Дмитрий Иванович – царевич, сын Ивана Грозного и Марии Нагой.

 

 

Дмитрий Иванович (1582-1591), царевич, младший сын Ивана IV. С 1584 г. находился с матерью (М. Ф. Нагой) в Угличе, выделенном ему в удел. Согласно официальной версии, погиб, смертельно ранив себя ножом во время эпилептического припадка. Канонизирован Русской православной церковью. Под именем Дмитрия Ивановича выступали в 1604-12 гг. несколько самозванцев.

 

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

 

***

 

Дмитрий Иванович (19.10.1582, Москва, - 15.5.1591, Углич), сын царя Ивана IV Грозного и Марии Нагой. Получил в удел Углич, куда был отправлен вместе с матерью после смерти отца (1584 г.) Борисом Годуновым, опасавшимся соперничества Нагих в борьбе за власть. Погиб в Угличе. Существуют две версии о причинах смерти Дмитрия Ивановича: 1) убит по приказу Бориса Годунова, желавшего устранить претендента на престол; 2) закололся ножом в припадке падучей болезни. Совсем неправдоподобна версия, что убит был не Дмитрий Иванович, которому удалось спастись, а другое лицо. Последняя версия была широко использована феодалами Польши для выдвижения самозванцев и распространялась в период Крестьянской войны и иностранной военной интервенции начала XVII в. и агрессии против России.

 

Большая советская энциклопедия

 

***

 

Димитрий – царевич, сын царя Ивана Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Феодоровны Нагой. Родился 19 октября 1581 г. По смерти отца и восшествии на престол Федора Ивановича, Димитрий, вместе с матерью и ее родственниками Нагими, по решению «всех начальнейших людей», т. е. ближайших советников молодого царя, отправлен был на житье в Углич. Как можно догадываться, это было сделано из опасения, чтобы родственники Димитрия не воспользовались его именем и присутствием в Москве для произведения смуты, направленной к низвержению слабоумного Феодора и провозглашению царем Димитрия. Но и живя в Угличе, Димитрий представлялся опасным, если не для Феодора, то для Бориса Годунова. Носились слухи, что малолетний Димитрий унаследовал жестокий нрав своего отца, что Нагие воспитывают его в ненависти к Годунову; Борис мог серьезно опасаться за будущее. Летописное сказание повествует, что Годунов задумал устранить со своей дороги опасного соперника; сперва он попытался отравить Димитрия; когда же это не удалось, подослал в Углич убийц – Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым. 15 мая 1591 г. два последние, вместе с сыном мамки Димитрия, Осипом Волоховым, зарезали царевича на дворе царского дворца и вслед за тем были растерзаны сбежавшимся народом. Следствие, производить которое назначены были окольничий Андрей Клешнин и боярин князь Василий Иванович Шуйский, представило факт смерти Димитрия в другом свете: будто он, играя «в тычку», был захвачен припадком падучей и во время его сам случайно наткнулся на нож. Такой результат следствия привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в мятеже и самоуправстве; первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, где населили ими город Пелым. Многочисленные противоречия и явная тенденциозность следственного дела заставляет с большим недоверием относиться к его показаниям. Среди историков и по настоящее время существуют разные взгляды на смерть Димитрия. С прекращением династии московских Даниловичей бездетной смертью царя Феодора, имя Димитрия, принятое на себя самозванцами, послужило поводом к началу Смутного времени. Василий Шуйский, вступив на престол и желая торжественно доказать самозванство первого Лжедимитрия, приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву; тело при вскрытии гроба найдено было нетленным, что дало повод к канонизации Димитрия, с установлением трех празднеств в его память, в дни его рождения, смерти и перенесения мощей.

 

Источник: http://rulex.ru/01050424.htm

 

***

 

Дмитрий Иванович – последний удельный князь на Руси, единственный сын царя Ивана Грозного и Марии Нагой. Родился в Москве 19 октября 1582 г. Отец дал ему при рождении в удел г. Углич, куда он был отправлен вместе с матерью и другими родственниками временщиком Б. Ф. Годуновым в 1584 г., вскоре после смерти Ивана Грозного, поскольку дальновидный боярин опасался соперничества Нагих в будущей борьбе за власть. 15 мая 1591 г. царевич погиб в Угличе. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых, память ему чтится в день кончины и 3 июня (в день перенесения мощей в 1606 г.). Существуют 2 версии о причинах его смерти: 1) убит по приказу Годунова, желавшего избавиться от претендента на престол; 2) закололся ножом в припадке эпилепсии. Неправдоподобная 3-я версия о том, что погиб не царевич, которому удалось спастись, а кто-то другой, была использована польскими магнатами для выдвижения самозванцев, которые облегчили Польше интервенцию в Россию в начале XVII в. «Выбор имени «доброго» царя был до известной степени случайным. Царевич Дмитрий унаследовал от отца его жестокость. Его дикие забавы приводили в смущение современников. Он приказывал товарищам игр лепить снежные фигуры и называл их именами первых бояр в государстве, а затем рубил им головы или четвертовал. Дворянские писатели осуждали подобные «детские глумления». Однако в народе жестокость по отношению к лихим боярам воспринималась совсем иначе: Дмитрий обещал стать таким же хорошим царем, как и его отец. Когда отношения между царским двором в Москве и удельным двором в Угличе окончательно испортились, Борис Годунов запретил упоминать имя Дмитрия в молитвах о здравии членов царской семьи на том основании, что царевич был рожден в шестом браке, а значит, был, по тогдашним представлениям, незаконнорожденным. В силу глубоко укоренившихся суеверий люди XVI в. считали, что больные эпилепсией («черным недугом») одержимы нечистой силой. Царевич Дмитрий страдал жестокой эпилепсией. Но даже это обстоятельство не помешало развитию легенды о добром царевиче. Смерть Дмитрия вызвала многочисленные толки в народе. Но в Москве правил законный царь, и династический вопрос никого не занимал. О царевиче забыли очень скоро. Положение переменилось, едва умер царь Федор. В провинции прошел слух, что младший сын Грозного жив и вот-вот воцарится на Москве. Позже кто-то пустил молву, что появившийся «Дмитрий» - это самозванец, которого Борис на всякий случай держит при себе. По случаю тяжелой болезни Годунова в 1600 г. династический вопрос вновь приобрел остроту. На этот раз слухи о появлении царевича Дмитрия захлестнули всю страну. Народные толки и ожидания создали почву для появления самозванца». После воцарения Василия Шуйского (1606 г.) Дмитрий Иванович был канонизирован, а его останки торжественно перенесены из Углича в московский Успенский собор.

 

Владимир Богуславский

 

Источник: http://hrono.ru/biograf/dm_iv12.html