К.С. Малевич. Красная конница. Ок. 1932

Долгое время «Красная конница», созданная около 1932 года, была единственной работой опального художника, признанной официальной историей советского искусства. Этому способствовало ее правоверное название, звучавшее, казалось бы, в унисон с общепринятым восхвалением революции и Красной армии. Малевич преднамеренно закрепил этот пласт толкований датой «18 год» в правом углу холста и в надписи на обороте: «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы».

Меж тем, эта едва ли не одна из самых опустошенно-трагических работ последнего периода творчества художника. Ее пафос – пафос антиутопии, далек от прославления реалий советской жизни.

В живописном строе этой картины нашло отражение отношение Малевича к современной действительности: «... Одни вожди звали к духовной жизни, другие – к материальным благам. Так, уверовавшие люди двинулись в путь ... Знамена меняются как портянки, и толку нет, ноги потные, пальцы стерты, мозоли нарощены. Движение человеческое в надежде получить благо напоминает собой тех безумных людей, которые, увидев горизонт, бросились туда, ибо полагали найти край земли, позабыв, что все они стоят на горизонте и бежать никуда не нужно...».

Гонимые неведомой силой, затерянные в вечном пространстве, мчатся революционные всадники под красными стягами по земному шару. Тонкие красные силуэты словно истаивают среди супрематических полос чистых цветов. Бесцелен и бессмыслен их яростный бег, ибо бесконечна дорога, безразличны земля и небо к людской суете и никогда не было и не будет во Вселенной земли обетованной.