Коровин Константин Алексеевич

(1861-1939)

       Константин Алексеевич Коровин родился в Москве 23 ноября 1861 года в состоятельной купеческой семье. Дед художника, известный в Москве человек, держал ямской двор. Жили Коровины в Рогожской ямской слободе. Отец Алексей Михайлович учился в Московском университете, но не нашел себя в какой-либо деятельности. Мать, Аполлинария Ивановна, урожденная Волкова (из семьи известных чаеторговцев), была хорошо образована, музыкальна, увлекалась рисованием. Оба их сына – старший Сергей и младший Константин – проявили ранние способности к рисованию.
       Сначала Сергей, а потом и Константин стали учениками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сергей выбрал живопись, а четырнадцатилетний Константин в 1875 году поступил на архитектурное отделение. Но на втором году обучения он перешел на живописное отделение, учился у И.М.Прянишникова, Е.С.Сорокина, В.Г.Перова. Вместе с братом и его ближайшим другом И.И.Левитаном Константин стал посещать пейзажную мастерскую А.К.Саврасова. Школа Саврасова стала истоком коровинской живописи.
       Свои первые работы Коровин показал на ученических выставках в МУЖВЗ в конце 1870-х – начале 1880-х годов. Темой его картин стала простая русская природа, открытая для живописи его учителем Саврасовым. Уже в училище Коровин, по свидетельству М.В.Нестерова, проявил свой «особый, дивный талант живописца».
       Братья Коровины жили трудно. К этому времени из-за прокладки железных дорог ямское дело их деда пришло в упадок. В 1881 году покончил с собой отец и после его смерти семья оказалась в большой нужде.
       В 1882 году, после ухода из училища Саврасова, Коровин решил продолжить курс обучения в Академии художеств в Петербурге. Но проучившись всего несколько месяцев, разочарованный академическим преподаванием, он вернулся в Московское училище. Здесь Коровин начал заниматься под руководством нового профессора по пейзажной живописи В.Д.Поленова. Именно от него ученики впервые узнали о новейших направлениях в европейском искусстве, об импрессионистах, обратились к проблемам живописной техники. Под влиянием Поленова Коровин в своих работах осваивает импрессионистические приемы передачи натуры («Портрет хористки»).
       В 1884 году Коровин фактически оставил училище и только в 1886 получил свидетельство о его окончании со званием «неклассного художника». Свои «университеты» он проходил в творческом кругу друзей-художников. В 1885–1888 годах он регулярно принимал участие в рисовальных вечерах, проходивших в доме Поленова. Большое значение для Коровина имела летняя этюдная работа под руководством Поленова в Подмосковье. В 1887–1888 годах на даче у Поленова в Жуковке Коровин создал цикл произведений («жуковские этюды»), в которых происходило развитие его импрессионистической манеры («За чайным столом», «В лодке», Настурции»). Написанный быстро и свободно, сохраняющий силу живого восприятия этюд с натуры стал самостоятельной и равноправной формой живописи в творчестве Коровина.
       Творческая и дружеская поддержка Поленова сыграла большую роль в его судьбе. Поленов приобщил Коровина к театральной живописи, которая стала одним из главных направлений его творчества. В 1884–1885 годах произошло его знакомство и сближение с С.И.Мамонтовым, предпринимателем и меценатом, основателем Русской Частной оперы в Москве. В этом театре в 1885-1886 годах Коровин самостоятельно исполнил художественное оформление оперных спектаклей «Аида» Верди, «Кармен» Бизе и «Лакме» Делиба.
       На много лет Коровин стал участником Абрамцевского художественного кружка, возникшего в подмосковном имении Мамонтова. В 1888-1889 годах вместе с Мамонтовым он совершил свою первую поездку в Европу, затем на юг России, на Кавказ. С этого времени путешествия становятся для него насущной творческой потребностью.
       Большинство его новых произведений появлялось на выставках Московского общества любителей художеств. В 1889 году Коровин впервые участвовал в 17 выставке Товарищества передвижников картиной «У балкона. Испанки Леонора и Ампара», написанной по впечатлениям путешествия в Испанию.
       Желание осознать себя как художника в контексте европейского искусства побудило Коровина в 1892 году отправиться во Францию, где он жил более года, посещал музеи, изучал современную живопись, выставлялся в парижских галереях. Полюбив Париж, Коровин и впоследствии часто бывал в этом городе, ставшем одной из главных тем его творчества.
       Не замыкаясь в своей мастерской, художник с готовностью откликался на всевозможные новые проекты и идеи. Так, по предложению Мамонтова, строившего Северную железную дорогу, Коровин вместе с Серовым в августе-сентябре 1894 года отправился в путешествие на Север. Поездка должна была дать им впечатления и фактический материал для художественного оформления вокзалов будущей железной дороги. Художники проехали не только по русским территориям (Архангельск, Северная Двина, Мурманский берег), но побывали в Швеции и Норвегии, куда Мамонтов намеревался продолжить железную дорогу. Коровин и Серов открыли Север как тему для русской живописи. Этюды, привезенные Коровиным из этой поездки, стали основой создания серии декоративных панно для оформления Ярославского вокзала.
       Результаты путешествия на Север воплотились также в оригинальной творческой работе Коровина – по заказу Мамонтова он спроектировал павильон Крайнего Севера на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и оформил его экспозицию. В этом павильоне были впервые показаны и северные панно Коровина.
       На рубеже веков Константин Коровин занимает прочное и заметное место в русской художественной жизни. Наряду с В.А.Серовым, И.И.Левитаном, М.А.Врубелем он был одним из лидеров московской живописной школы, в которой формировалось новое художественное мышление, новое понимание искусства и красоты. Роль этих художников в русском искусстве на пороге XX века была особенно значимой.
       Среди лучших произведений Коровина 1890-х годов – этюд «Зимой», в котором ощущается продолжение саврасовских традиций. Колористический дар художника достигает значительных высот в таких картинах, как «Летом» или «Бумажные фонари». В его картинах происходит дальнейшее развитие эстетики натурного этюда с его своеобразной незаконченностью, которая не препятствует воплощению емких художественных образов.
       Кроме пейзажа Коровин плодотворно работал в жанре портрета. Целый ряд моделей для портретного творчества он нашел в опере («Портрет певицы Т.С. Любатович»; «Портрет итальянского певца Анджело Мазини»).
       В 1896–1898 с возобновлением спектаклей Русской Частной оперы на новой сцене Коровин оформляет «Хованщину» М.Мусоргского, «Орфея» К. Глюка, «Рогнеду» А.Серова, «Русалку» А. Даргомыжского. Вместе с Серовым, Врубелем, Малютиным в 1897 году он принимал участие в оформлении постановки оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».
       Очень значительным был вклад Коровина в такие актуальные для начала XX века сферы культуры как декоративно-прикладное искусство, монументально-декоративное и оформительское искусство, искусство интерьера. В 1897 году Коровин стал одним из руководителей строительства гостиницы «Метрополь» – грандиозного художественного ансамбля модерна. Коровин отдал дань увлечению оформлением предметной среды, распространившимся среди художников и архитекторов модерна, в 1902–1903 годах он участвовал в выставках современного интерьера.
       Одной из самых новаторских областей творчества на рубеже веков было оформление выставок. Подходы к выставочно-экспозиционной практике закладывались в том числе и Коровиным. Опыт его работы на Нижегородской выставке был по достоинству оценен и уже в 1898 году Коровин был назначен художником Русского отдела предстоящей в 1900 году Всемирной выставки в Париже. Россия выступила здесь необыкновенно мощно и значительно и во многом благодаря творческим усилиям Коровина. В течение двух лет он спроектировал павильоны Русского отдела (кустарный, Азиатский, Северный), разработал оформление экспозиций, создал 30 панно на темы Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии. Декоративные панно были новым искусством, рождавшимся из соединения живописи и театральной декорации и удивлявшим зрителя масштабом и красочностью. Русский отдел был самым посещаемым на выставке. От французского правительства Константин Коровин был удостоен ордена Почетного легиона.
       Коровин был непременной фигурой российской художественной жизни, принимал деятельное участие практически во всех значимых событиях, выставках, начинаниях. Его участие много значило для формирования творческих союзов, возникавших в то время, например, для Московского товарищества художников, возникшего в 1893 году. Он стал одним из сподвижников С.П.Дягилева и А.Н.Бенуа, реформаторов русского искусства, приняв участие в выставке русских и финляндских художников, организованной Дягилевым в Петербурге в 1898 году. В том же году Коровин создал проект первой обложки журнала «Мир искусства» и участвовал в выставках объединения «Мир искусства» в 1899–1903 годах.
       В 1903 году он стал одним из учредителей и наиболее авторитетных членов Союза русских художников, а в 1905 по предложению Поленова и Васнецова Коровин был избран академиком живописи.
       Одной из важных сторон жизни художника была преподавательская работа. С 1901 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вместе с В.Серовым руководил жанрово-портретной мастерской. Изменения, происходившие в русской живописи первой четверти XX века, во многом связаны с той ролью, которую сыграли эти два мастера в становлении молодых художников. Среди его учеников были Н.Сапунов, И.Машков, М.Ларионов, Н.Гончарова, П.Кузнецов. «Молодцы, каждый пишет по-своему» – говорил о них Коровин, превыше всего ставя творческую индивидуальность. И хотя у Коровина не было прямых последователей, его творчество утверждало право художника на индивидуальное восприятие окружающего мира и тем самым повлияло на целое поколение художников.
       К 1900-м годам относится расцвет пейзажного творчества Коровина. Благодаря ему русская живопись устремилась к красочности и декоративности. Возрастающее живописное мастерство Коровина во многом опиралось на театральную работу, его манера становится особенно эмоциональной, декоративной и перекликается со стилем исполнения театральных эскизов.
       Он часто бывал во Франции и, начиная с 1906 года, писал виды ночного Парижа, составившие целую серию («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906; «Париж ночью. Итальянский бульвар», 1908; «Париж. Бульвар Капуцинок», 1911 и др.). В мастерстве передачи ночных сюжетов с искусственным светом он превзошел французских мастеров. Основным мотивом этюдов, написанных на юге Франции, напротив, стал господствующий в природе этого края солнечный свет.
       Любимым местом работы и отдыха для Коровина стал Крым, природа которого была близка художнику своей светоносностью, яркостью красок («Кафе в Ялте»; «Алупка»; «Пристань в Крыму»). Яркое солнце и сумрак ночи постоянно чередуются в крымских картинах Коровина. Он часто пишет вечерние интерьеры с фигурами, передавая таинственную романтику летней ночи.
       В портрете Коровин в 1900-е годы изображает в основном близких или знакомых людей, увиденных в рамках интересной живописной задачи. К числу лучших работ этого времени принадлежит широко и свободно написанный, лучащийся энергией «Портрет Ф.И.Шаляпина», с которым Коровина связывала большая дружба.
       В 1900–1910-е годы большое место в творчестве Коровина занял натюрморт, который стал для него наиболее открытым воплощением природной стихии цвета, света, фактуры («Розы и фиалки»; «Сирень»; «Рыбы, вино и фрукты»). В то же время в творчестве Коровина проявляется характерное для живописи начала XX века слияние, смешение жанров – пейзажа, натюрморта, портрета, интерьера, – в чем отражается стремление к синтетичности образов.
       В начале XX века театр оставался в числе главных направлений деятельности художника. В 1899 году Коровин вместе с А.Я.Головиным стал художником-оформителем Большого театра, а в 1910 году он был назначен главным декоратором и художником–консультантом Императорских театров. За время своей работы Коровин оформил свыше 100 постановок в московском Большом и петербургском Мариинском театрах. В их числе балет Л.Минкуса «Дон Кихот», опера А.Рубинштейна «Демон», балет Ц.Пуни «Конек-Горбунок», оперы Н.Римского-Корсакова «Садко», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже», опера М.Мусоргского «Хованщина», балет А.Адана «Корсар» и др. Именно Коровин утвердил в русском музыкальном театре приоритет художественной части постановок. То, что предлагал художник, влекло за собой новые принципы игры, пения, танца. В его постановках рождался новый театр, театр XX века, предвещавший новаторство «дягилевских сезонов».
       В дни февральской революции 1917 года Коровин активно включился в происходящие события. В 1917–1919 годах он участвовал в работе многих художественных организаций: Совета организаций художников Москвы, Особого совещания по делам искусств, Комиссии по охране памятников искусства и старины при Совете рабочих и крестьянских депутатов, Коллегии художников театра, возглавил Союз пластических искусств. Коровин продолжал педагогическую деятельность и в 1918 году был избран руководителем мастерской в Государственных свободных художественных мастерских – реорганизованном МУЖВЗ. Однако в 1919 году в связи с болезнью сердца он оставил преподавание и работу в общественных организациях.
       В 1919–1920 годах художник с семьей поселился на станции Удомля Тверской губернии и преподавал в детской художественной школе. С 1920 года он работал над оформлением оперы «Хованщина», возобновленной Ф. Шаляпиным в Большом театре в 1924.
       В 1921–1922 году в связи с 60-летием Коровина прошли две его персональные выставки, в том числе ретроспективная выставка в Третьяковской галерее. Но левое искусство постепенно вытесняло Коровина из художественной жизни. Осенью 1922 года художник уехал с семьей сначала в Германию, потом во Францию. Официальной причиной отъезда была необходимость лечения сына и устройство выставки.
       С 1923 года Коровин жил в Париже. В 1920–1930-е годы художник писал в основном виды вечернего и ночного Парижа, натюрморты, зимние русские пейзажи. В 1923, 1925 и 1929 годах прошли его выставки в галереях Берлина и Парижа, он участвовал и в международных выставках. Коровин оформлял спектакли для гастролей А.Павловой и Ф.Шаляпина в Лондоне, гастролей Русской оперы в Париже, спектакли в Италии. Но его последние годы были отягощены бедностью и болезнью. Коровин зарабатывал литературным трудом, публикуя в русских изданиях свои очерки, рассказы, воспоминания. В 1935 году он написал мемуары «Моя жизнь», а в 1939 выпустил книгу о Шаляпине.
       Константин Алексеевич Коровин умер в Париже 11 сентября 1939 года. Он был похоронен на кладбище Бийанкур. В 1950 году на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены были перенесены на православное кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.