АРИФМОМЕТР К.ТОМАСА

К началу XIX в. с развитием промышленности и торговли, расширением финансовых операций, все острее ощущалась потребность в быстрых и точных расчетах. Единичные авторские машины XVII-XVIII вв. не могли удовлетворить возрастающий спрос на вычислительную технику. Первый шаг в направлении создания и развития счетного машиностроения сделал талантливый французский инженер и предприниматель из небольшого городка Кольмар в Эльзасе Карл Ксавье Томас (1785-1870) - основатель и руководитель двух парижских страховых обществ «Феникс» и «Солейль» (Солнце). Желая улучшить свое финансовое положение, он решил сократить количество служащих, а горы страховых расчетов переложить на счетную машину.

В 1818 г. Томас, воспользовавшись идеями знаменитого немецкого ученого Г.В. Лейбница (1646-1716), изобрел счетную машину для выполнения четырех арифметических действий и назвал ее арифмометром (от греч. arithmos – число и metreo – измеряю).

Арифмометр Томаса представляет собой настольное, но весьма ощутимое по весу (15 кг) устройство. Механизм жестко крепится в деревянном ящике-футляре и закрыт двумя металлическими панелями, слева имеется вспомогательный ящичек для запасных частей, бумаги и т.п. Основу конструкции составляют ступенчатые валики Лейбница. Одному разряду соответствует один ступенчатый валик. Против каждого валика находится установочная зубчатка, которая двигается вдоль четырехгранной оси с помощью ползуна, заканчивающегося на лицевой панели кнопкой. При установке чисел кнопка свободно передвигается по прорезям-разрядам, тем самым передвигая установочную зубчатку по оси до ее совпадения с нужной цифрой. Вращая с помощью рукоятки ступенчатые валики, зубчатки входят в зацепление с соответствующим числом ступенек на валике и поворачивают его на тот или иной угол. На осях находятся промежуточные шестерни, которые передают это вращение цифровому колесу счетчика. Кроме ступенчатых валиков Томас осуществил в своей машине еще одну идею Лейбница – подвижную каретку, которая позволяла умножать и делить числа методом многократного поразрядного сложения или вычитания. Принципиальное конструктивное отличие арифмометра Томаса от машины Лейбница заключается в том, что счетный механизм стал располагаться на подвижной каретке, а установочный для набора чисел – на неподвижной части.

На протяжении многих лет конструкция арифмометра Томаса привлекала внимание ученых, инженеров и механиков. Появилось несколько модификаций, получивших название «томас-машин». В Германии известность получили томас-машины «Бургардт» (1878), «Саксония» (1895), «Архимед» (1906), «Шпитц» («ТИМ», 1907), в Англии – круговой арифмометр инженера Дж. Эдмондзона (1889). Американский инженер Ф. Болдуин первым предложил томас-машину «Монро» (1911), у которой механизм для установки чисел представлял собой восьмиразрядную клавиатуру, в каждом вертикальном ряду–разряде располагалось по девять клавиш с цифрами от 0 до 9. В Европе производство клавишных томас-машин первым организовал немецкий инженер К. Линдстрем («Рекорд», 1913). Выпуск отечественных томас-машин начался в 1935 г. на Государственном механическом заводе им. Дзержинского («КСМ»), а в послевоенное время – на курском заводе «Счетмаш» («ВМП-2»).

Многолетняя инженерная деятельность по совершенствованию конструкции томас-машин завершилась созданием электромеханических клавишных автоматов («Зоемтрон-214», «ВММ-2»). Несмотря на сильный шум от передвижения каретки, грохот от «стопора» при выполнении некорректной операции этими машинами пользовались специалисты самых разных профессий до конца 1960-х гг.

О.А.Ананьева