РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Многообразие животного мира»

Специальность   050102 (032500.00)     Учитель биологии       

                                  

Всего часов по модулю: 12

В том числе по формам обучения:                     очная / очно-заочная /заочная

      - лекции                                          ____4___/____________/_______

- лабораторные работы                     ____4__/____________/_______

- самостоятельная работа      ____4__/____________/_______

Формы итогового контроля знаний:

- экзамен                                                               __8__сем./ ____сем./ ____сем.

 

Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля/курса.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля/курса.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Лабораторные занятия

4.3. Самостоятельная работа

4.5. Контрольные работы

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Целью учебного модуля является овладение методикой применения современных информационных технологий при обучении биологии на основе использования ЦОР; формирование специальной профессиональной компетентности будущего учителя, связанной с использованием ЦОР на уроках биологии в 7 классе.

Задачи: обеспечить подготовку студентов по скорректированной рабочей программе теории и методике преподавания биологии, с использованием современных компьютерных и педагогических технологии;

·                   овладеть умениями и навыками использования ЦОР на разных этапах образовательного процесса в сочетании с традиционными формами обучения;

·                    использовать ЦОР для активизации познавательной деятельности учащихся при обучении биологии;

·                   уметь составлять и применять задания для оценки и мониторинга учебной деятельности, учащихся на основе ЦОР;

·                   овладеть иллюстративным ресурсом ЦОР для реализации принципа наглядности при обучении биологии;

·                   освоить интерактивные технологии обучения биологии на основе выполнения виртуальных лабораторных работ;

Инновационность учебного модуля состоит в разработке системы анализа предлагаемых ЦОР и выполнении виртуальных лабораторных работ, которые по традиционной методике были мало реальны в школьном процессе.

 

2. Требования к уровню освоения учебного модуля

Знать основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. настоящего Государственного образовательного стандарта.

2. 1.Типовые задачи профессиональной деятельности.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя географии с дополнительной специальностью биология являются:

- осуществление процесса обучения биологии в соответствии с образовательной программой;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения биологии, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; ЦОР

- применение современных средств оценивания результатов обучения; разработка собственных методов и приёмов на основе ЦОР

- работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии; разноплановые ЦОР позволят дифференцированно подходить к - процессу обучения биологи;

- установление контакта с родителями учащихся, пропогандировании современных ЦОР;

организация контроля за результатами обучения и воспитания на основе КИТ;

 

 

 

 

 

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Лекции

4

4

2

 

 

Лабораторные занятия

4

4

2

 

 

Самостоятельная работа

4

4

2

 

 

Всего:

12

12

6

 

 

         При изменении графика учебного процесса следует откорректировать объемы всех видов учебной деятельности с сохранением общего количества часов, отводимых на дисциплину по учебному плану.

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

 

         4.1. Лекционные занятия

 

№ п./п.

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Средства обучения биологии. Методика использования ЦОР

2

 

 

2.

Характеристика лабораторных работ. Виртуальны лабораторные работы ЦОР

2

 

 

 

Всего:

4

 

 

 

4.2.2. Лабораторные занятия.

 

№ п./п.

Наименование занятия

Номер

 темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

 

Анализ программы по зоологии. Место ЦОР при ёе реализации (на примере изучения беспозвоночных животных).

 

1

 

 

2

 

 

 

2.

Методика проведения лабораторных по зоологии беспозвоночных с использование ЦОР.

 

2

 

2

 

 

 

Всего:

 

4

 

 

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

№ п./п.

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

1.

 

Создание презентации для проведения занятий на факультативе, уроке или элективном курсе «Характеристика губок» на основе прилагаемых ЦОР.

 

8 семестр, 1 неделя

 

 

2.

 

Создание презентации для проведения занятий на факультативе, уроке или элективном курсе «Характеристика и многообразие простейших» на основе прилагаемых ЦОР.

 

8 семестр, 1 неделя

 

 

3.

 

Курсовая работа «Использование ЦОР «Открытая Биология 2.5. № 67» в моделировании уроков зоологии беспозвоночных»

 

8 семестр, 1 неделя

 

 

4.

 

Курсовая работа «Межпредметные связи и их реализация в ЦОР».

 

8 семестр, 1 неделя

 

5.

 

Курсовая работа «Организация и проведение контроля и самоконтроля школьников на занятиях по зоологии с использованием компьютера».

 

8 семестр, 1 неделя

 

 

6.

 

Курсовая работа «Организация и проведение занятий краеведческого кружка «Юный орнитолог» на основе ИИСС «Животный мир России. Птицы. 5 – 7 кл.»

 

8 семестр, 1 неделя

 

 

7.

 

Курсовая работа « Методика проведения виртуальных лабораторных работ по зоологии беспозвоночных с использование ЦОР».

 

8 семестр, 1 неделя

 

 

8

Курсовая «Виртуальный живой уголок в общеобразовательной школе» и его организация на основе ИИСС «Виртуальный живой уголок».

 

 

8 семестр, 1 неделя

 

Порядок написания курсовой работы изложен в методических рекомендациях; методика по самостоятельному написанию презентаций (её биологическая часть) дана в лабораторных занятиях.

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Приводится краткое содержание лекционного материала модуля отдельно по каждой теме. Реализуется концепции развивающего обучения. Методические указания к организации и проведению лабораторных занятий. Использование наглядности и дидактических игр. Возможностей компьютера как одного из средств интенсификации преподавания биологии в школе

Минимальные требования к содержанию модуля «Многообразие животного мира» включают:

-соответствие государственному стандарту высшего профессионального образования по специальности 050102 (032400.00). География с дополнительной специальностью (квалификация «Учитель географии с дополнительной специальностью учитель биологии»).

- обеспечение овладения методикой проведения занятий по подготовке к школе по биологии с использование ЦОР и компьютерных технологий.

- ориентация студентов на современные технологи обучения, в том числе на компьютерные.

 

6. Литература (основная и дополнительная)

6.1. Основная:

1.     Бурлова Е.Ф. Создание компьютерных презентаций в среде Power Point и использование их при обучении природоведению и биологии / Первое сентября. Биология, 2005, № 14.

2.     Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана – Граф, 1999. – 304 с., ил.

3.     Латюшин В.В. Биология. Животные. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 304 с., ил.

4.   Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30

5.   Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

6.   И.Н. Пономарёва, Г.Д. Сидельникова, В.Г. Седых. Общая методика преподавания биологии. Москва «Академия», 2001 г.

7.   Селезнёва Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования, М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.

6.2. Дополнительная:

1.     Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 – 7.

2.     Настольная книга учителя биологии / Авт.-сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2003. – 158 с.: ил.

3.     Самойлов Б.Л., Морозова Г.В., Соколова Е.Л. 1997. Животный мир. // Москва: Энциклопедия. М.: БРЭ, 1997.

4.     . Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР

№ п./п.

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

«Биология 6 –9 классы». Библиотека электронных наглядных пособий. № 10

1 СД ООО «Кирилл и Мефодий»

электронный

2

«Биология, 6 –11 класс». № 60

2 СД ГНУ РМЦ

электронный

3.

Открытая Биология 2.5. № 67

ООО «Физикон»

электронный

4.

Биология: Животные 7 класс

Константинов и др. ЗАО «1С»

электронный

5.

Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал и Западная Сибирь.

Мультимедийный справочник-определитель, 5 – 7кл., 10 – 11 кл. ЗАО «Истра Софт», ИИСС

электронный

6.

Биология 6 -9 классы

ИУМК Н. И. Сонина др., изд. – во «Дрофа»

электронный

7.

Эволюционная лаборатория (ЭВОЛАБ), 9 11 кл.

ИИСС, ЗАО «1С»

 

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Система вопросов и тестовых заданий, написание презентации и курсовых работ, экзамен.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

В курсе «Теории и методики преподавания биологии»  рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов при изучении отдельных тем или проведения разных видов учебных занятий по зоологии вырабатываются с учетом имеющегося технического, программного и информационного обеспечений учебного процесса ЦОР.

На лекции и практических занятиях используются элементы проблемного и модульного обучения студентов, стимулирующие их активность и самостоятельность.

На лабораторных занятиях используется  индивидуальная самостоятельная работа, которая ориентирована на психические у умственные способности каждого ученика и этому способствуют именно компьютерные технологии. Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности.

 



[1] При базовой продолжительности семестра 17 недель.