Тенирс, Давид Младший. Сельский праздник. Последняя четверть XVII века

Сельские праздники - одна из самых любимых тем в Нидерландском искусстве XVI-XVII веков. Время массовых народных гуляний, посвященных сбору урожая - сентябрь, и старонидерландское название месяца "кермесс" - становится названием праздника. Поэтому картины с такими сюжетам называются иногда "кермеса", "кермес". К этой теме постоянно обращался Давид Тенирс Младший - один из самых знаменитых и плодовитых фламандских мастеров XVII столетия. В своей огромной мастерской он вместе со своими учениками повторял в большом количестве наиболее популярные композиции, в том числе "сельские праздники". Тенирс обращается к этому сюжету с 1637 (он покупает в этом году поместье близ Антверпена), и до конца жизни.

Тенирс работал как жанровый живописец, писал также портреты, пейзажи и исторические картины. Этот мастер - член известной художественной династии, учился живописи у своего отца. Любовь к изображениям драк и пирушек, преимущественно маленького размера (тогда как многие его соотечественники писали в это время эффектные мифологические и религиозные картины большого формата) сближала Тенирса с голландскими мастерами.

Истоки народных праздников, посвященных сбору урожая, заключались в языческом поклонении животворящим силам природы. Поэтому главный лейтмотив этих сцен - греховная чувственность, неумеренность во всех ее проявлениях :пьянство, обжорство, разврат (непременные участники таких сцен парочки, предающиеся любовным утехам). Также обязательно изображение драки - символизирующей карнавальное побоище времен года.

В нашей картине некоторые детали носят морализаторский оттенок. На дальнем плане пастух со стадом овец, напоминающий о том, что и человек - агнец божий. Овца - мирное, послушное человеку животное, символ покорности и смирения, и этот мотив постоянно используется Тенирсом. На крыше трактира, олицетворяющего разврат, мы видим голубятню, символизирующую домашний очаг. Кусок окорока за столом слева предупреждает, что не знающий умеренности в еде и питье подобен свинье. Однако изображение крестьян почти лишено сатирической окраски. Художник, предвосхищая галантные пасторали рококо ХVIII столетия, стремится придать изображению крестьянского праздника идиллический характер.

Тенирс был признанным мастером многолюдных сцен. Он строит пространство картины подобно театральной площадке, представляя зрителю всех своих героев в самых выгодных ракурсах. Посмотрим на танцующую парочку в центре композиции. Тенирсу удалось передать сложные движения танца, органично "вписать" танцующих в общих ритм картины. Мастер решает также очень трудную колористическую задачу: связывает тональный, построенный в мягкой коричневатой гамме пейзаж с фигурками поселян, одетыми в яркие нарядные одежды. Справочная информация

Барокко (итал. barocco - "странный", "причудливый"; порт. perola barroca - "жемчужина неправильной формы"; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.

Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, эффектность и театрализованность поз и жестов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Рококо - (от орнаментального мотива рокайль франц. rocaille - раковина, изделие из ракушек), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины XVIII в. и европейской литературе XVIII в.; возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры.

Ракурс - (от франц. raccourcir - сокращать, укорачивать), в изобразительном искусстве - перспективное сокращение изображенных предметов для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

Перспектива (от лат. perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.

Тональный пейзаж - Тон (цветовой) - одна из основных характеристик цвета (наряду с его светлотой и насыщенностью), определяющая его оттенок и выражающаяся словами "красный, синий, сиреневый" и т.д. В живописи тоном называют основной оттенок, обобщающий и объединяющий все тона произведения и сообщающий колориту цельность, т.е. создающий тональный колорит.

Гамма цветовая - ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Единая тональная гамма - гамма с преобладанием какого-то одного тона (основного оттенка цвета), объединяющего все тона произведения. Колорит (от лат. color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера.

Фламандская школа - после поражения Нидерландской буржуазной революции 1566-1609 в исторических областях Бельгии их искусство выделилось в самостоятельную школу, в XVII-XVIII вв. названной фламандской. Во Фландрии в это время возникает особый, уникальный стиль, названный впоследствии "фламандским стилем" или "фламандским барокко", в котором парадность и декоративная пышность (поощрявшиеся церковью и знатью) сочетались со старыми нидерландскими традициями и природной жизнерадостностью фламандцев, а также пробужденными революцией демократическими, народными реалистическими тенденциями. Главные черты фламандского барокко: жизнелюбие, эмоциональная приподнятость, материализм, пышность, изобилие форм. Во фламандской живописи XVII в. определяющую роль играл Рубенс, в чьих произведениях, пронизанных патриотизмом и ярким демократическим духом, бурная динамика сочетается с мощной, полнокровной жизненностью образов. Его влияние было так велико, что XVII век во Фландрии иногда называют веком Рубенса.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева