Л.С. ПОПОВА. Скрипка. 1915

В начале 1910-х годов среди новейших течений западного искусства особое внимание художников привлекал кубизм. Многие русские мастера и в том числе Любовь Попова учились в Париже, у художников-кубистов А. Ле Фоконье и Ж. Метценже. Метценже занимался теорией кубизма.

Теория этого направления выдвигает на первый план работу мысли, объявляя единственной ошибкой в искусстве - подражание. Живописное пространство есть не что иное, как тонкий переход между пространствами видимого и воспринимаемого. Любой предмет не имеет абсолютной формы - у него столько форм, сколько существует планов в области обозначения этого предмета. Поэтому одна из главных задач кубизма - движение вокруг одного предмета. Предмет изображения словно раскладывается на его составляющие и предстает распластанным на холсте с тем, чтобы воображение зрителя воссоединило эти части в целое.

Скрипка, гитара - излюбленные предметы художников-кубистов. Сложная, изящная форма скрипки легко подвергается разложению на ее геометрические составляющие. Попова отдает дань этой теме, сделав классическую для кубизма работу. Она обыграла мотив скрипки, заключив композицию в форму овала. Художник предлагает цепь ассоциаций, рождающихся при восприятии форм, словно наползающих друг на друга, разламывающихся и готовых к движению. Но это вовсе не означает, что зритель должен разгадывать некий ребус и складывать в своем воображении некий пазл, примеряя формы друг к другу, пока не получится скрипка. Попова создает ассоциативный образ всем хорошо известного натюрморта.

Кубисты считают, что красота произведения заключена в нем самом, а не в том, что явилось предлогом для его создания.