Васнецов Виктор Михайлович

(1848-1926)

       Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), крупнейшего художника второй половины XIX века, определяет не только тесная связь с национальной «темой» в живописи. К концу ХIХ века уже достаточно ясно определилась его роль как одного из создателей нового направления в искусстве, основанного на народных, национальных традициях. Для своей широкой и разносторонней художественной деятельности он был подготовлен своим происхождением, детскими и юноше¬скими годами.
       Родился Васнецов в селе Лопьял Вятской губернии в 1848 году в семье сельского священника М.В.Васнецова. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом жизни, сохраняющим устои да¬лёкого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песня¬ми, сказками и былинами стал основой для формирования ранних впечатлений художника. Зимы с десяти лет он проводил в Вятке, где учился в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Здесь Васнецов начал серьёзно заниматься «художеством». Занятия изобразительным искусством настолько его увлекли, что в 1867 году он решил поступать в Академию художеств в Петербурге, уйдя с предпоследнего курса семинарии.
       Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению. После сдачи экзаменов он не понял, что был принят. Зиму 1867 – 1868 годов он занимался в Школе Общества поощрения художеств, где преподавал И.Н.Крамской, ставший впоследствии его другом и советчиком.
       Годы учёбы Васнецова в Академии (1868–1874) были достаточно успе¬шными для него, несмотря на постоянную необходимость зарабатывать на жизнь. Он получает все полагающиеся в Академии медали и одновременно выполняет сотни иллюстраций на заказ. Работал Васнецов и над самостоятельными темами. В умении «выразить тип» в многочисленных рисунках начала 1870-х годов он был близок известному жанристу В.Е.Маковскому.
       В 1874 году Васнецов впервые принял участие в выставке Передвижников с картиной «Чаепитие в трактире». Особенную известность и признание получили его картины следующих лет «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка», «Преферанс». Но как позже вспоминал художник, – «...во время самого ярого увлечения жанром в академические време¬на в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грёзы». К этому периоду относятся его иллюстрации к русским народным сказкам «Жар-птица» и «Конёк-горбунок», эскизные наброски к будущим «Богатырям» и «Витязю на распутье».
       В 1876 году Васнецов по приглашению Репина приехал в Париж. Знакомство с художественной атмосферой Парижа, обстановка товарищеских бесед о задачах и путях развития русского искусства укрепили художника в стремлении к эпически-былинным темам. В парижской мастерской Поленова, где жил Васнецов, им был создан живописный эскиз его будущих «Богатырей», сразу же высоко оцененный его товарищами.
       В 1878 году Васнецов переезжает в Москву и в его творчестве происходит окон¬чательный поворот к новым сюжетам в живописи. Позже он напишет: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».
       Его идеи использования былинно-сказочных мотивов в живописи получили осязаемое воплощение в сюжете картины «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Подзаголовок к названию «Из «Слова о полку Игореве», сделанный художником, раскрывал связь его произведения с литературным источником.
       Темой картины было избрано поле после сражения и гибели полков Игоря Святославовича, вставших богатырской заставой на рубежах родной земли, когда «пали стяги Игоревы и полегли русичи на поле незнаемом». Трагический сюжет был представлен художником по аналогии с литературной метафорой, а источником вдохновения послужила история, выраженная в образах народного творчества.
       Картина «После побоища» стала для Васнецова не просто произведением, открывающим тематически новое направление в живописи, но своеобразным манифестом, утверждающим новые художественные принципы в исторической живописи – возможность поэтической интерпретации исторического сюжета.
       Васнецовское полотно было показано на Восьмой выставке передвижников. Мнения о нем разделились и в среде художников, и среди критиков, встретивших картину разноречивыми, в основном отрицательными отзывами. В это сложное для него время художник нашел поддержку у своих друзей И.Е.Репина, В.Д.Поленова, М.М.Антокольского в Абрамцевском кружке, участником которого он стал сразу же после приезда в Москву. Члены содружества, организованного известным промышленником и меценатом С.И.Мамонтовым, были захвачены идеей создания искусства, исполненного национальным своеобразием. Здесь возникает и развивается интерес к народному искусству, древнерусской архитектуре, русскому фольклору, начинаются поиски национального стиля.
       Мамонтов, желая поддержать Васнецова материально, заказывает ему три картины на интересующие его сюжеты. Художник пишет «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами». Позже он напишет для Мамонтова «Витязя на распутье», переработав одноименную картину 1878 года. Многие произведения Васнецова были задуманы или осуществлены в Абрамцеве, подмосковном имении Мамонтова. Среди них – «Богатыри», над которыми художник работал здесь в 1881 – 1882 годах, и одна из самых популярных его картин – «Аленушка», написанная в Ахтырке, соседней с Абрамцевым усадьбе.
       Васнецов создал в «Аленушке» обобщенный образ горькой печали. Основным материалом для него послужила заложенная в русском фольклоре идея теснейшей связи переживаний человека и природы, словно откликающейся на мысли и чувства людей. Пейзаж в картине с его ритмической выразительностью и тонкой цветовой разработкой, органичной согласованностью с чувствами героини, как зачин народных сказок «в некотором царстве, в тридесятом государстве», играет роль словесной обрядности.
       Переход Васнецова к былинно-сказочным сюжетам повлёк за собой необходимость искать новые средства художественной выразительности. Всё большее значение в его творчестве приобретают задачи «синтезирования форм», стилиза¬ции и декоративности. Но художник-жанрист в нём был всё-таки очень силён, и васнецовские полотна были в зна¬чительной мере отмечены чертами жанровой живописи. Новые задачи органично воплотятся у Васнецова в театральной декорации, архитектуре, прикладном искусстве, к которым художник обращается в Абрамцевском кружке.
       В 1880 году в содружестве родилась идея строительства в Абрамцеве церкви во имя Спаса Нерукотворного. Эта идея была с воодушевлением подхвачена Васнецовым. Вместе с Поленовым он стал одним из авторов проекта храма, построенного в 1881-1882 годах, написал для иконостаса образа Богоматери и Сергия Радонежского, расписал клиросы, сделал эскиз мозаики для пола.
       Образцом для церкви в Абрамцеве послужили храмы Новгорода и Пскова XII века. Древнерусская архитектура была переосмыслена во имя создания эпически величавого и одновременно проникновенно-поэтического в своей рукотворности и изысканной мягкости форм храма. Абрамцевская церковь, благодаря новому подходу ее создателей к художественному наследию, вошла в историю русской архитектуры как первое сооружение «неорусского» стиля в архитектуре. В 1892 году, по проекту Васнецова к храму была пристроена часовня, в которой новые приемы были выражены еще более ярко.
       В 1884 году рядом с церковью возникла беседка «Избушка на курьих ножках», построенная по проекту Васнецова. Ее образ был вдохновлен русским фольклором, а конструкция и декор – рубленными крестьянскими избами и мотивами народного искусства.
       Наиболее ярко особенности дарования Васнецова проявились в оформлении спектакля «Снегурочка» по пьесе А.Н.Островского, поставленного в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцева. «Снегурочка» стала не только самым «задушевным» произведением художника, но и открытием нового направления в русском театрально-декорационном искусстве.
       В 1885 году Васнецов доработал эскизы декораций и костюмов к домашнему спектаклю для оформления оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в Русской частной опере С.И.Мамонтова в Москве. В оперном спектакле к гармонии образов Островского и васнецовского оформления добавился третий, тоже идеально-гармонический компонент – музыка Римского-Корсакова. В результате возникло редкостное единство драматического, музыкального и зрительного строя спектакля.
       Осенью 1882 года Васнецов получил предложение написать панно на тему «Каменный век» для одного из залов Исторического музея в Москве. Непосредственная работа началась летом 1884 года в Абрамцеве в мастерской, специально оборудованной для Васнецова Мамонтовым. Разнообразие сцен, заложенных в задании – «выделка шкур», «выделка горшков», «добывание огня», «охота на медведей», создавало для автора определенные трудности, диктуя разбивку всего пространства стены на отдельные эпизоды. Но в итоге панно, органично вписавшись в плоскость стены, воспринималось зрителями единым художественным произведением.
       В 1885 году Васнецов принимает заказ на росписи в только что отстроенном Владимирском соборе в Киеве, храме-памятнике, посвященном 900-летию крещения Руси. На художника ляжет основная часть работы, которая станет для него главной вплоть до 1895 года. Васнецов поставил перед собой задачу создания монументального произведения большого стиля, основанного на древнерусских и народных художественных традициях, понятного всем слоям современного общества. Поиски новой формы для выполнения этой задачи привели художника на путь слияния традиций древнерусского искусства с изобразительными методами, привычными для людей XIX века. И, судя по отзывам современников, именно обращение Васнецова к национальным традициям, облачение их в современную живописную форму обеспечило росписям успех. А сама задача создания большого художественного стиля во внутреннем убранстве собора, имела для русского искусства колоссальное новаторское значение.
       По завершении работы во Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Софии, Варшаве. Наиболее значительной среди них была работа над оформлением церкви завода хрустального стекла в имении Ю.С.Нечаева-Мальцова в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи – не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, – а также сделал эскизы для мозаичных изображений.
       1890 – 1910-е годы были временем наиболее интенсивных занятий Васнецова архитектурой и прикладным искусством. Особенно плодотворными в этом смысле были 1892 – 1901 годы. По его проекту сооружалась часовня над могилой Андрея Мамонтова в Абрамцеве, он создал проекты павильона для Нижегородской выставки и павильона кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже, разработал проект дома И.Е.Цветкова на Пречистинской набережной и создал эскиз фасада Третьяковской галереи. В конце XIX – начале XX века он включился также в работу по созданию образцов мебели для Кустарного музея Московского земства и мастерской Сергиева Посада.
       В 1894 году Васнецов строит собственный дом в Третьем Троицком переулке, выделяющийся среди других окружающих его построек бревенчатой башней со сложной бочкообразной кровлей, в которой размещалась мастерская художника. Интерьеры дома, мебель, предметы прикладного характера были тоже выполнены по эскизам самого художника в русском стиле.
       У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, во время напряжённой работы над росписями во Владимирском соборе он создал картину «Иван Царевич на Сером волке». В этот же период он размышлял над своей картиной «Богатыри», которую перевез из Москвы в Киев, выполнял театральные эскизы и иллюс¬трировал «Песню про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, не говоря уже о многочисленных портретах и пейзажах, написанных в Киеве. Вскоре после окончания работы во Владимирском соборе Васнецов написал картины «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» и «Гамаюн – птица вещая», орнаментально-стилизационное решение которых в большой степени отвечало живописным исканиям модерна. А в 1897 году художник поразит зрителей ХХV юбилейной выставки Товарищества своим полотном «Царь Иван Васильевич Гроз¬ный».
       В I898 году Васнецов заканчивает своё магистральное произведение – «Богатыри», сразу же приобретённое П.М. Третьяковым. Основной темой эпического полотна было изображение защитников родины, богатырей-воинов. Характеры персонажей картины художник разработал в соответствии с былинными образами. В центре – Илья Муромец. Его фигура в центре композиции «организует» группу богатырей. Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» – Алеша Попович. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Объединяет фигуры богатырей пейзаж, получивший монументально-эпический и величавый.
       Картина «Богатыри», как самое «капитальное», по словам Стасова, произведение мастера, заняло центральное место на персональной выс¬тавке Васнецова, организованной в 1899 году в Петербургской акаде¬мии художеств. Выставка имела большой успех. Для зрителей главным в творчестве Васнецова было то, о чем сказал Н.Н.Рерих: «Картины Виктора Михайловича писаны чувством, поэтому так безотчетно и влияют они на зрителя, подымают в нем то же чувство».
       В XX веке Васнецов создал немало замечательных произведений, среди них картина «Баян», цикл картин на сказочные сюжеты «Поэма из семи сказок» и многие другие, но сам он называл себя «художником XIX века». Для всех же деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был не только выдающимся мастером живописи, но первооткрывателем нового национально-романтического направления в русском искусстве. В историю русского искусства «поэт-художник» В.М.Васнецов вошел, как один из создателей «неорусского» стиля в искусстве, важной грани русского модерна.