З.Е. Серебрякова. Золотая осень. Нескучное. 1910-е

С ранних лет было определено, что Зинаида Лансере станет художницей. Она происходила из семьи Лансере-Бенуа, давшей русскому искусству замечательных живописцев, скульпторов, графиков и архитекторов. Дед по матери - Николай Леонтьевич Бенуа - был профессором, академиком, председателем Петербургского общества архитекторов, его сын Александр Николаевич Бенуа, "дядя Шура", - знаменитым художником, основателем "Мира искусства", отец Евгений Александрович Лансере - известным скульптором. Особую страницу в ее творчестве занимали пейзажи, где перед зрителем предстает прекрасный мир, понятный и близкий человеку. Пейзажам Серебряковой не свойственна внешняя эффектность, скорее поэтическая ясность восприятия. Темой для большинства пейзажных работ художницы стали окрестности родного Нескучного - поля, увиденные с пологих холмов, речки с зелеными берегами, цветущие яблоневые сады, осенние парки. С курским родовым поместьем связаны самые счастливые годы жизни Зинаиды Серебряковой. Здесь она встретила инженера Бориса Анатольевича Серебрякова, который стал ее мужем, здесь родились их дети. К пейзажам с видами Нескучного художница обращалась каждый год в течение двух первых десятилетий двадцатого века. Самые известные из них - "Нескучное. Пахота" (1908, частное собрание), "Зеленя осенью" (1908, ГТГ) - показывают обширные поля, видимо, покорившие жительницу тесного Петербурга. Впечатления, выраженные Серебряковой в этих пейзажах, созвучны описаниям Александра Бенуа, который приезжал в Нескучное и оставил воспоминания: "Вид, открывавшийся оттуда, был поистине восхитительный в своем безграничном просторе и в своей солнечной насыщенности. Ряды невысоких холмов тянулись один за другим, все более растворяясь и голубея… Все дышало благодатью".

Пейзаж "Золотая осень. Нескучное" был написан в эти годы, когда в душе автора царило ощущение безмятежного счастья и душевной гармонии, символом которых и стало Нескучное. Обычно большая семья Серебряковых-Лансере в конце лета уезжала в столицу, потому осенние виды нескучанских окрестностей встречаются у художницы реже. В работе "Золотая осень" автор обращает свой взор не к привычным панорамам и безбрежным просторам, здесь мы видим небольшой уголок сада с молодыми деревцами возле усадебного дома. Широкая садовая дорожка, сбоку скамейка, в глубине белая стена небольшого старинного особняка с зеленой крышей и печными трубами. Намеренно ограниченное пространство рождает впечатление приветливого уютного мира, где живо чувствуется присутствие обитателей усадьбы.

Пейзаж написан в традиционной для Серебряковой технике, все пейзажные графические работы тех лет она выполняла темперой без предварительного рисунка. Краски автор накладывает тонкими слоями. В пейзаже нет многочисленных оттенков, каждый цвет звучен. Более светлые участки написаны полупрозрачно, затененные - более густо. Но это деление довольно приблизительно, художница не стремится точно передать состояние природы, нюансы освещения или время суток. Она далека от московской пейзажной школы с ее стремлением к этюдности. И свет, и цвет в "Золотой осени" очень условны, пейзаж скорее призван выразить настроение самого автора, нежели реалистично отразить определенный мотив. В декоративной трактовке цвета, в плоскостном изображении пространства ощутимы отзвуки модерна. Художница избирает нечто характерное для этого вида, создавая свой образ родного места.

В дальнейшем Нескучное разделит судьбу многих имений, оно будет сожжено и разрушено. Гибель усадьбы стала началом тяжелого периода в жизни самой художницы, которая столкнется с утратами и расставаниями. Нескучное навсегда останется для нее символом родины и счастья.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева