ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского

 

 

 

Институт Естествознания

Биолого-химический факультет

                                                  Кафедра ботаники и экологии

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю:

"Методика использования ЦОР и ИКТ при обучении биологии в общеобразовательной школе"

в курсе

"Теория и методика обучения биологии"

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

 

 

 

Специальность    050102.65  «Биология с дополнительной

специальностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Калуга

                                                             2007

Макет 8.1

                                           ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

     Тема:    Знакомство с содержанием и функциональными    

     особенностями электронных изданий при изучении    

                                                биологии

 

Продолжительность 2 часа

 

1.     Учебно-воспитательные цели

Познакомить студентов с электронными изданиями (ЭИ) и цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по биологии, предназначенными для использования в системе общего образования.

Научить проводить анализ структуры, содержания ЭИ и ЦОР, выявлять их дидактические возможности  и выбирать в соответствии с требованиями Стандарта и  учебной программы предмета «Биология», необходимые ЭИ для использования в  учебном образовательном процессе.

В целях реализации процессуально-деятельностного компонента подготовки будущих учителей биологии развить интеллектуальные, конструктивные, информационные, контрольно-гностические умения;   продолжить формирование абстрактно-логического мышления - сравнивать, сопоставлять, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;  оценивать и применять методы обучения, подводить итоги и объективно оценивать  свою деятельность.

 

2. Задачи  исследования

1) Изучить структуру, содержание  и состав образовательных комплексов ЭИ.

2) Оценить их соответствие требованиям Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программы по биологии.

3) Определить компоненты ЭИ, которые целесообразно использовать при изучении биологии  на примерах отдельных разделов школьного курса «Биология»:  при подготовке учителя к урокам; на этапе изучения нового материала;  систематизации и коррекции знаний, закрепления и обобщения;  при мониторинге и контроле; при выполнении домашних заданий.

 

3.  Исходные данные для работы и рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием электронных изданий

 

При подготовке к занятию следует ознакомиться в дисплейном классе или на домашнем компьютере с библиотекой ЭИ и ЦОР (электронная библиотека имеется в кабинете методики обучения биологии):

        

                                                                                                  Серия 1 С: Школа

 

Биология, 7 кл. Животные

 

Образовательный комплекс «Основы общей биологии, 9 кл.» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 9 класса и содержит материалы учебника «Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2004 - 2007 г.

 

 

Биология, 8 кл. Человек

Образовательный комплекс (далее - ОК) «Биология, 8 кл. Человек» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 8-го класса и содержит материалы учебника А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8 класс» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).

В составе образовательного комплекса имеется справочная информация о периодах развития человека, библиография ученых, тренажеры и проверочные работы, словарь биологических терминов, методические материалы к урокам.

 

 

Биология, 7 кл. Животные

Образовательный комплекс (ОК) «1С:Школа. Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 7-го класса и содержит материалы учебника В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Биология. Животные. 7 класс» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).

Курс включает более 200 медиаобъектов, в т. ч. 530 тестовых заданий, 363 рисунка, 272 фотографии, интерактивные рисунки, анимации, видеофрагменты, 27 таблиц.

 

 

Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

Образовательный комплекс (ОК) создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 6-го класса и содержит материалы учебника И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». В составе образовательного комплекса богатый фактический материал, схемы, таблицы, анимационные и интерактивные рисунки. Выполнен ОК на платформе «1С: Образование 3.0».

 

Красочное изложение  материала разнообразит учебный процесс. Анимации и интерактивные рисунки помогают  разобраться в сложных биологических понятиях. Система электронных тестов даёт ученику возможность проверить результаты своей работы на  основе объективной автоматизированной оценки. Экспорт медиаобъектов позволяет использовать их при подготовке  домашнего задания, рефератов, презентаций и др.  Возможность редактирования курса позволяет учителю оптимизировать образовательный комплекс под  свою

авторскую методику.

 

 

 

 

Экология, 10–11 кл.

Образовательный комплекс на платформе «1С: Образование 3.0» по экологии. Содержит изложение всех тем курса экологии, большое количество иллюстративного и справочного материала.

Электронное издание  «Экология» содержит  тесты, видеосюжеты, проблемные вопросы  глобальных экологических катастроф.

 

 

 

 

Серия 1С:Репетитор

 

 

Сдаем ЕГЭ 2007 + 1С: Репетитор. Биология

Комплекс «Сдаем ЕГЭ 2007 + 1С: Репетитор. Биология» разработан с целью поддержки проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации единого государственного экзамена (ЕГЭ) и адресован учащимся старших классов, выпускникам школ, родителям, организаторам ЕГЭ. Включает варианты тестовых заданий 2002-2007 гг., 800 тестовых заданий.

Работая с тестами, Вы сможете отрепетировать сдачу экзаменов по биологии; психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ; на основе результатов тестирования выявить пробелы в знаниях по предмету.

 

 

 

Биология. Книга для учителя (6–11 классы). Методические рекомендации

Книга методических рекомендаций для преподавания и изучения биологии в 6–11-х классах с помощью программы «1С: Репетитор. Биология». Адресована учителям и учащимся общеобразовательных учебных учреждений.

 

 

 

Биология

Учебное пособие по биологии, в котором подробно изложены школьные курсы общей биологии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также содержится большой объём дополнительной информации по наиболее интересным вопросам.

 

 

Серия 1С: Образовательная коллекция

 

 

Биология, 6 кл. Живой организм

Электронное издание предоставляет учащимся и учителям интерактивные средства для отработки и закрепления учебного материала, проведения проверочных и контрольных работ, визуализации биологических объектов, быстрого получения необходимой справочной информации, наглядного представления достаточно сложного теоретического материала, создания целостной картины строения живых организмов.

Авторы: Ахлебинин А.К., Сивоглазов В.И., Кракосевич А.С. (М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2005).

 

 

 

Биология. Общие закономерности. 9 класс: Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина.

Биология. Общие закономерности. 9 класс: Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина.
Автор: 
Класс: 9
Предмет: Биология
Тип книги: CD-ROM

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Учебное электронное издание. CD-ROM.

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Учебное электронное издание. CD-ROM.
Автор: 
Класс: 11
Предмет: Биология
Тип книги: CD-ROM

 

Биология

Биология, серия «Кирилл и Мефодий»

Электронное пособие включает разделы:


Растения. Грибы. Бактерии , Человек и его здоровье , Животные

 

Электронное издание  «Биология. Живой организм,  6 кл.». Мультимедийное приложение к учебнику Сонина Н.И., изд-во «Дрофа». Электронное издание дополняет учебно-методический комплект по биологии для 6-го класса по ред Сонина Н.И. Основу издания составляют мультимедийные презентации, разработанные к каждому уроку в соответствии с содержанием учебника. Учителю также предлагается создать собственные презентации из разнообразных информационных объектов, собранных на диске.

 

Электронное издание  «Подготовка ЕГЭ  по биологии». Совместная разработка компании «Физикон» и изд-ва «Дрофа» позволит абитуриентам подготовиться к ЕГЭ и успешно пройти конкурсные  испытания. В состав диска входит большое кол-во тестовых заданий различного уровня сложности, справочный и теоретический материал, журнал успеваемости. Виртуальный экзамен позволит учащимся адаптироваться к технологии ЕГЭ, избежать ошибок на экзамене и повысить уровень как теоретических 

знаний, так и практических навыков.

Электронное издание «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс», изд-во «Просвещение».

Электронное издание «Биология. Основная школа. Человек и его здоровье». изд-во  «Просвещение-Медиа. Новый диск»

Электронное издание «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск».

Электронное издание серия «Готовимся к ЕГЭ. Биология», изд-во «Просвещение- Медиа. Новый диск».

Электронный атлас для школьника «Анатомия.Физиология. Гигиена. 8-9  классы», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск».

Электронное издание «Открытая биология 2.5», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск» (совместно с «Физикон»).

Электронный атлас для школьника «Ботаника. 6-7 классы», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск».

Электронный атлас для школьника «Зоология. 7-8 классы», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск».

Электронное издание «Экология. Общий курс», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск».

Электронное издание «Биотехнология», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск».

Электронное издание «Природа России», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск».

Электронное издание «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс».  Автор Семин А.И., учитель  Раменской средней школы, Мосальского района, Калужской области.  В состав диска включены методические материалы по данному разделу: методические рекомендации к  каждому уроку тестовые задания, контрольные работы.

Электронное издание   Республиканский мультимедиа центр + НФПК: Биология, 6-11 класс.

 

4. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы

         Научно-методический журнал «Биология в школе» за 2007 г., № 4, с.19-20 предлагает полезные адреса в Интернете:

 

http: //  elementy. ru  Элементы большой науки. Научно-популярный сайт, на котором в доступной форме изложены новости науки. В разделе «Энциклопедия» (справочные материалы) представлены «200 законов мироздания», описание которых поможет любому студенту, обучающемуся по естественно-научному профилю.

http: //  www. anatomya. com/ index. html  Анатомия в картинках. Сайт, посвященный анатомии и физиологии человека. Материал может быть использован для создания презентаций.

http: //  zoo-eco. zooclub. ru   На страницах сайта вы найдете научно-популярные рассказы о самых разнообразных животных, множество фотографий, научные статьи по зоологии и экологии, мировую фауну современных и ископаемых млекопитающих и другое.

http: //  www. yma. ac. ru/ books/ hist/child. htm  Эмбриональное развитие и гистофизиология органов у детей и подростков.   В интернет-пособии  представлены следующие разделы: возрастная периодизация человека, общая  и частная гистология.

http: //  dino. claw. ru  Палеонтологический сайт, посвященный геологической и биологической истории Земли. Представлены иллюстрации-реконструкции многих ископаемых видов, раздел с краткими биографическими очерками ученых, словарь терминов.

http: //  macroevolution. narod. ru  Проблемы эволюции.  Содержит разделы: «Обзоры» - посвящен наиболее спорным вопросам эволюции; «Библиотека» включает более 500 популярных и научных работ по эволюции Ч.Дарвина, Ж.Б.Ламарка, А.И.Опарина, Ж.Кювье и других выдающихся ученых; «Фотоальбомы», где имеется более 1300 изображений древних организмов.

http: // www. arkive. org  Англоязычный сайт, посвященный животным, растениям, грибам, находящимся под угрозой исчезновения.  Представлено их описание (местообитание, биологические особенности и др.) и короткие видеофильмы.

http: //  www. biodan. narod. ru  На сайте публикуются последние новости ботаники, зоологии, генетики; разделы «Биографии великих» и «Биологический словарь», содержащий основные биологические понятия.

        5. Описание экспериментальных установок (лабораторного оборудования)

Компьютерный класс с мультимедиа компьютерами, сервер с виртуальными CD-ROM.

        6. Техника безопасности

Необходимо соблюдать правила по технике безопасности при работе в компьютерном классе.

 

       7. Порядок проведения работы

Анализ меню ЭИ, знакомство со структурой, поиск соответствующей темы. Использование поисковой системы ЭИ для нахождения материалов. Просмотр материалов и оценка их качества, а также соответствия требованиям учебной программы.

      8. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия.

8.1. Студенты делятся на три группы по количеству  школьных разделов курса «Биологии»  в основной школе.

Каждой группе на выбор  предлагается один из разделов школьного курса «Биология» по программам Пасечника В.В. и Сонина Н.И.:

1 группа - раздел «Бактерии. Грибы. Растения, 6 класс» по программе Пасечника В.В. и раздел «Биология. Живой организм, 6 класс» по программе Сонина Н.И.

2 группа  - разделы «Биология. Животные, 7 класс» по программе Пасечника В.В. и раздел «Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс» по программе Сонина Н.И.

3 группа – раздел «Человек и его здоровье», 8 класс.

Особое внимание следует обратить на имеющиеся материалы в ЭИ по темам, рассматриваемым на  лабораторно-практических занятиях по методике обучения биологии (2, 3, 4 курсы обучения) и на содержание лекций № 1;3

8.2. Осуществляется просмотр ЭИ, мультимедийная программа которых раскрывает их содержание, дополняющее учебно-методический комплекс по программам Сонина Н.И. и Пасечника В.В.

8.3.   Текущий контроль.

При просмотре ЭИ студентам предлагается  подготовить ответы на ряд поставленных вопросов:

(Вопросы представлены заранее написанным текстом на дисплее)

1) Какие компоненты мультимедийных комплексов ЭИ (гипертекст,  интерактивные тесты, библиографические сведения об ученых, анимации, справочники, презентации, видеофрагменты, фотоальбомы, виртуальные экскурсии, модели, интерактивные игры и т. д.) вам понравились и почему?

2) Какие из них вы использовали на уроках биологии или внеклассных мероприятиях во время прохождения педагогической практики на 3 курсе в классах основной школы (6-8 классы)?

3) Оцените преимущества  3Д моделей, представленных в ЭИ по данным курсам, по сравнению с традиционными средствами изобразительной наглядности.

4) Сопоставьте возможности применения лабораторных работ в ЭИ и традиционной методики их проведения. В чем преимущества и недостатки мультимедийного способа проведения по сравнению с традиционным?

          8.4. Каждой группе студентов, работающих с определенным разделом, предлагается обсудить следующие вопросы текущего контроля:

1 группа - разделы «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс» по программе Пасечника В.В. и «Биология. Живой организм, 6 класс» по программе Сонина Н.И.

1) Какие мультимедийные презентации, в соответствии с содержанием учебника, можно использовать на уроках биологии при изучении вопросов, связанных с физиологическими процессами, протекающими в растительном организме (например, фотосинтез, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение воды и питательных веществ, прорастание семян и др.)?

2) Возможно ли использование содержания проверочных и контрольных работ, представленных в ЭИ при систематизации и коррекции знаний учащихся на обобщающих уроках по данным разделам?

3) Каковы преимущества ЭИ и ЦОР  перед традиционной методикой:

а) при изучении биологических терминов;

б) при демонстрации наглядности (анимаций, интерактивных рисунков, моделей ЭИ на различных этапах урока?

4) Как представлены в ЭИ исторические сведения и биография ученых? Какой  дополнительный исторический материал при изучении темы «Жизнь растений» Вы бы рекомендовали для уроков?

2 группа - разделы «Биология. Животные, 7 класс» по программе Пасечника В.В. и «Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс» по программе Сонина Н.И.

 Текущий контроль

Вопросы для обсуждения:

1) Как представлен теоретический материал в мультимедийных комплексах ЭИ по темам «Класс Птицы» и «Класс Млекопитающие»?

2) Какой дополнительный занимательный материал образовательного комплекса ЭИ об образе жизни и поведении животных можно использовать на уроках при изучении данных тем?

3) Какие мультимедийные презентации в соответствии с содержанием учебников следует использовать на уроках биологии при изучении вопросов, связанных с биологическими и экологическими особенностями животных?

4) Как представлены в мультимедийных комплексах ЭИ лабораторные работы для изучения внешнего строения животных? Приведите примеры их проведения на уроках биологии.

3 группа - разделы «Биология. Человек и его здоровье, 8 класс» по программе Пасечника В.В. и «Биология. Человек, 8 класс» по программе Сонина Н.И.

 Текущий контроль

Вопросы для обсуждения:

1) Какая дополнительная справочная информация о периодах развития человека представлена в мультимедийных комплексах ЭИ? Каким образом её можно использовать на уроках биологии?

2) Какие лабораторные работы предлагаются  в данном разделе? Какова их методика? Как иллюстрированное содержание, представленное в ЭИ, помогает их выполнению (например, сюжетные анимации, фотографии, интерактивные рисунки,  таблицы, атласы и др.)?

3) Возможно ли использование занимательного материала и библиографических сведений, предлагаемых в ЭИ, для написания учащимися рефератов, составления исследовательских проектов? По каким темам раздела наиболее интересно представлен занимательный материал?

4) Сможете ли вы при проведении уроков на педагогической практике использовать тренажеры и систему тестовых заданий по данному разделу, предлагаемые в образовательной программе ЭИ?  От каких условий это будет зависеть?

9. Методика анализа полученных результатов

При анализе образовательных комплексов ЭИ и ЦОР следует отразить:

·                   соответствие содержания требованиям образовательных программ по биологии и уровню требований к подготовке учащихся на определенной ступени образования;

·                   соблюдение общепринятой терминологии и символики;

·                   ясность, точность и лаконичность, наглядность учебного материала;

·                   посильность учебного материала для учащихся данного возраста, учет психолого-педагогических особенностей, соответствие предшествующей подготовке и уровню развития школьников;

·                   вариативность учебного материала, учет возрастных особенностей учащихся;

·                   осуществление межпредметных связей  через содержание;

·                   наличие материалов для самостоятельной работы учащихся и организации их творческой деятельности;

·                   направленность учебного материала на развитие навыков самообразования, познавательного интереса учащихся к предмету и его практическому применению;

·                   включение дополнительного материала по развитию познавательного интереса учащихся к предмету и вовлечению их в систему углубленного изучения предмета;

·                   соответствие современным требованиям в дидактическом и методическом отношении;

·                   возможности  реализации воспитательных целей через содержание;

·                   дизайн и качество иллюстративного материала;

10. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты

 Подготовить краткое сообщение (на 5 мин) о проделанной работе и письменный отчет в произвольной форме.

В конце занятия заслушиваются 2-3 сообщения студентов о проделанной работе. Проводится их обсуждение. Каждый студент сдает свой письменный отчет.

11.  Творческое домашнее задание

       Каждой группе студентов предлагается разработать презентацию на выбор по конкретным темам предложенных разделов и предложить методику ее использования при подготовке и проведении урока. Презентации составляются в группах по два человека.  При этом каждый из участников предлагает свою модель и после обсуждения разработанных вариантов выбирается лучшая презентация.

12. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Методика проведения лабораторных работ предусматривает использование элементов технологий программированного обучения  и уровневой дифференциации.

Проведение  лабораторного занятия № 1 включает фронтальную индивидуально-групповую работу, когда у каждой группы студентов имеется индивидуальное задание, из совокупности которых формируется общий исследовательский проект.

Лабораторное занятие проводится в компьютерном классе. Все ЭИ и ЦОР должны быть предварительно инсталлированы на сервере и доступны в многопользовательском режиме работы. Следует отметить, что подавляющее число ЭИ предназначены для индивидуальной работы. Поэтому необходимо заранее, с помощью системного администратора, установить изучаемые ЭИ и ЦОР с использованием виртуальных CD-ROM.

 

 

 

                                                  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема:  Изучение содержания и функциональных особенностей электронных изданий при  обучении биологии  на   примере                                               

                                   раздела «Общая биология»

 

Продолжительность 2 часа

 

1.     Учебно-воспитательные цели

Изучить содержание всех компонентов электронных изданий (ЭИ), включающих раздел «Общая биология, 10-11 класс» в соответствии с альтернативными школьными программами. Научить проводить анализ структуры, содержания ЭИ и ЦОР, выявлять их дидактические возможности для основной и полной, в том числе профильной общеобразовательной школы и выбирать в соответствии с требованиями Стандарта и программы предмета «Биология», необходимые ЭИ для использования в  учебном образовательном процессе.

В целях реализации процессуально-деятельностного компонента подготовки будущих учителей биологии  продолжить развитие интеллектуальных, конструктивных, информационных, контрольно-гностических умений:   формирование логического мышления, освоить технику работы с ЭИ, ознакомиться с вариантами сочетания компьютерного демонстрационного и лабораторного эксперимента, при исследовательской работе и постановке эксперимента уметь сочетать и применять  различные методы обучения; разрабатывать фрагменты уроков с использованием компонентов ЭИ и ЦОР, проводить рефлексию своей деятельности.

Стимулировать стремление к качественной работе, добросовестность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, направленность на конкретные достижения и успех в работе.

2. Задачи  исследования

1) Изучить структуру, содержание  и состав образовательного комплекса ЭИ, включающих разделы «Ведение в общую биологию и экологию, 9 класс» и «Общая биология, 10 класс» по концентрической программе  Пасечника В.В., «Общие закономерности,  9 класс»,  «Общая биология 10-11 класс» по программе Мамонтова В.Г., Захарова В.Г., Сонина Н.И. для общеобразовательной и профильной школы.

2) Оценить соответствие образовательных комплексов ЭИ требованиям Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программам по биологии.

3) Определить компоненты ЭИ, которые целесообразно использовать при изучении биологии в общеобразовательных и профильных классах, а также в системе дополнительного школьного биологического образования  на примере отдельных  тем школьного курса «Биология»:  при подготовке учителя к урокам; на этапе изучения нового материала;  систематизации и коррекции знаний, закрепления и обобщения;  при мониторинге и контроле; при выполнении домашних заданий.

4) Сравнить возможности использования традиционной методики и мультимедийных компьютерных технологий  при общеобразовательном и профильном обучении биологии.

       5) Разработать фрагменты лабораторного урока по выбранному разделу с использованием материалов мультимедийных комплексов ЭИ с учетом поурочного планирования для общеобразовательной и профильной школы.

        6) Выполнить электронную контрольную работу по теме " Обмен веществ в клетке (метаболизм)", включающей систему тестовых заданий   для общеобразовательного и профильного уровней сложности  полной средней школы.

3.  Исходные данные для работы и рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе с указанием электронных изданий

При подготовке к занятию следует ознакомиться в компьютерном классе или на домашнем компьютере с библиотекой ЭИ и ЦОР (электронная библиотека имеется в кабинете методики обучения биологии):

Образовательный комплекс «Основы общей биологии, 9 кл.» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса биологии 9 класса и содержит материалы учебника «Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н. Пономаревой. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2004 - 2007 г.

 

 

 

 

 

Экология, 10–11 кл.

Образовательный комплекс на платформе «1С: Образование 3.0» по экологии. Содержит изложение всех тем курса экологии, большое количество иллюстративного и справочного материала.

Электронное издание  «Экология» содержит  тесты, видеосюжеты, проблемные вопросы  глобальных экологических катастроф.

 

 

 

 

Серия 1С:Репетитор

 

 

Сдаем ЕГЭ 2007 + 1С:Репетитор. Биология

Комплекс «Сдаем ЕГЭ 2007 + 1С: Репетитор. Биология» разработан с целью поддержки проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации единого государственного экзамена (ЕГЭ) и адресован учащимся старших классов, выпускникам школ, родителям, организаторам ЕГЭ. Включает варианты тестовых заданий 2002-2007 гг., 800 тестовых заданий.

Работая с тестами, Вы сможете отрепетировать сдачу экзаменов по биологии; психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ; на основе результатов тестирования выявить пробелы в знаниях по предмету.

 

 

 

Биология. Книга для учителя (6–11 классы). Методические рекомендации

Книга методических рекомендаций для преподавания и изучения биологии в 6–11-х классах с помощью программы «1С: Репетитор. Биология». Адресована учителям и учащимся общеобразовательных учебных учреждений.

 

 

 

Биология

Учебное пособие по биологии, в котором подробно изложены школьные курсы общей биологии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также содержится большой объём дополнительной информации по наиболее интересным вопросам.

 

 

Серия 1С: Образовательная коллекция

 

 

Биология. Общие закономерности. 9 класс: Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина.

Биология. Общие закономерности. 9 класс: Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина.
Автор: 
Класс: 9
Предмет: Биология
Тип книги: CD-ROM

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Учебное электронное издание. CD-ROM.

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Учебное электронное издание. CD-ROM.
Автор: 
Класс: 11
Предмет: Биология
Тип книги: CD-ROM

 

 

Электронное издание  «Подготовка ЕГЭ  по биологии». Совместная разработка компании «Физикон» и изд-ва «Дрофа» позволит абитуриентам подготовиться к ЕГЭ и успешно пройти конкурсные  испытания. В состав диска входит большое кол-во тестовых заданий различного уровня сложности, справочный и теоретический материал, журнал успеваемости. Виртуальный экзамен позволит учащимся адаптироваться к технологии ЕГЭ, избежать ошибок на экзамене и повысить уровень как теоретических  знаний, так и практических навыков.

Электронное издание   Республиканский мультимедиа центр + НФПК: Биология, 6-11 класс.

 

4. Краткие теоретические или справочно-информационные материалы

         Научно-методический журнал «Биология в школе» за 2007 г., № 4, с.19-20 предлагает полезные адреса в Интернете:

 

http: //  elementy. ru  Элементы большой науки. Научно-популярный сайт, на котором в доступной форме изложены новости науки. В разделе «Энциклопедия» (справочные материалы) представлены «200 законов мироздания», описание которых поможет любому студенту, обучающемуся по естественно-научному профилю.

http: //  www. yma. ac. ru/ books/ hist/child. htm  Эмбриональное развитие и гистофизиология органов у детей и подростков.   В интернет-пособии  представлены следующие разделы: возрастная периодизация человека, общая  и частная гистология.

http: //  dino. claw. ru  Палеонтологический сайт, посвященный геологической и биологической истории Земли. Представлены иллюстрации-реконструкции многих ископаемых видов, раздел с краткими биографическими очерками ученых, словарь терминов.

http: //  macroevolution. narod. ru  Проблемы эволюции.  Содержит разделы: «Обзоры» - посвящен наиболее спорным вопросам эволюции; «Библиотека» включает более 500 популярных и научных работ по эволюции Ч.Дарвина, Ж.Б.Ламарка, А.И.Опарина, Ж.Кювье и других выдающихся ученых; «Фотоальбомы», где имеется более 1300 изображений древних организмов.

http: //  www. biodan. narod. ru  На сайте публикуются последние новости ботаники, зоологии, генетики; разделы «Биографии великих» и «Биологический словарь», содержащий основные биологические понятия.

 

5. Описание экспериментальных установок (лабораторного оборудования)

Компьютерный класс с мультимедиа компьютерами, сервер с виртуальными CD-ROM.

6. Техника безопасности

Необходимо соблюдать правила по технике безопасности при работе в дисплейном классе.

 

7. Порядок проведения работы

Анализ меню ЭИ, знакомство со структурой, поиск соответствующей темы. Использование поисковой системы ЭИ для нахождения материалов. Просмотр материалов и оценка их качества, а также соответствия требованиям учебной программы.

8. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия

8.1. Студенты делятся на две группы  в соответствии с уровнем изучения раздела «Общая биология» для общеобразовательной и профильной школы.

        На выбор  каждой группе предлагается один из разделов школьного курса «Биология» по программам Пасечника В.В. и  Сонина Н.И.:

1 группа -  общеобразовательный уровень: разделы «Введение в общую биологию и экологию, 9 класс» и «Общая биология, 10 класс» по концентрической программе  Пасечника В.В.

2 группа  - общеобразовательный уровень: разделы «Общие закономерности,  9 класс»;  профильный уровень: раздел «Общая биология 10-11 класс» по программе Мамонтова В.Г., Захарова В.Г., Сонина Н.И.

 Особое внимание следует обратить на имеющиеся материалы в ЭИ по темам, рассматриваемым на  лабораторно-практических занятиях по методике обучения биологии (4 курс обучения) и на содержание лекций.

8.2. Осуществляется просмотр ЭИ, мультимедийная программа которых раскрывает их содержание, дополняющее учебно-методический комплекс по данным программам Сонина Н.И.

8.3.   Текущий контроль

При просмотре ЭИ студентам предлагается  подготовить ответы на ряд поставленных вопросов:

(Вопросы представлены заранее написанным текстом на дисплее)

1) Какие компоненты мультимедийных комплексов ЭИ (гипертекст, гиперссылки, интерактивные тесты, биографические сведения об ученых, анимации, справочники, презентации, видеофрагменты, фотоальбомы, виртуальные экскурсии, модели, интерактивные игры и т. д.) вам понравились и почему?

2) Какие из компонентов мультимедийных комплексов и на каких этапах уроков можно использовать в период прохождения педагогической практики на 5 курсе в классах средней  (9 классы) и старшей  школы (10-11 классы)?

          3) Соответствует ли тематика и количество лабораторных работ, представленных в ЭИ по каждому определенному разделу, содержанию программы и школьного учебника общеобразовательного и профильных уровней?

          4) В чем специфика методики выполнения интерактивных лабораторных работ в профильном биологическом классе?

           5) Соотносится ли интерактивное выполнение лабораторных работ с академическим временем, отведенным для проведения урока в профильном  биологическом класс

8.4.  Текущий контроль. Каждой группе студентов, работающих с определенным разделом предлагается обсудить следующие вопросы :

1 группа - общеобразовательный уровень: разделы «Введение в общую биологию и экологию, 9 класс» и «Общая биология, 10 класс» по концентрической программе  Пасечника В.В.

1)  Соответствует ли теоретическое содержание, дополнительный занимательный материал образовательных комплексов ЭИ возрастным особенностям школьников 9-го класса? Не перегружен ли он научной терминологией?

2) Какие темы, с вашей точки зрения, наиболее сложны и труднодоступны для понимания учащихся 9-х классов, представленных в ЭИ?

3) Какие мультимедийные презентации и лабораторные работы в соответствии с содержанием учебника можно использовать на уроках биологии при изучении вопросов, связанных с метаболическими процессами в клетке, процессами клеточного деления, роста и развития?

4) Как представлены в образовательном комплексе ЭИ исторические и биографические сведения об ученых-биологах? Какой  дополнительный исторический материал при изучении уровневой организации живой природы вы бы рекомендовали для уроков?

5) Предложите фрагмент образовательного комплекса ЭИ при изучении клеточного и организменного уровней живой природы (на выбор, например, темы «Деление клетки путем митоза», «Развитие половых клеток», «Оплодотворение», «Моно- и дигибридное скрещивание»). Продемонстрируйте этот фрагмент с объяснением.

 

2 группа - общеобразовательный уровень: разделы «Общие закономерности,  9 класс»;  профильный уровень: раздел «Общая биология 10-11 класс» по программе Мамонтова В.Г., Захарова В.Г., Сонина Н.И.

Текущий контроль.   Вопросы для обсуждения:

1)  Предусмотрено ли  в образовательных комплексах ЭИ различное содержание изучаемого биологического материала в соответствии с общеобразовательным и профильным уровнями?

2) Какие лабораторные работы предлагаются  в данном разделе? Какова их методика выполнения? Как иллюстрированное содержание, представленное в ЭИ, помогает их выполнению (например,  сюжетные анимации, фотографии, интерактивные рисунки,  таблицы и др.)?

3) Какие мультимедийные презентации в ЭИ вы бы использовали на уроках биологии в общеобразовательных и профильных классах при изучении вопросов, связанных  с химическим составом клетки и ее жизнедеятельностью?

4) По каким темам раздела наиболее интересно в ЭИ представлен занимательный материал и биографические сведения  об ученых? Какой  материал, с вашей точки зрения, можно использовать для написания учащимися рефератов, составления исследовательских проектов в системе профильного обучения (например, на занятиях  профильных, элективных курсов)?

5) Предложите фрагмент образовательного комплекса ЭИ при изучении любой темы в профильных биологических классах (например, «Биосинтез белка» или «Фотосинтез»). Продемонстрируйте этот фрагмент с объяснением. На каком этапе урока, по Вашему мнению, рационально использовать данный фрагмент?

9. Методика анализа полученных результатов

При анализе образовательных комплексов ЭИ и ЦОР следует отразить:

·                   соответствие содержания требованиям образовательных программ по биологии и уровню требований к подготовке учащихся на определенной ступени образования;

·                   соблюдение общепринятой терминологии и символики;

·                   ясность, точность и лаконичность, наглядность учебного материала;

·                   посильность учебного материала для учащихся данного возраста, учет психолого-педагогических особенностей, соответствие предшествующей подготовке и уровню развития школьников;

·                   вариативность учебного материала, учет возрастных особенностей учащихся;

·                   осуществление межпредметных связей в содержании;

·                   наличие материалов для самостоятельной работы учащихся и организации их творческой деятельности;

·                   направленность учебного материала на развитие навыков самообразования, познавательного интереса учащихся к предмету и его практическому применению;

·                   включение дополнительного материала по развитию познавательного интереса учащихся к предмету и вовлечению их в систему углубленного изучения предмета;

·                   соответствие современным требованиям в дидактическом и методическом отношении;

·                   возможности  реализации воспитательных целей через содержание;

·                   дизайн и качество иллюстративного материала.

10. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты

 Подготовить краткое сообщение (на 5 мин) о проделанной работе и письменный отчет в произвольной форме, возможно в виде таблицы.

В конце занятия заслушиваются 2-3 сообщения студентов о проделанной работе. Проводится их обсуждение. Каждый студент сдаёт свой письменный отчет.

11. Домашнее задание

Промежуточный контроль.

1) Каждой группе студентов предлагается выполнить электронную контрольную работу по теме "Обмен веществ в клетке (метаболизм)", включающей систему тестовых заданий   для общеобразовательного и профильного уровней обучения.

2) Творческое задание. На выбор студентов разработать электронную версию лабораторной работы по  разделу «Общая биология» для общеобразовательных и профильных классов с внесенными после обсуждения коррективами.

12. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения)

Методика проведения лабораторной работы №2  предусматривает использование элементов технологии программированного обучения  и уровневой дифференциации.

Лабораторная работа должна проводиться в компьютерном классе. Все ЭИ и ЦОР должны быть предварительно инсталлированы на сервере и доступны в многопользовательском режиме работы. Следует отметить, что подавляющее число ЭИ предназначены для индивидуальной работы. Поэтому необходимо заранее, с помощью системного администратора, установить необходимые ЭИ и ЦОР с использованием виртуальных CD-ROM.


                                                   ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Компьютерное тестирование – как одна из возможностей использования ЭИ и ЦОР при обучении биологии

 

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебно-воспитательные цели

Для повышения эффективности обучения биологии научить студентов разрабатывать методику использования ЭИ и ЦОР. Ознакомиться с вариантами сочетания компьютерного решения интерактивных тестовых заданий с традиционными методами  их выполнения.

В целях реализации процессуально-деятельностного компонента подготовки будущих учителей биологии продолжить формирование интеллектуальных, конструктивных, информационных, контрольно-гностических умений:   логического мышления, таких операций, как сравнение, сопоставление, обобщение; практических умений компьютерного тестирования и оперативности их проверки. На основе результатов тестирования выявлять пробелы в знаниях по предмету, критически анализировать результаты и объективно оценивать  свою деятельность.

Познакомить с методикой организации самостоятельной работы учащихся с использованием ЦОР и информационных ресурсов INTERNET.

 

2. Задачи  исследования

1) Изучить структуру, содержание  и состав образовательных комплексов ЭИ курса «Биология»,  включающих  все  школьные разделы  программам  Пасечника В.В. и Мамонтова В.Г., Захарова В.Г., Сонина Н.И. для общеобразовательной и профильной школы.

2) Оценить их соответствие требованиям Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и программам по биологии.

3) Определить компоненты ЭИ, которые целесообразно использовать при выполнении интерактивных тестовых заданий базового и повышенного уровней в рамках подготовки к ЕГЭ.

4) Выполнить ряд интерактивных тестовых заданий по всем  школьным разделам курса «Биология» (6-11 класс) для общеобразовательного и профильного уровней средней школы.

       5) Сравнить возможности использования традиционной методики выполнения тестовых заданий с возможностями  компьютерных технологий (эффективность применения контрольно-диагностических тестов и тестовых заданий с автоматической проверкой для выявления уровня знаний учащихся по биологии).

6) Разработать варианты тестовых заданий электронной контрольной работы, включающих задания уровней А, В и С в рамках подготовки к ЕГЭ.

       3.  Исходные данные для работы и рекомендации студентам по подготовке к лабораторной работе.

Библиотека ЭИ и ссылки на Интернет-ресурсы представлены в лаб. раб. №1, а также в лаборатории методики преподавания биологии.

       4. Рекомендации студентам по подготовке к  выполнению лабораторных работ и решению интерактивных тестовых заданий с указанием литературы

4.1. Внимательно изучить конспект лекции № 3

4.2. Изучить серию учебно-тренировочных материалов для подготовки к ЕГЭ (2002-2006 гг.) и разобраться в типах заданий по уровню их сложности.

4.3. Посмотреть методические рекомендации  и планы уроков,  включающие проверку знаний учащихся в виде тестирования, которые имеются в обучающих комплексах ЭИ (библиотеку ЭИ см. в лаб. раб. №1), а также в лаборатории методики преподавания биологии.

 4.4. Просмотреть электронные издания  из серии «Сдаем ЕГЭ 2007 + 1С: Репетитор. Биология»,  ЭИ CD-ROM «Подготовка к ЕГЭ по биологии»
 изд-во «Дрофа», ЭИ «Готовимся к ЕГЭ. Биология», изд-во «Просвещение», электронное издание  Республиканский мультимедиа центр + НФПК: Биология, 6-11 класс.

5. Описание экспериментальных установок (лабораторного оборудования).

Компьютерный класс с мультимедиа компьютерами, сервер с виртуальным CD-ROM. Компьютер с медиапроектором.

6. Техника безопасности

Необходимо соблюдать правила по технике безопасности при работе в дисплейном классе.

7. Порядок проведения работы

Анализ меню ЭИ, знакомство со структурой, поиск соответствующей темы. Использование поисковой системы ЭИ для нахождения материалов. Просмотр материалов и оценка их качества, а также соответствия требованиям учебной программы.

8. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия

 8.1. Для составления интерактивных тестовых заданий студентам предлагается просмотреть содержание образовательных комплексов ЭИ по всем разделам  курса «Биология» по концентрической программе Пасечника В.В., программе Мамонтова В.Г., Захарова В.Г., Сонина Н.И., Пономаревой И.Н.

        8.2. Осуществляется просмотр  ЭИ, образовательный комплекс  которых раскрывает их содержание, дополняющее учебно-методический комплекс по данным  школьным программам.

        8.3.   Текущий контроль. При просмотре  вариантов интерактивных тестов ЭИ студентам предлагается  подготовить ответы на ряд поставленных вопросов:

(вопросы представлены заранее набранным текстом на дисплее)

1)                                Насколько эффективно использование системы электронных тестов, представленных в ЭИ для проверки знаний учащихся?

2)                                Каким образом решение интерактивных тестовых заданий способствует психологической подготовке школьников к  сдаче ЕГЭ?

3)                                Сможете ли Вы самостоятельно справиться с  интерактивными тестовыми заданиями и сколько по времени займёт у Вас их выполнение?

4)                                Пользовались ли Вы теоретическим содержанием, вспомогательными средствами (энциклопедическими словарями, хрестоматиями) и подсказками ЭИ при выполнении тестовых заданий? Приведите примеры.

5)                                Выделите причины, в силу которых  компьютерные тестовые задания не всегда могут служить основной формой диагностики уровня знаний учащихся.

После каждого фрагмента проводится его обсуждение.

8.3.1. Промежуточный контроль - тест 3.

 Выполнение теста 3 требует от студентов знания основных компьютерных программ, электронных изданий и ЦОР по биологии. Поэтому данный тест целесообразно использовать после проведения лабораторных работ, предназначенных для изучения разных типов ЦОР.

Тесты раздаются каждому студенту. Данные тестовые задания предусматривают выбор одного правильного ответа из четырех или пяти предложенных.

8.4. Студенты по желанию или по выбору преподавателя делятся на  четыре группы в соответствии с разделами школьного курса «Биология» по программе Пасечника В.В.

         Творческое задание. Каждой группе для электронной контрольной работы предлагается разработать фрагмент варианта тестовых заданий ЕГЭ уровней А (А1-А20), В (В4-В7) и С (С4-С6) по данному разделу:

1 группа - раздел «Бактерии. Грибы. Растения, 6 класс».

2 группа  - разделы «Биология. Животные, 7 класс»

3 группа – раздел «Человек и его здоровье», 8 класс.

          4 группа – раздел «Введение в общую биологию и экологию, 9   

                              класс», «Общая биология, 10-11 класс».

        

  9. Методика анализа полученных результатов

При анализе образовательных комплексов ЭИ и ЦОР следует отразить:

·                   соответствие содержания требованиям образовательных программ по биологии и уровню требований к подготовке учащихся на определенной ступени образования;

·                   соблюдение общепринятой терминологии и символики;

·                   ясность, точность и лаконичность, наглядность тестовых заданий;

·                   посильность компьютерных тестов для учащихся данного возраста, учет психолого-педагогических особенностей, соответствие предшествующей подготовке и уровню развития школьников;

·                   вариативность учебного материала, учет возрастных особенностей учащихся;

·                   осуществление межпредметных связей в содержании;

·                   наличие тестовых заданий для самостоятельной работы учащихся и организации их творческой деятельности;

·                   направленность учебного тестов на развитие навыков самообразования, познавательного интереса учащихся к предмету и его практическому применению;

·                   включение дополнительного материала по развитию познавательного интереса учащихся к предмету и вовлечению их в систему профильного изучения предмета;

·                   соответствие современным требованиям в дидактическом и методическом отношении;

·                   возможности  реализации воспитательных целей через содержание тестовых заданий;

·                   дизайн и качество иллюстративного материала;

·                   комфортность данной формы диагностики успешности обучения (учащиеся не испытывают давления со стороны учителя);

·                   объективность оценки результатов выполненной работы;

·                   оперативность проверки;

·                   участие достаточно большого числа учащихся.

      10. Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты

 Подготовить краткое сообщение (на 5 мин) о проделанной работе и письменный отчет в произвольной форме, возможно в виде таблицы.

В конце занятия заслушиваются 2-3 сообщения студентов о проделанной работе. Проводится их обсуждение. Итоги каждого обсуждения формулирует преподаватель.

Каждый студент сдает свой письменный отчет с вариантами тестовых заданий электронной контрольной работы в рамках подготовки к ЕГЭ, отчеты оцениваются.

     11.  Творческое домашнее задание

Каждой группе студентов  по конкретным разделам  школьного курса «Биология» предлагается разработать компьютерные тестовые задания уровней А, В и С в рамках подготовки к ЕГЭ для общеобразовательного и профильного уровней обучения.

      12. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия (с обязательным указанием на инновационность целей, содержания, методов, форм и средств обучения

Методика проведения лабораторного занятия включает использование элементов технологии программированного обучения и уровневой дифференциации.

         Проведение занятий предусматривает фронтальную индивидуально-групповую работу, когда у каждой группы студентов имеется конкретное задание, из совокупности которых формируется общий вариант электронной контрольной работы.

         Занятие должно проводиться в компьютерном классе. Все ЭИ и ЦОР должны быть предварительно инсталлированы на сервере и доступны в многопользовательском режиме работы. Необходим компьютер с медиапроектором.