Комментарий методиста

 И.Т. Камелягиной к уроку

 учителя математики

Т.В. Сафаргалиевой

Тема урока:  «Положительные и отрицательные числа»

Тип урока: урок обобщения в форме сюжетно - дидактической игры. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Цели урока:

1.Повторить, обобщить и систематизировать основные понятия  по темам: «Координатная прямая»; «Противоположные числа»; «Модуль числа»; «Сравнение отрицательных чисел».

2.Развивать внимание, воображение, логическое мышление, вычислительные навыки;

3.Содействовать воспитанию таких качеств, как дружба, взаимопомощь, честность, ответственность.

4. Способствовать поддержанию высокой работоспособности учащихся на уроке.

 

Ход урока:

 

1.     Этап подготовки к восприятию темы.                                

Дидактическая задача этапа: вызвать мотивацию учащихся на работу, сконцентрировать  внимание.

Интересное мобилизирующее начало урока с помощью музыкальной анимационной заставки. Учитель использует ее как прием привлечения внимания, как метод создания эмоционально положительной атмосферы в классе. Начало урока интригует: с неизвестной планеты поступил сигнал о помощи. Фронтально выполняя логические задания (классу предложено установить закономерность составления логических цепочек и определить последнее число), учащиеся определяют буквы, которые складываются в название терпящей бедствие планеты, планеты «чисел». Так, нестандартно, формулируется тема урока: «Положительные и отрицательные числа». Объявляя цели и тему урока, включая эмоциональный компонент, учитель мотивирует учащихся на активную работу.

 

2. Актуализации знаний.                                                         

Дидактическая задача: активизировать знание теоретических вопросов по заявленной теме.

На этом этапе учителем были предложены два вида заданий, различных по форме работы:

2.1 Фронтальный опрос по теоретическим вопросам организован в форме мини – теста. Учитель побуждает учащихся следить за ответами товарищей, обращаясь к классу со словами: « Согласны?»; « А как вы думаете?»; « Есть ли другие мнения или дополнения?».

2.2 Самостоятельная работа учащихся над заданием: « Расположить числа в порядке убывания (возрастания)». Справившиеся с заданием ученики поднимают руки, что позволяет учителю корректировать время, отведенное на выполнение данного вида работ. Постоянное получение обратной связи позволило учителю видеть деятельность каждого ученика и  влиять на ход учебного процесса. В ходе проверки правильности выполнения заданий самостоятельной работы учителю пришлось поднять теоретические вопросы, которые не были освещены в тесте.

  В ходе выполнения заданий, предложенных учителем на данном этапе, учащимся была дана возможность не только теоретически обобщить материал темы, но и самостоятельно определить те вопросы, которые будут вынесены на данный урок.

 

3.Этап эмоциональной разгрузки.                                      

Задача: предупредить утомляемость, снять усталость, сконцентрировать внимание, поддержать эмоциональный настрой учащихся.

3.1 Историческая справка. В ходе изложения исторического материала, учитель включает в обсуждение учащихся.

3.2 Физкультминутка. Интересны движения, которые ребята выполняют, они повторяют символ, использующийся для обозначения бесконечности.

 Подобное отступление в ходе урока не только имеет несомненное релаксирующее значение (что важно для шестиклассников), но и развивает познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

 

4. Этап выполнения практических заданий.                   

Дидактическая задача: выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

 На этом этапе учителем были использованы две формы работы:

1.1.          У доски ученик с комментарием выполняет практическое задание. 

1.2.          Индивидуальная самостоятельная работа. На данном этапе предложено два вида заданий, которые соответствуют теме урока и поэтому целесообразны. Условия представлены на индивидуальных карточках, что способствует созданию комфортного климата на уроке и экономии времени.

Первый вид заданий – задания на вычисления по вариантам. Окончательный результат учащиеся получают, работая в парах, что облегчает учителю контроль правильности выполнения заданий (по полученному результату учитель видит деятельность каждого ученика). Задания, в которых были допущены ошибки, разбираются на доске.

Следующий вид заданий – работа с координатной прямой. Ученики имели возможность свободного выбора заданий, что способствует активизации учебной деятельности учащихся. Прием проверки выполнения данных заданий на уроке уже использовался: правильно указанные ответы открывают буквы, которые складываются в слова «молодцы», «отлично», «в путь» (что соответствует сюжету урока). Самопроверка учащимися, допустившими ошибки, результатов своей работы осуществляется по образцу, данному с помощью мультимедийного проектора.  Эмоциональная направленность данной формы проверки состоит в организации ситуации успеха.

 

5. Подведение итогов урока.                                                         

Дидактическая задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели, мобилизация учащихся на рефлексию.

Удачны вопросы учителя, прозвучавшие на данном этапе: «Сегодня на уроке математики я…»; «Мне было несложно выполнять задания, потому что…». Подобная форма организации данного этапа интересна для учащихся, так как сразу виден результат собственных усилий на уроке. Заканчивая урок словами « Мне было несложно выполнять задания, потому что вы имеете хорошие, прочные знания по данной теме», учитель дает им прием аутотренинга: похвали себя сам. Чувство удовлетворения – лучшая оценка за урок.

 

Общие выводы по уроку:

 

Цели урока достигнуты: ученики умеют находить модуль числа, сравнивать отрицательные числа, работать с координатной прямой. Учитель грамотно построил урок, подобрал его содержание, разнообразил формы работы в соответствии с поставленными целями, учащиеся активно участвовали в уроке.

   Следует отметить:

·                   учитель старается не повторять свои слова, слова ребят; свое согласие – несогласие выражает мимикой, жестами, а не голосом, что лишний раз оберегает уши детей;

·                   следит за культурой речи учеников, побуждая к математически грамотным высказываниям;

·                   использует на уроке музыку, что способствует снятию напряжения и созданию положительного эмоционального настроя.

 

Можно воспользоваться следующими приёмами:

·                   Мотивация через форму урока;

·                   Парная работа, когда результат каждого учитывается при оценке работы пары;

·                   Предоставление учащимся возможности свободного выбора заданий;

·                   Использование тестовых заданий;

·                   Использование логических заданий;

·                   Реализация межпредметных связей;

·                   Создание комфортного климата с помощью похвалы и поддержки;

·                   Предоставление единых требований ко всем учащимся.