И.И. ШИШКИН. РОЖЬ. 1878

Картина И.И. Шишкина «Рожь» стала своего рода символом, воплощением русского национального пейзажа. Это одно из лучших и наиболее зрелых произведений художника, которого И.Н. Крамской называл “верстовым столбом в развитии русской пейзажа, человеком-школой”, а его современник, художественный критик В.В. Стасов считал, что русская природа у Шишкина – это природа, предназначенная для богатырского народа.

В своей знаменитой картине “Рожь” художник создает обобщенный образ родной природы, воспевает ее красоту и величие. Сам Шишкин несколькими словами описал свою картину: «Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство».

Шишкина не волнуют перемены в состоянии природы. Его оставляют равнодушным проблемы пленэра, то есть взаимодействия света и цвета в картине, которые тогда занимали многих русских и европейских мастеров. Шишкин как бы закрепляет, фиксирует свой пейзаж в определенном качестве, наиболее для него характерном и постоянном. Художника, а вслед за ним и зрителя, завораживает этот словно навеки остановленный ясный летний полдень, голубое небо с кучевыми облаками, бескрайнее поле золотых колосьев с вьющейся меж ними дорогой и застывшие в безветренном воздухе высокие, могучие сосны.