МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № ____1____

Тема: Анализ программы по зоологии. Место ЦОР при ёе реализации (на примере изучения беспозвоночных животных)

Продолжительность ___2 часа.___

1. Учебная и воспитательная цель

1) Научить студентов анализу электронных изданий, тематических планов, методических материалов ЦОР.

2) Изучить характерные черты строения простейших одноклеточных животных. Представленных в ЦОР «Биология 2.5.»и ИИСС «Виртуальный живой уголок».

3) Изучить содержание ЦОР «Биология 2.5.», «Животные 7 класс» по теме «Простейшие» « Кишечнополостные» и продумать методику его использования при анализе работы.

4)Проанализировать Стандарт базового школьного образования по биологии представленный в ЦОР «Открытая Биология 2.5.»

4) Формировать у студентов компетентность в области использования ЦОР в учебном процессе.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия

1. Познакомиться с методическими материалами ЦОР по проведению и организации компьютерных уроков.

2. Проанализировать содержательную часть материала ЦОР по беспозвоночным животным, и соответствие его требованиям общеобразовательной программы по «Биологии. Животные» (под ред. И. Н. Пономарёвой). Заполнить таблицу № 1

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа программы и ЦОР

Изучаемые вопросы

«Открытая Биология 2.5.»

 

«Биология 6 - 11»

 

«Животные 7 класс»

Соответствие теоретической части

 

 

 

Лабораторные работы

 

 

 

Время, отводимое на изучение тем и лабораторных работ

 

 

 

Демонстрации и опыты

 

 

 

Инновационные моменты

 

 

 

3. Подобрать краткие теоретические или справочно-информационные материалы из рекомендованных школьных учебников и дополнительной методической литературы.

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

При подготовке к занятию следует повторить материалы лекции:

·        цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий;

·        правила работы с интерфейсом программ - «Открытая Биология 2.5.», «Биология 6 - 11» и ИИСС «Животный мир России. Птицы».

Последовательность работы с предлагаемыми ЦОР рассмотрена на лекциях и её следует придерживаться.

Рекомендуемая литература.

1.     Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономарёвой.

2.     Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

3.    Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30

4.     И.Н. Пономарёва, Г.Д. Сидельникова, В.Г. Седых. Общая методика преподавания биологии. Москва «Академия», 2001 г. Оценка качеств подготовки выпускников основной школы. Биология./Сост. В.С. Кучменко/М., Дрофа,- 96стр., 2001

5.     Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.

1.     Шалаев В.Ф. и др. Методика обучения зоологии. М., Просвящение,1991.

 

5. Описание экспериментальных установок

1. Используются ЦОР «Открытая Биология 2.5», «Животные 7 класс» и ИУМК «Биология 6 – 9 класс» компьютерное обеспечение лаборатории. Рекомендуемая литература.

 

6. Краткое содержание работы выполняемой студентами

1. Проанализировать структурную часть названных ЦОР на предмет чёткости и быстроты ориентирования в меню программы. Отметить отвлекающие моменты и материалы.

2. Вводная беседа о значении частных методик для преподавательской деятельности. Основные моменты отмечаются в тетради.

3. Анализ авторских программ «Животные» по приведённой схеме:

·        изучение объяснительной записки ЦОР;

·        навигационный аппарат ЦОР;

·        логика построения программы;

·        распределение материала по темам;

·        анализ содержательной части программы на основе дидактических принципов научности, доступности, системности (анализ оглавления, особенности содержания теоретического материала в пособии, наличие выделений для лучшего восприятия текста.);

·        анализ лабораторных занятий предлагаемых программой, эксперименты и наблюдения;

·        особенности иллюстративного материала – фотографии, иллюстраций, видеоролики, модели их содержательность, наглядность, качество оформления.

·        соответствие логики построения материала ЦОР, логике программы по зоологии в общеобразовательной школе.

4. Запись в тетрадь результатов анализа. Распределение часов по темам. Перечень лабораторных и практических работ.

5. анализ содержания ЦОР «Биология 6 - 11», Животные 7 класс».

·        лабораторные работы и инструктивные карточки;

·        объём, логика построения;

·        система заданий для учащихся;

·        поисковый аппарат ЦОР;

·        иллюстративный материал его смысловая, учебная нагрузка;

·        интерактивные задания.

 

7. Техника безопасности

1. Ознакомиться с правилами техники безопасности в лаборатории.

2. Разработать положение техники безопасности с компьютером во время выполнения лабораторной работы учениками.

8. Исходные данные для работы

1.Материалы ЦОР, методическая литература.

9. Методика анализа полученных результатов и использования их для повышения качества знаний в различных компетентностях

1. Проанализировать требования стандарта и содержания ЦОР и обсудить полученные результаты, порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты.

2. Составить тематическое планировании для ЦОР по зоологии беспозвоночных с указанием реальных часов общей базовой школы.

3. Определить круг лабораторных работ в ЦОР необходимых для получения базового образования.

4. Оценить значимость выносимого справочного материала ЦОР.

5. Сравнить интерактивные задания по беспозвоночным в ЦОР «Животные 7 класс» и «Биология 6 – 11 класс» по следующим критериям:

·        обеспечение индивидуализации обучения;

·        создание определённого эмоционального фона и осознание учеником самостоятельности в своих действиях;

·        обеспечение дифференцированного подхода при осуществлении контроля над учебным процессом;

·        создание игровых учебных ситуаций.

6. Подготовить презентацию по содержательной части одного из разделов ЦОР «Открытая биология 2.»- «Многообразие простейших».

7. Оценить анимацию и видеофрагменты ИИСС «Виртуальный живой уголок» по разделу простейшие:

·        последовательность изложения материала;

·        близость анимации и рисунков к природным процессам;

·        возможный возникающий познавательный интерес у школьников.

8. Заполнить сравнительную таблицу № 2 (оценка в баллах).

Таблица 2

Сравнительный анализ цифровых образовательных ресурсов

Характеристика ЦОР

Название образовательного ресурса

ИУМК Биология 6 – 9 кл.   Животные 7 класс

Структура и представление содержания

 

 

Навигационный аппарат

 

 

Содержание теоретического материала

 

 

Лабораторные и практические работы

 

 

Моделирование явлений и процессов

 

 

Иллюстративный материал

 

 

Справочный материал

 

 

Контролирующие задания

 

 

Методическое обеспечение по биологи

 

 

Методическое обеспечение работы с ЦОР

 

 

Музыкальное и аудио сопровождение

 

 

Суммарный балл

 

 

Оценка из 100 баллов.

Вышеуказанные результаты в виде отчёта оформляются в созданной студентом папке «Методика использования ЦОР» и вложенной папке «Презентации ЦОР».

 

 

 

1.     Рекомендации преподавателям при проведении анализа цифровых образовательных ресурсов

При использовании ЦОР происходит формирование профессиональной компетентности студентов в области их применения в своей практической деятельности. Преподавателем должны быть выделены задачи для решения:

·              развитие и совершенствование информационно-коммуникационных умений студентов, умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру электронных изданий, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности учителя химии;

·              развитие знаний и умений студентов на базовом уровне профессиональной компетентности учителя биологии, определять взаимосвязь содержания, методов и средств обучения.

В начале занятия обращается внимание студентов на сравнительный анализ ЦОР по параметрам указанным в Таблице 1. Затем заполняется сама таблица. Внимание на данном занятии текстовому содержанию ЦОР «Открытая биология 2.5», поскольку умение анализировать различные тексты относится к ключевым компетенциям выпускников вуза и школы. Преподаватель акцентирует внимание студентов на алгоритме построения лабораторных работ в ЦОР «Систематика растений и животных», для последующего их выполнения на практическом занятии.

Преподаватель руководит анализом авторских программ раздела «Животные» в ЦОРах по приведённой выше схеме.

Акцентируется внимание студентов на ИУМК «Биология 6 – 11 класс», Н.И. Сонин и другие в части изучения предлагаемых интерактивных заданий. По следующим критериям:

1. Обеспечение индивидуализации обучения.

2. обеспечение дифференцированного подхода при осуществлении контроля над учебным процессом.

Помочь студентам рассмотреть возможность создания виртуального зоологического кружка во время прохождения педагогической практики, как формы развития интереса к биологии и использовании компьютера в получении учебной информации.

В течение первого часа занятия предполагается групповая работа по анализу содержания ЦОР. На втором часе - индивидуальная работа студентов по выполнению предложенных заданий и подготовке собственных вариантов замечаний и предложений.

Оценка результатов учебной деятельности студентов по решению учебной проблемы может проводиться в процессе коллективного обсуждения

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № __2______

Тема: Методика проведения лабораторных работ по зоологии беспозвоночных с использование ЦОР. Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки

 

Продолжительность ___2 часа___

 

1. Учебная и воспитательная цель

1) Содействие становлению профессиональной компетентности учителя биологии в области применения ЦОР в своей практической деятельности

2) Изучить характерные черты строения простейших одноклеточных животных.

3) Рассмотреть методику традиционного проведения работы.

4) Изучить содержание ЦОР по теме «Простейшие» и продумать методику его использования при анализе работы.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия

1. Проанализировать учебные и воспитательные цели представленные в лабораторной работе «Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки».

2. Проанализировать содержательную часть материала и соответствие его требованиям общеобразовательной программы по «Биологии. Животные».

3. Подобрать краткие теоретические или справочно-информационные материалы из рекомендованных школьных учебников и дополнительной методической литературы.

4. Рекомендации студентам по подготовке к занятию с указанием литературы

1. При самостоятельной подготовке к лабораторному занятию повторить методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности на уроках биологии в школе.

2. Предложить традиционные приемы активизации учебно-познавательной деятельности школьников на лабораторных работах. Быть готовым ответить на вопрос, - какие дополнительные возможности имеют электронные средства для активизации учебной деятельности.

3. Просмотреть различные школьные учебники «Биология. Животные» на предмет знакомства с содержанием материала параграфов о простейших животных и паразитических червях.

Рекомендуемая литература.

1. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономарёвой.

2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

3. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30

4. И.Н. Пономарёва, Г.Д. Сидельникова, В.Г. Седых. Общая методика преподавания биологии. Москва «Академия», 2001 г.

5. Описание экспериментальных установок

1. Используются ЦОР «Биология 6 – 11 кл. Лабораторные работы» и компьютерное обеспечение лаборатории. Рекомендуемая литература.

6. Краткое содержание работы выполняемой студентами

1. Проанализировать структурную часть ЦОР на предмет чёткости и быстроты ориентирования в меню программы. Отметить отвлекающие моменты и материалы.

2. Ознакомится с методическое описание работы с ЦОР в лекционном материале.

Для знакомства предлагается компьютерный вариант выполнения лабораторной работы.


Бланк лабораторной работы

Учащиеся 7___ класса: __________________________________________________________

Лабораторная работа №1. Наблюдение многообразия одноклеточных животных

Цель: ____________________________________________________________________________

Оборудование: компьютер, компьютерный курс «Открытая Биология 2.5», ЦОР «Животные 7 класс» и ИУМК «Биология 6 – 11 класс».

Ход работы:

Значение простейших в жизни человека.

Таблица 1. Заболевания, вызываемые протозоями:

 

Болезнь

Возбудитель

Саркодовые

 

 

Жгутиконосцы

 

 

Споровики

 

 

Жизненный цикл малярийного плазмодия. Рассмотрите интерактивную модель 2.1. Малярия компьютерного курса «Открытая Биология», прослушайте цитаты, предлагаемые учителем, и ответьте на вопрос:
почему приступы малярии (в отличие от большинства других инфекционных болезней) повторяются через постоянные промежутки времени?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________

Питание инфузории. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией к интерактивной лабораторной работе 2.2. Питание инфузории компьютерного курса «Открытая Биология», выполните работу, строго придерживаясь указанной последовательности действий. Ответьте на вопрос: Чем питание инфузории отличается от питания амёбы? Чем похожи?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравнение протозой. Заполните таблицу 2 (какие столбцы заполнить, укажет учитель).

Таблица 2. Сравнение протозой.

 

Саркодовые

Жгутиконосцы

Споровики

Инфузории

Органоиды движения

 

 

 

 

Как питаются

 

 

 

 

Органоиды выделения

 

 

 

 

Размножение (формы, цикл развития)

 

 

 

 

Вывод:

3. Определить порядок и обязательность проведения всех этапов предлагаемой лабораторной работы. Выделите обладающие, значительным мотивационным действием в познавательном процессе. Заполните таблицу №1.

 

Способы активизации учебной деятельности школьников при выполнении лабораторных работ

 

№ п./п.

Способы активизации УПД школьников

С использованием ЦОР

Традиционный подход

Замечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Техника безопасности

1. Ознакомиться с правилами техники безопасности в лаборатории.

2. Разработать положение техники безопасности с компьютером во время выполнения лабораторной работы учениками.

8. Исходные данные для работы

1.Материалы ЦОР, методическая литература

9. Методика анализа полученных результатов и использования их для повышения качества знаний в различных компетентностях

1. Проанализировать форму фиксации приведённый в работе в ЦОР и обсудить полученные результаты, порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты.

2. Выбрать для копирования элементы контролирующей и констатирующей части работы.

Используйте для подтверждения ваших предложений теоретический и иллюстративный материал используемых электронных изданий.

3. Занести в журнал ЦОР для дальнейшего сравнения результаты выполнения

4. Проведение виртуальных лабораторных работ содержит в своей сути элементы компьютерной игры. Обратите внимание на фиксацию временных отрезков, затрачиваемых на выполнение элемента лабораторной работы. Подберите наиболее значимый с информативной точки фрагмент интерактивного задания лабораторной работы, и разработайте условия контрольного соревнования. В виде примера посмотрите рекомендуемый фрагмент.

 

 

2.     Смоделировать собственный алгоритм лабораторной работы из предложенных 17 этапов ЦОР

3.     Оцените возможности иного использования видеофрагмента этапа № 2

4.     Какое значение для организации лабораторной работы имеет фрагмент

 

5.     На основе задания 2 итогового контроля лабораторной работы, смоделируйте подобный для изучения физиологии класса ракообразные.

6.     Проанализировать методические рекомендации ИУМК «Биология 6 -11 класс». Рассмотреть приёмы использования ЦОР.

7.     В ЦОР «Биология. Общие закономерности жизни: 9 класс». Выделить признаки животных и растений составить таблицу ученикам для показа близкого сходства жгутиковых водорослей и простейших животных.

8.      Итоговые результаты представляемые студентом в виде отчёта:

 

·        обоснованный перечень выполняемых этапов смоделированной лабораторной работы «Строение и жизнедеятельность инфузории-туфельки»;

·        иллюстративные элементы, копируемые для тетради ученика;

·        письменная оценка предложенных фрагментов;

·        создание интерактивной, научной, контролирующей игры на примере циклов развития паразитических червей;

·        модель итогового контроля лабораторной работы, для изучения физиологии класса ракообразные;

·        оформление таблицы № 1.

 

2.      Рекомендации преподавателям при проведении виртуальных лабораторных работ

При использовании ЦОР происходит формирование профессиональной компетентности студентов в области их применения в своей практической деятельности. Преподавателем должны быть выделены задачи: Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:

·              развитие и совершенствование информационно-коммуникационных умений студентов, умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру электронных изданий, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности учителя химии;

·              развитие знаний и умений студентов на базовом уровне профессиональной компетентности учителя биологии, определять взаимосвязь содержания, методов и средств обучения.

Использовать возможности ЦОР для разработки основных этапов выполнения лабораторной работы и представления отчета по результатам его выполнения. Внимание на данном занятии уделяется не только работе в лаборатории ЦОР «Систематика растений и животных», но используется учебный текст ЦОР «Открытая биология 2.5», поскольку умение анализировать различные тексты относится к ключевым компетенциям выпускников вуза и школы. Заполнить со студентами таблицу «Способы активизации учебной деятельности школьников при выполнении лабораторных работ».

Проанализировать со студентами методические рекомендации в ИУМК «Биология 6 – 11 класс» раздел «Простейшие по использованию ЦОР.

 

Обратить внимание на создание моделей итогового контроля для этого рекомендуется использовать тестовый редактор в ЦОР «Открытая биология 2.5». Студенты должны выделить систему вопросов касающихся «Простейшие» и «Ракообразных».

Используйте возможности моделирования и создания собственной последовательности этапов выполнения лабораторных работ. При этом учитывается требования программы, категория класса (обычный, естественно-географический, педагогический и т. д.).

Подвести итог сравнительному анализу признаков растений и животных приведённых в ЦОР, ИУМК и ИИСС.

В течение первого часа занятия предполагается индивидуальная работа студентов по выполнению предложенных заданий и подготовке собственных вариантов выполнения лабораторной работы.

Оценка результатов учебной деятельности студентов по решению учебной проблемы может проводиться в процессе коллективного обсуждения.