ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского

 

 

Институт Естествознания

Биолого-химический факультет

Кафедра Ботаники и экологии

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному модулю:

"Методика использования ЦОР и ИКТ при обучении биологии в общеобразовательной школе"

в курсе

"Теория и методика обучения биологии"

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Специальность    050102.65 «Биология с дополнительной специальностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга

2007


 

1. Учебные цели и задачи курсовой работы

 

Курсовая работа по методике обучения биологии представляет собой вид исследовательской работы, дающий студенту возможность познакомиться и освоить первоначальные навыки научной деятельности:

·                   осуществлять поиск, обработку и анализ информации по литературным источникам, электронным изданиям и через INTERNET;

·                   освоить теоретические и эмпирические методы дидактического исследования;

·                   научиться применять приобретенные знания для решения поставленных задач;

·                   самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие противоречия и проблемы и искать пути рационального их преодоления;

·                   на основе теоретических обобщений по теме своей работы выдвигать новые идеи;

·                   четко представлять цели работы, возможность применения её результатов в образовательном процессе (например, в период педагогической практики);

·                   учиться работать в коллективе, учитывая интересы окружающих и отстаивая свою точку зрения, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них;

·                   научиться оформлять результаты своего исследования, сделав их доступными для окружающих;

·                   представлять результаты в форме научного доклада.

Основной задачей курсовой работы является самостоятельная разработка студентом одного из аспектов актуальных проблем методики преподавания биологии в системе общего образования.

Выбор темы курсовой работы определяется личным интересом студента к данному вопросу, интересами научного руководителя, а также возможностью ее выполнения в установленные сроки.

Как показывает опыт, качественно выполненная курсовая работа является основой для последующей выпускной  квалификационной (дипломной) работы.

 

2. Методика выполнения курсовой работой

 

Выполнение курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Студент должен разобраться в источниках информации по выбранной теме исследования, понять актуальность и степень новизны своей работы, провести наблюдение в процессе педагогического эксперимента, использовать свой собственный опыт или  обобщить опыт учителей биологии, а так же опыт работы своего научного руководителя.

При выполнении курсовой работы используются возможности доступных студенту библиотек, а также поисковые системы в INTERNET.

Как правило, курсовая работа выполняется в тесном контакте с научным руководителем, который консультирует студента по мере необходимости.

       3. Объем курсовой работы

           Объем курсовой работы в зависимости от характера темы и усло­вий выполнения может меняться, обычно в пределах 20-25 печатных страниц.

      4. Структура и содержание курсовой работы

          Курсовая работа должна быть написана на грамотном русском языке, отредактирована и представлена в электронном и распечатанном виде.

Курсовая работа должна иметь титульный лист, где вверху пишется название вуза и кафедры, несколько выше середины листа название курсовой работы, внизу справа - фамилия и инициалы исполнителя работы с указанием номера группы, курса и факультета, а также фамилия и инициалы руководителя с указанием его ученой степени и звания, в самом низу посредине - место и год выполнения курсовой работы.

На второй странице должно быть оглавление (содержание) с указанием страниц, с которых начинается каждый параграф (раздел, глава) в работе.

Обязательный раздел курсовой работы введение в котором кратко должны излагаться:

актуальность темы исследования;

формируется противоречие;

проблема исследования;

определяются объект и предмет исследования;

цель исследования;

гипотеза;

определяются задачи исследования;

методы исследования;

новизна;

значимость работы;

кратко характеризуется структура и содержание работы в целом.

Объем введения примерно 2-3 стр.

Основная часть курсовой работы может, как правило, состоять из одной - двух глав, разбитых на параграфы. Первая глава - литературный обзор. В нем представляют теоретический анализ печатных и электронных публикаций по теме исследования. В ходе написания  литературного обзора необходимо показать свое отношение к поставленным различными авторами проблемам, наметить возможные пути их решения. Вторая глава обычно содержит результаты собственной экспериментальной работы. Если работа носит теоретический характер, то обычно достаточно одной главы.

Иллюстрации к курсовой работе (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и др.) должны быть пронумерованы, иметь названия и могут быть включены непосредственно в текст в подходящем по смыслу месте или помещены в конце работы в виде приложений.

Выводы являются концентрированным выражением основных результатов работы. Выводы должны соответствовать поставленной цели и задачам работы. Выводы должны быть конкретными, каждый вывод должен быть пронумерован.

Обязательной составной частью курсовой работы является список используемой литературы, пронумерованный и составленный по алфавиту. Список литературы оформляется в соответствии, с правилами описания печатных трудов, с которыми можно ознакомиться в библиографическом отделе библиотеки.

Приложение обычно содержит собственные методические разработки студента, выполненные в ходе работы над курсовой работой: анкеты, статистические данные, планы и конспекты уроков, внеклассных мероприятий, наглядный материал и т. д. Объем приложений не учитывается при определении общего объема курсовой работы. Приложения могут быть выполнены в электронном виде на компакт-диске.

5. Порядок подготовки и защиты курсовой работы

Завершенная курсовая работа рецензируется руководителем. В случае положительного заключения, курсовая работа представляется к защите. К защите готовится доклад с изложением сути работы и ее результатов, готовятся средства наглядности. Продолжительность выступления около 7 минут.

В случае отрицательного отзыва, курсовая работа перерабатывается в соответствии с указаниями и замечаниями руководителя и только потом представляется к защите.


6. Тематика курсовых работ на 2007/2008 учебный год

 

        1. Исследование дидактической эффективности интерактивных   

            обучающих заданий при изучении биологии.

1.     Создание и применение компьютерных презентаций при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения, 6 класс» по программе Пасечника В.В. в средней школе.

2.     Создание и применение компьютерных презентации при изучении раздела «Животные, 7 класс» по программе Пасечника В.В. в средней школе.

3.     Создание и применение компьютерных презентаций при изучении раздела «Человек и его здоровье, 8 класс» курса «Биология» по программе Пасечника В.В.средней школе.

4.      Методические рекомендации к проведению уроков с использованием компьютерных презентаций при изучении раздела «Живой организм, 6 класс» по программе Сонина Н.И. (на примере темы «Размножение организмов»).

5.      Создание и применение компьютерных презентаций при изучении раздела «Многообразие живых организмов, 7 класс» по программе Захарова В.Б. в средней  школе.

6.     Создание и использование компьютерных презентаций при изучении раздела «Общая биология, 10-11 класс»  для профильных классов по программе Захарова В.Б. (на примере темы «Индивидуальное развитие организмов», 10 класс).

7.     Методические рекомендации к проведению уроков с использованием компьютерных презентаций при изучении раздела «Общая биология, 10-11 класс»  для профильных классов по программе Захарова В.Б. (на примере темы «Развитие органического мира», 11 класс).

8.     Методика использования видеофрагментов по теме "Обмен веществ в клетке» при изучении раздела «Общая биология, 10-11 класс» для активизации познавательной деятельности учащихся.

9.     Методика использования интерактивных моделей на уроках биологии.

10. Элементы занимательности в электронных изданиях и ресурсах по биологии.

11. Разработка методики использования электронного учебника "Общие закономерности, 9 класс» по школьной программе под редакцией Мамонтова В.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. 9 класс" при изучении нового материала.

12. Развивающая роль  компьютерных моделирующих лабораторных работ.

13.  Лабораторный практикум для электронного учебника "Общие закономерности, 9 класс» по школьной программе под редакцией Мамонтова В.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. 9 класс".

14.  Компьютерные моделирующие лабораторные работы по разделу «Общая биология, 10-11 класс» для профильных классов.

15. Методика использования электронных домашних заданий по биологии.

16. Технологический потенциал системы компьютерного тестирования.

17. Создание интерактивных тестовых заданий уровня А, В и С в рамках подготовки к ЕГЭ.

        19. Обобщение педагогического опыта учителей школ г. Калуги и     

           Калужской области  по использованию ИКТ и ЦОР на уроках

           биологии (например, учителя Сидорка И.И.Мосальский район,   

           Долговская средняя школа;  учителя Семина А.И. Мосальский    
           район, Раменская средняя школа и других учителей).

       20.  Реализация исторического подхода в электронных изданиях по 

           биологии.