С. И. Рахманинов

Прелюдия соль минор

Жанр  прелюдии получивший очень широкое распространение в русской фортепианной музыке XIX и XX веков, своеобразно  трактуется С. Рахманиновым. Его прелюдии отличаются от лаконичных , зачастую  фрагментарных прелюдий Лядова и Скрябина более крупными масштабами, наличием внутреннего развития, «концентрированностью» фактуры. Несмотря на отсутствие программных заголовков, музыка их чрезвычайно  разнообразна и часто  рождает определенные ассоциации. В некоторых  прелюдиях Рахманинов прибегает к использованию устоявшихся и ставших традиционными музыкальных форм. Иногда на это имеются прямые указания в авторских  определениях темпа и характера. Но и  при отсутствиитаких авторских указаний жанровая природа отдельных пьес ощущается вполне ясно, например баркарольность прелюдии ре мажор. Однако эти жанровые типы трактуются, как правило, очень свободно и  индивидуально. Тонкость и многозначность рахманиновской образности затрудняет  ее перевод на язык точных словесных понятий. В основе прелюдий Рахманинова почти всегда лежит какой-нибудь один момент, одно постепенно раскрываемое душевное состояние.

            Прелюдия соль минор, построенная на контрастном сопоставлении сурового, грозного  и неуклонно нарастающего маршевого движения с мечтательной лирически-напевной серединой, представляется в этом отношении исключением. Единством эмоционального характера определяется выдержанность фактуры и непрерывность мелодического развития.

© Александр МАЙКАПАР.

По материалам книги: Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М. 1973.