-диск

электронный

23

Интегрированное межпредметное электронное издание по естественно-научному циклу (биология, химия, экология)

CD-диск

электронный

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Контроль усвоения содержания модуля осуществляется в следующих формах:

текущий – по каждой теме проводится текущий контроль в форме вопросов и практических заданий, выполняемых на лабораторных работах; обсуждение выполненных творческих работ, письменный и устный отчет о выполненных заданиях;

промежуточный -  выполнение и обсуждение электронных контрольных работ,  электронных  тематических тестов;

итоговый - защита курсовых работ и проведение зачета по содержанию модуля, включающего презентацию творческих заданий.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Лекции сопровождаются демонстрациями ЭИ и ЦОР с помощью мультимедийного компьютера и проектора в специально оборудованной аудитории.

Лабораторные работы должны проводиться в компьютерном классе. Все ЭИ и ЦОР должны быть предварительно инсталлированы на сервере и доступны в многопользовательском режиме работы. Следует отметить, что подавляющее число ЭИ предназначены для индивидуальной работы. Поэтому необходимо заранее, с помощью системного администратора, установить необходимые ЭИ и ЦОР с использованием виртуальных CD-ROM.

Частные рекомендации по проведению занятий приведены в каждой лабораторной работе.

Рабочая программа разработана на основании требований ГОСа и учебного плана специальности   050102.65  «Биология с дополнительной специальностью»

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры ботаники и экологии и утверждена на 2007/2008  учебный год.

 

Протокол № ___ от «___»__________2007г.

 

Заведующий кафедрой _________________   Шестакова Г.А.

подпись               фамилия, инициалы

 

 

 

 

 

 



[1] При базовой продолжительности семестра 17 недель.