Камиль Коро. Дождь. 1870-е

Этот рисунок происходит из коллекции А.П. Боголюбова и является несомненным шедевром собрания Радищевского музея. В нём выразились наиболее характерные грани таланта великого французского пейзажиста Х1Х века. Камиль Коро (1796-1875) родился и умер в Париже. Его родители занимались торговлей и были огорчены, когда их 26-летний, всегда покладистый сын признался, что намерен стать художником. Не унаследовав от родителей предпринимательской жилки, он перенял их трудолюбие, скромность и упорство. Он много путешествовал, но серебристым тоном своих знаменитых произведений он обязан небу родного Иль де Франса, где, в окрестностях Парижа он постоянно работал, особенно, в зрелые годы. Когда-то учитель Коро, мастер исторического пейзажа А.Мишаллон, советовал ему рисовать "всё, что он видит". Зерно упало на добрую почву. Действительно, достоинства произведений К. Коро проявляют его способность чувствовать и любить этот мир.

Как многих современников, его интересовало в природе действие света, зависимая от него изменчивость полутеней. Эти изменения цветового тона в зависимости от количества света, он называл "валерами". Благодаря этому он достигал необыкновенной тонкости в передаче состояния природы, мог, по выражению одного из современников, "рисовать без контуров и писать без цвета".

Рисунок "Дождь" выполнен углем. Известно, что Коро чаще пользовался этим материалом именно в последние годы. Бархатисто-черная масса угольного рисунка замечательно передает состояние дождливого дня. Насыщенная влагой чернота земли, кустов, бревенчатого мостика словно впитала в себя свет. Благодаря контрасту глубокого черного тона слегка желтоватому листу бумаги, свет, идущий от неба в пасмурный день кажется сильным и ярким.

Штрих даёт чёрную тень, просвечивающая бумага - блик света. Остальное - вариации полутонов. Точно, почти осязаемо художник передаёт состояние мелкого как пыль, затянувшегося дождя. Мы чувствуем, что воздух, кроны деревьев, трава - всё переполнено влагой Женщин и девочка спешат по тропинке, по деревянному мостику добежать до укрытия. Вот и всё! Простой мотив обвевает лёгкой печалью, его красота вселяет в сердце радостное чувство. Произведения Коро принято сравнивать с музыкой и стихами, а дождь - одна из вечных тем поэзии. Дождь как бы приостанавливает обычное течение жизни, пробуждает в нас воспоминания, углубляет чувства. "Осень, туман и дождь. \\ Невесомая паутина воспоминаний о несбывшемся" (Из старой японской поэзии)

Справочная информация:

Уголь- материал для рисования из обожжённых тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и других деревьев. Отличается бархатистостью штриха, возможностью сочетать линию и тональные эффекты.

Валеры - градация одного и того же цвета по светлоте. Цвет в живописи можно разбеливать или затемнять. Это и придаёт ему особое качество, ценность, валёр. Использование валёров позволяло Коро более сложно и разнообразно гармонизировать тона, как по цветовой, так и по светлотной шкале.

Графичность - стиль в рисунке, гравюре и живописи, даже в скульптуре и архитектуре, если преимущественную роль в создании художественного образа там играет контур, силуэт, линейная или штриховая структура.

Живописность - качество, предполагающее открытость, динамику форм, их связь с окружающим пространством и световоздушной средой, изменчивость, текучесть, цветность.

Краснопёрова Л.П.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева