Н.А. Ярошенко. Курсистка. 1880

Образ русской девушки-курсистки получил свое наиболее совершенное художественное выражение в известной картине Ярошенко «Курсистка» 1883 года. Но ей предшествовала целая серия портретов, в которых постепенно кристаллизовались наиболее существенные черты этого образа.

Большой интерес в этом ряду представляет «Курсистка» 1880 года, экспонированная под нейтральным названием «Этюд» на VIII Передвижной выставке.

Прелесть этой работы хорошо почувствована в обзорной статье о выставке, напечатанной в «Московских ведомостях» 8 мая 1880 года: «... Художник изображает перед нами девочку лет 13, девочку с самым обыденным, скажем более, с некрасивым лицом. Девочка эта одета в самое обыкновенное, так называемое «форменное» коричневое платье. Она сидит на стуле, сложив руки на коленях. Таково все содержание этюда. И между тем этот простенький этюд есть целая прелестная картинка. Нельзя представить себе ничего более правдоподобного и естественного, как выражение лица и позы этой девочки. Ее посадили на стул и уговорили дать себя срисовать и ту минуту, когда она всего менее ожидала этого. Ей немножко конфузно и очень, очень смешно. Лицо смеется, красные руки неловко сложены на коленях, вся фигура угловата и все-таки чрезвычайна симпатична. Не найдется ни одного посетителя выставки, который сам не улыбнулся бы, глядя на это переконфуженное, улыбающееся лицо».

Действительно, образ девочки-подроста полон большого обаяния. Художник остро подметил и точно запечатлел поразивший его контраст внешней некрасивости черт лица и угловатой фигуры с внутренней красотой героини, ее душевной чистотой и еще детской непосредственностью. Этот контраст и лежит в основе образного решения портрета.