В.В. ВЕРЕЩАГИН. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874–1876

В 1874 году В.В. Верещагин совершил путешествие по Индии, во время которого собрал большой материал, написав множество пейзажных этюдов. Его внимание привлек прославленный своей красотой и поэтической легендой мавзолей Тадж-Махал в Агре.

По преданию, мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой жене Мумтаз-Махал. Она скончалась при родах, когда сопровождала мужа в военном походе, и перед смертью просила Шах-Джахана никогда больше не жениться и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. Шах-Джахан исполнил ее просьбу, он принимал личное участие в создании проекта мавзолея.

Верещагин выбирает самый выгодный ракурс, с которого воспринимается весь ансамбль мавзолея с его отражением в водоеме, что входило в замысел архитектурного проекта. Торжественность и нежность, стройное изящество воздушно-белого мавзолея отразил художник в своем произведении.

Для Верещагина особое значение имела проблема освещения. В своих многочисленных путешествиях он изучил эффекты солнечного освещения в разных географических широтах и стремился передать природу света в своих работах. Для того, чтобы свет был естественным, а не условным, он придумал удивительную летнюю мастерскую. Она представляла собой вагон с открытыми с боков сторонами, который мог при помощи ручного управления передвигаться по рельсам, выложенным по кругу. Таким образом, художник продлил свой световой рабочий день, получил возможность передвигаться за солнцем и не терять интенсивности солнечного освещения вне зависимости от времени дня.