МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВЫХ РАБОТ

 

Введение

В ходе теоретического исследования и при выполнении лабораторных работ студенты овладевают общепредметными, специальными учебными и методическими умениями, формируется профессиональная компетентность и навыки исследовательской деятельности. Заключительная работа по методике преподавания биологии на основе компьютерных технологий подводит итог изучению курса. Студент, используя межпредметные знания, совершенствует своё понимание методических систем обучения биологии в школе и в вузе.

Курсовые работы, выполняемые каждым студентом в процессе специализации, отражают результаты анализа литературы и выполненных самостоятельных исследований как этапы дипломной работы. При их написании и оформлении студент готовит себя к заключительному этапу обучения.

Методика преподавания биологии призвана объединить знания студентов, с одной стороны, по биологическим и, с другой, - по психолого-педагогическим дисциплинам.

1. Учебные цели и задачи работы

-       проверить умение студента анализировать литературу по теме учебного модуля.

-        планировать свою деятельность, знать методики проведения занятий по зоологии с использованием компьютера,

-        использовать различные формы учебного процесса, методы и методические приёмы для активизации познавательного интереса.

2. Методика самостоятельной работы над заданием.

-       студент изучает литературу и ЦОР и отбирает те из нее, которые целесообразно использовать в итоговой работе,

-       знакомится с материальным обеспечением лаборатории на базе, которой будет выполняться часть работы,

-       проводит самостоятельно эксперимент на практике в школе,

-       изучает авторские программы по методике преподавания биологии и альтернативные программы для школы.

3. Объем теоретической части - 20 -25 страниц

Студент придерживается правил оформления принятых в вузе.

-       на первой странице указывается ВУЗ, кафедра, ФИО студента и его руководителя, год и место выполнения;

-       на третьей странице указывается содержание работы;

-       структура работы чётко следует содержанию;

-       текст печатается на одной стороне листа, страницы нумеруются;

-       ссылки на литературные источники, схемы, рисунки, ЦОР приводятся.

Структура содержания:

Введение

Глава I. Анализ литературных данных

Глава II. Анализ используемых ЦОР по теме.

Глава III. Методика использования ЦОР в учебном процессе в школе.

Тематическое планирование, моделирование, самостоятельная работа, дистанционное обучение и т.д.

Заключение

Список использованной литературы.

Приложение.

 

4. Методика анализа полученных результатов

Анализируются литературные источники по теме курсовой работы.

Строится теоретическая конструкция.

Разрабатываются планы конспекты на основе использования ЦОР на уроках.

Делается статистический анализ достоверности знаний полученных в ходе эксперимента - обучения детей с использованием ЦОР и традиционными методами.

Составляются методические рекомендации по активизации процесса обучения, устранению возникающих типичных ошибок. Использованию различных ЦОР.

5.Порядок оформления пояснительной записки

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание включает все разделы работы: введение, главы, подглавы (разделы глав?), выводы, список использованных источников и приложения с указанием номеров страниц.

ВВЕДЕНИЕ

Введение должно включать оценку современного состояния  проблемы, обоснование необходимости (актуальность?) проведения исследований, цель и задачи курсовой работы, новизна темы. Рекомендуемый объем – 2 – 3 страницы.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

В главу включаются работы, непосредственно касающиеся выполняемой темы. Желательно, чтобы обзор был выполнен в аналитическом плане, а не содержал только цитаты из работ других авторов. В конце главы приводится краткое резюме, служащее основанием для актуальности планируемых исследований. Ссылки на авторов в тексте делаются цифрами в квадратных скобках.

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В этой главе подробно описываются методы получения материала, его анализа. Если методы, используемые при сборе и анализе материала, хорошо известны и широко применяются и не содержат модификаций, то можно, обозначив метод, ограничиться указанием литературного источника, где он описан. Рекомендуется широко использовать методы статистической обработки количественных данных с использованием компьютерной техники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Глава «Результаты исследований» является основной. В ней излагаются все результаты, полученные в ходе лабораторных исследований, обработанные соответствующими методами. Глава может быть подразделена на разделы в соответствии с направлениями исследований, предусмотренными задачами курсовой работы.

Глава «Результаты исследований» содержит (все фактические материалы по теме курсовой работы с результатами их анализа) главный материал курсовой, собранный лично автором, а также все данные, использованные им при анализе материала. Представленность материалов этой главы позволяет доказательно ответить на поставленные в курсовой задачи. К написанию и оформлению этой главы необходимо отнестись с особым вниманием. Рекомендуется все основные положения курсовой работы иллюстрировать…. Желательно проиллюстрировать положения курсовой, принятые автором, сводными таблицами, графиками, рисунками, диаграммами. Результаты статистической обработки материалов курсовой должны быть представлены в виде таблиц или любым графическим способом, наиболее выигрышно отражающим суть поставленной задачи.

При анализе количественных результатов исследований следует отдавать предпочтение статистическим методам обработки количественных данных с предварительным их изложением в главе «Материал и методы исследований». Анализ результатов исследований предполагает не только сравнительную характеристику полученных курсовиком, но и сравнение их с литературными данными, особенно в том случае, если методы исследований, применявшиеся соискателем и предшествующими авторами, совпадают или аналогичны.

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы должны содержать ответы на поставленные задачи, отражать суть полученных результатов и базироваться на собственном материале. Рекомендуемый объем главы 2-4 страницы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В «Список использованных источников» включаются только те работы, на которые автор ссылается в тексте диплома, независимо от главы. Каждый литературный источник, включенный в библиографический список, приводится в соответствии с принятыми правилами библиографического описания. Соответственно это касается ЦОР,ИУМК и ИИСС.

6. Время и место консультаций по работе

Кафедра информатики лаборатория компьютерного обучения, кафедра общей биологии и зоологии вторник, 16.00.

7. Порядок подготовки и защиты итоговой работы

Защита итоговых работ проводится по плану кафедра общей биологии и зоологии в конце 8 семестра. Выступление соискателя согласуется с руководителем.

Список литературы

Основная литература.

1.     Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6

2.     Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30

3.     1.Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Академия. 2003.

4.     2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985.

5.     Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. 4-е изд. М.: Просвещение, 1983.

6.     Семенцова В.Н. Технологические карты уроков. СПб.: Паритет. 2002.

7.     Кулев А.В. Поурочное планирование. Общая биология 10 класс. Методическое пособие. СПб.: Паритет. 2001.

8.     Кулев А.В. Поурочное планирование. Общая биология 11 класс. Методическое пособие. СПб.: Паритет. 2001.

5.2. Дополнительная литература.

1.     Журнал "Биология в школе".

2.     2.Биология / Приложение к газете "Первое сентября".

3.     Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. -М.: АСАDEMA, 2003. -192 с.

4.     Биологический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1990.

5.     Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Бруновт Е.П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии / Под ред. И.Д.Зверева. М.: Просвещение, 1984.

6.     6.Конюшко B.C. Как подготовить урок биологии. Минск, 1988.

7.     7.Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987.

8.     Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: 1989.

9.     9.Обязательный минимум содержания образования. МО РФ. М.: 1989.

10.                10.Орлова Л.Н. Теоретико-методологические основы преподавания биологии. Омск. 2001.

11.                11.Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. М.:Просвещение, 1990.

12.                12.Самостоятельные работы учащихся по биологии / Е. П. Бруновт, А.Е. Богоявленская, Е.Т. Бровкина и др. М.: Просвещение, 1984.

13.                Д.П. Гольнева и др. М.: Просвещение, 1985.

14.                Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-

15.  13.Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: 1986.