Учебный словарь

СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА

 



 

ЧТО

 

СОЮЗ


 


Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. (М.М. Пришвин)

Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом. (М.М. Пришвин)

Отец говорил, что все волки на Сухой речке убиты, но Серого убить невозможно. (М.М. Пришвин)

Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. (М.М. Пришвин)

Кто никогда не видел, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. (М.М. Пришвин)

Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит. (М.М. Пришвин)

Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и скорее всего заблудились в болоте. (М.М. Пришвин)

Но не все могли поверить, что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка. (М.М. Пришвин)

 

 

СОЮЗНОЕ СЛОВО



И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растёт сладкая клюква. (М.М. Пришвин)

Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. Но деревенские сироты знали хорошо, что такое осенняя клюква, и оттого, когда теперь ели весеннюю, то повторяли:
– Какая сладкая!
(М.М. Пришвин)

– А разве тут есть ещё волки?
– Ну как же! Отец говорил, тут есть страшный волк Серый помещик.
– Помню. Тот самый, что порезал перед войной наше стадо.
(М.М. Пришвин)

– Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде: сколько же тебе лет?
– По правде, – отвечал старик, – я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти.
(М.М. Пришвин)

И только-только бы вспомнить, как вдруг Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достаётся хоть раз в жизни своей увидеть... (М.М. Пришвин)

В полной тишине, когда выла Травка, Серый сразу понял, что это было на палестинке, и скорей, скорей замахал туда напрямик. (М.М. Пришвин)

Что думала Травка, глядя на маленького человечка в елани, можно легко догадаться. (М.М. Пришвин)

Ни гром, ни молния, ни солнечный восход со всеми победными звуками, ни закат с журавлиным обещанием нового прекрасного дня – ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте: она услышала слово человеческое – и какое слово! (М.М. Пришвин)

Они рассказали нам во всех подробностях обо всём, что с ними случилось в Блудовом болоте. (М.М. Пришвин)

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. (К.Г. Паустовский)

 

 

КАК

 

СОЮЗ


 


Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч. (М.М. Пришвин)

Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить её, она как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок и чмок его: и в нос, и в щёки, и в самые губы. (М.М. Пришвин)

И только-только бы вспомнить, как вдруг Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достаётся хоть раз в жизни своей увидеть... (М.М. Пришвин)

Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. (К.Г. Паустовский)

"Раньше, – рассказывал Чичкин, – воробьи собирались стаями по две-три тысячи штук. Бывало, как вспорхнут, как рванут воздух, так не то что люди, а даже извозчичьи лошади шарахались и бормотали: "Господи, спаси и помилуй! Неужто нету на этих сорванцов управы?" (К.Г. Паустовский)

Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк и не успел ещё ничего выковырять из щели. (К.Г. Паустовский)

 

 

СОЮЗНОЕ СЛОВО



Как-то раз без хозяина ветер поиграл с домиком, и он сразу же весь развалился, как разваливается карточный домик от одного дыхания младенца. (М.М. Пришвин)

Тогда-то наконец Настя очнулась, вскочила, и лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника и, выбрасывая вперёд сильные, длинные ноги-ходули, помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц-русак. (М.М. Пришвин)

И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. (М.М. Пришвин)

Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от неё, как мучилась она про себя за свою жадность. (М.М. Пришвин)

Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. (М.М. Пришвин)

Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит. (М.М. Пришвин)

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.
– Зачем тебе полотенце? – спросил Митраша.
– А как же? – ответила Настя. – Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?
(М.М. Пришвин)

Видно, как птица поёт на сучке, и каждое пёрышко дрожит у неё от усилия. (М.М. Пришвин)

– Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде: сколько же тебе лет?
– По правде, – отвечал старик, – я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живет и как её найти.
(М.М. Пришвин)

Дедушка прищурился по-своему, как он всегда щурился, когда хотел посмеяться и пошутить. (М.М. Пришвин)

Пение подбодрило его ещё больше, и он даже смекнул, как ему сократить трудный путь по тропе. (М.М. Пришвин)

Кто никогда не видел, как растёт клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идёт. (М.М. Пришвин)

Где же был за это время брат голодный и как она забыла о нём, как она сама забыла себя и всё вокруг? (М.М. Пришвин)

Тогда наступила полная тишина, и везде стало всё слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки. (М.М. Пришвин)

Мы, конечно, не можем знать, как думала Травка, узнавая своего Антипыча, но догадываться, конечно, можно. (М.М. Пришвин)

День, как ни долог был, ещё не совсем кончился, когда Митраша выбрался из елани с помощью Травки. (М.М. Пришвин)

И было непонятно, как с такого чёрного неба может слетать такой белый снег. (К.Г. Паустовский)

Пашка прожил в комнате у Маши целые сутки и видел вечером, как влетела в форточку старая ворона и украла со стола копчёную рыбью голову. (К.Г. Паустовский)

Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку.(К.Г. Паустовский)

 

 

КОГДА

 

СОЮЗ


 


А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша. (К.Г. Паустовский)

Когда молоденькая работница Ариша спускалась в погреб за молоком, лягушка просыпалась, прыгала в сторону и пряталась за разбитый цветочный горшок. (К.Г. Паустовский)

Когда Глеб чинил удочки, он всегда напевал одно и то же… (К.Г. Паустовский)

Когда грохот дождя по крыше перешел в ровный и спокойный гул и пронеслись все ласточки, Таня выпустила лягушку из банки в свежий и шумный сад. (К.Г. Паустовский)

С тех пор лягушку никто не трогал. Ариша перестала взвизгивать, когда встречалась с ней, а Глеб каждый день откладывал для неё из своей заветной "червивой" банки несколько лучших червей. (К.Г. Паустовский)

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. (К.Г. Паустовский)

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. (К.Г. Паустовский)

Когда слуга пошел за билетом, Андерсен кинулся к окну, отодвинул тяжёлый занавес и увидел, как слуга шёл, насвистывая, вдоль канала. (К.Г. Паустовский)

Когда Андерсену случалось проходить мимо дерущихся женщин, он останавливался и с восхищением смотрел на их растрёпанные косы, рдеющие от ярости лица и горящие жаждой мести глаза. (К.Г. Паустовский)

Поэтому Андерсен не чувствовал особого сожаления, когда послал гостиничного слугу купить билет на дилижанс, отправлявшийся вечером в Верону. (К.Г. Паустовский)

Может быть, ему было легче переносить эту бесконечную ночь, когда он слышал бренчанье ведра и шаги человека. (К.Г. Паустовский)

 

 

СОЮЗНОЕ СЛОВО



В то время, когда происходило действие этого рассказа, валы были ещё покрыты зарослями жимолости и боярышника и в них гнездились птицы. (К.Г. Паустовский)

К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. Да и те появлялись только в тех случаях, когда разыскивали краденые вещи. (К.Г. Паустовский)

Шамет привык к ночной работе и даже полюбил эти часы суток. Особенно то время, когда над Парижем вяло пробивался рассвет. (К.Г. Паустовский)

Для писателя полная радость наступает только тогда, когда он убеждается, что совесть его находится в соответствии с совестью ближних. (К.Г. Паустовский)

Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной, как чёртов котел. (К.Г. Паустовский)

Голос сердца чаще всего мы слышим в юности, когда ничто ещё не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств. (К.Г.  Паустовский)

– Хоть бы знать, когда припрется та чертова макитра, тот пароход! – с досадой сказал Никифор. (К.Г. Паустовский)

Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. (К.Г. Паустовский)

В старое время, когда люди переезжали с квартиры на квартиру, для переноски вещей нанимали иногда арестантов из местной тюрьмы. (К.Г. Паустовский)

Раз в месяц, в тот день, когда ему приносят пенсию, он собирает всех станционных мальчишек и ведёт их в кино. (К.Г. Паустовский)

Мальчишки точно узнавали, когда придет пенсия. (К.Г. Паустовский)

Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, когда я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника. (К.Г. Паустовский)

Находят минуты, когда чувствуешь желание писать, – ещё не знаешь, что именно, но чувствуешь, что будешь писать. (К.Г. Паустовский)

Никогда ведь не знаешь, когда блеснёт из-под ресниц лукавый женский взгляд, когда покажутся вдали башни незнакомого города и закачаются на горизонте мачты тяжелых кораблей, какие стихи придут в голову при виде грозы, бушующей над Альпами, и чей голос пропоёт тебе, как дорожный колокольчик, песенку о нераспустившейся любви. (К.Г. Паустовский)

И наконец наступает тот час, когда сказка заносится на бумагу. (К.Г. Паустовский)