ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра информатики и ИТ

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному курсу: «Педагогическое проектирование электронных учебных материалов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Курс рассчитан

1. На студентов старших курсов педагогических специальностей, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История

2. Магистрантов и аспирантов педагогических специальностей, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

введение

Выполнение творческого проекта в рамках данного курса является обязательным. Общая тема творческого проекта для всех слушателей курса может быть сформулирована следующим образом: «Разработка электронных учебных материалов». Поскольку курс рассчитан на студентов-старшекурсников и аспирантов, то конкретная тема проекта может определяться курсовой, дипломной или научной работой слушателей курса. В случае если тема творческого проекта не определена до начала изучения курса, преподавателю следует совместно со слушателем за время изучения первого модуля курса (первые две недели обучения) определить тему творческого проекта.

Рекомендуется предоставить возможность слушателям самостоятельно выбрать, каким образом проект будет реализован: индивидуально или в группе.

Преимущества индивидуальных проектов[1]:

Ø     План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

Ø     У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих;

Ø     Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии;

Ø     Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов[2]:

Ø     У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания;

Ø     Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

Ø     Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

Ø     В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Творческие проекты выполняются на протяжении всего изучения курса, постепенно и поэтапно, на каждом этапе осуществляется детализация и конкретизация первоначального замысла. Следует ориентировать слушателей не выбирать слишком масштабные и трудоемкие проекты разработки ЭУМ, т.к. в конце изучения курса необходимо представить законченный проект.

1. Учебные цели и задачи проекта

Формирование ключевых компетентностей, под которыми понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания и умения, способы деятельности, ценностные отношения и готовность реализовывать эти свойства при решении личностно-значимых профессионально-ориентированных задач, в частности:

Ø     Исследовательские умения: самостоятельно сформулировать и поставить задачу, генерировать идеи, находить недостающую информацию, различные варианты решения;

Ø     Рефлексивные умения: осмыслить задачу, оценить недостающие знания, наметить пути для приобретения недостающих знаний и решения задачи;

Ø     Умения и навыки взаимодействия и сотрудничества с партнерами;

Ø     Умения проектировать процесс и продукт, планировать деятельность, время и ресурсы;

Ø     Навыки анализа собственной деятельности, ее хода и промежуточных результатов.

2. Методика самостоятельной работы над проектом.

Проект в рамках данного курса – это самостоятельная исследовательская деятельность по разработке электронных учебных материалов по определенной теме, которая осуществляется под руководством преподавателя поэтапно на протяжении всего курса.

В основе каждого проекта лежит значимая для его участников проблема.

Перед началом работы над проектом попытайтесь ответить на следующие вопросы:

Ø     Почему выполнение проекта важно для меня?

Ø     Для чего я выполняю этот проект?

Ø     Что потребуется сделать, чтобы реализовать проект?

Ø     Каким образом это можно сделать?

Ø     С чего следует начать?

Ø     Что должно получиться в итоге?

Этапы работы над проектом:

1. Определение темы проекта. Тема проекта может определяться курсовой, дипломной или научной работой слушателя. Если выбор темы проекта вызывает затруднения, необходимо совместно с преподавателем в течение первых двух недель изучения курса определить тему, которая будет личностно-значимой для слушателя. На этом же этапе следует определить, будет ли выполняться проект индивидуально или в группе.

2. Погружение в проект: формулировка проблемы, постановка цели и задач.

3. Организация деятельности. Если проект выполняется в группе, следует организовать рабочую группу, определить роли каждого участника рабочей группы, спланировать совместную или индивидуальную деятельность по решению задач проекта.

4. Осуществление проектной деятельности: активная и самостоятельная работа над проектом; консультации преподавателя, консультации и техническая поддержка сотрудников лаборатории ЦОР и педпроектирования; оформление полученных результатов.

5. Подготовка к защите проекта.

3. Требования к выполненному проекту.

Проект считается выполненным полностью в случае предоставления

1. Завершенного программного продукта электронных учебных материалов по заранее утвержденной теме. Материалы представляются на электронном носителе;

2. Оформленных надлежащим образом результатов предварительного планирования: постановка целей и задач выполнения проекта, анализ целевой аудитории, определение  системы средств обучения, условий обучения, целей обучения с помощью ЭУМ. Материалы предоставляются в печатном и электронном виде;

3. Оформленного надлежащим образом методического описания ЭУМ и педагогических сценариев, по крайней мере, 3-х занятий с использованием ЭУМ. Материалы предоставляются в печатном и электронном виде;

4. Оформленного надлежащим образом технологического описания ЭУМ и технологических сценариев разработки, по крайней мере, 3-х объектов ЭУМ. Материалы предоставляются в печатном и электронном виде;

5. Оформленного надлежащим образом результата самоанализа полученных результатов.

6. Презентации и защиты проекта

Рекомендации по оформлению

Материалы по проекту должны быть представлены в электронном и печатном виде. Работа должна быть оформлена соответствующим образом (по аналогии с курсовой работой):

- титульный лист;

- оглавление;

- введение/ пояснительная записка;

- основная часть (разработанные материалы);

- заключение;

- библиографический список, ссылки на Интернет-ресурсы;

- приложения.

Электронный вариант выполняется в текстовом редакторе Word.

Текст печатается на одной стороне стандартного формата А4 через один интервал, Times New Roman, 14 pt,  красная стро­ка – 1,25 см, выравнивание по шири­не. Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но номер его страницы не указывается. Все остальные страницы нумеруются по порядку, размещая номер в середине верхнего или нижнего поля.

4. Порядок подготовки к защите и защиты работы /проекта.

Защита творческих проектов проводится в конце учебного курса в соответствии с утвержденным графиком, в назначенные сроки (определяется преподавателем). На защите присутствуют слушатели курса и приглашенные эксперты из числа преподавателей-предметников и методистов.

Подготовка к защите заключается в оформлении электронного и печатного варианта материалов проекта, а также подготовке выступления, отражающего цели и задачи работы, основное содержание выполненной работы, полученные результаты, наиболее сильные стороны выполненной работы. Продолжительность выступления – не более 15 минут.

Защита творческих заданий предполагает индивидуальное выступление или выступление группы, выполнявшей проект перед слушателями и преподавателем. После каждого выступления присутствующие на защите участники высказывают свое мнение, задают вопросы, чтобы прояснить некоторые моменты, выяснить насколько глубоко проработана тема исследования и насколько эффективно. Каждая работа оценивается: при этом оценку своей работы получает каждый участник группы, учитывается выступление на защите, наконец, оценивается вся работа в целом.

Вариант оценочного листа приводится в приложении.

5. Методика анализа полученных результатов.

Анализ и апробацию разработанных ЭУМ провести во время прохождения педагогической практики.

Один из способов такой оценки — экспертиза. Экспертиза сравнительно дешева, ее сравнительно просто организовать, она не занимает продолжительного времени. Однако качество экспертной оценки существенно зависит от квалификации и качества работы приглашенных экспертов.

Более надежный путь — педагогический эксперимент, в ходе которого электронные учебные материалы используют для подготовки группы обучаемых. Если эксперимент достаточно полно воспроизводит условия будущего использования электронных учебных материалов, он может дать полную и достоверную информацию о сильных и слабых сторонах разработанного программного продукта.

Оценка разработанных учебных материалов с рекомендациями по ее доработке и/или особенностям использования служит основанием для подготовки рабочей (итоговой) версии продукта.

Вариант вопросника для специалиста-предметника

 

Да

Нет

Содержание учебного материала точно (вся фактическая информация и иллюстративный материал не содержат ошибок)

Замечания _______________________________________

 

 

Учебный материал полон (исчерпывающе покрывает изучаемую область)

Замечания _______________________________________

 

 

Содержание учебного материала современно (нет элементов, которые не отвечают современным требованиям)

Замечания _______________________________________

 

 

Производственная деятельность обучаемых улучшится, если они освоят предложенный материал

Замечания _______________________________________

 

 

Оценка корректности и эффективности предполагает организацию двух основных видов проверки разработанных материалов:

·       экспертиза;

·       эксперимент.

Проверка на корректность осуществляется, прежде всего, путем экспертной оценки, где экспертам предстоит ответить на вопросы о характере поставленных целей и адекватности выбранных для реализации этих целей способов и ресурсах.

Проверка на эффективность осуществляется как путем экспертизы, так и путем экспериментальной проверки. Главная задача, на которую нужно ответить здесь – соответствие запланированных и реально получаемых результатов.

Проверку проводят с группой от 6 до 15 человек, которые работают с учебным материалом  при минимальном участии разработчика (оценщика).

В ходе проверки на группе разработчика интересует:

·       как сделать разработанный материал более действенным,

·       как повысить эффективность работы обучаемых (сократить время работы при достижении заданного уровня исполнения),

·       как сделать обучающую программу более привлекательной для ее будущих потребителей (обучаемых и педагогов).

При проведении оценки в группе обучаемых используют контрольные задания (тесты) для проверки «начальных» и «итоговых» навыков/знаний. К начальным относят знания и навыки, которые предполагаются известными к начала обучения.

Уровень владения начальными знаниями/навыками (начальный уровень) проверяют до начала работы с обучающей программой..

Проверку итоговых знаний/навыков (итоговый уровень) используют для оценки результативности. Обучаемые выполняют контрольное задание, как правило,  дважды: перед началом обучения (претест) и после работы с образовательным продуктом (посттест). Различие в результатах претеста и посттеста позволяет судить о результативности обучения.

Проверяя эффективность работы обучающей программы в группе испытуемых, обычно оценивают время выполнения отдельных занятий и общее время работы. Разработчики могут достоверно оценить, планируемое временя работы с программой и его разброс. Эти данные включают в текст обучающей программы, чтобы дать ориентировку обучаемым по темпу учебной работы.

В ходе проверки, как правило, пытаются оценить привлекательность образовательного продукта. С этой целью в итоговый вопросник включаются вопросы типа:

·       Чем Вам понравилась работа с обучающей программой  (по сравнению с другими учебными материалами)?

·       Какие элементы учебной работы показались Вам скучными (непривлекательными)?

·       Насколько Вам нравится стиль подачи материала (голос диктора, манера ведущего на видеофрагменте)?

·       Хочется ли Вам больше узнать о предмете после того, как Вы изучили его с помощью учебных материалов?

Примеры вопросов для проверки на группе испытуемых

Область вопросов

Варианты общих вопросов

Подготовка обучаемых

-        Что уже знают обучаемые по этой теме?

-        Имеют ли учащиеся знания и навыки, необходимые для изучения данного вопроса?

Работа обучаемых

-        Может ли обучаемый использовать учебные материалы без посторонней помощи?

-        Сколько времени занимает изучение темы?

Проблема внедрения

-        Насколько просто было установить, запустить и использовать учебные материалы?

-        Могут ли преподаватели использовать учебные материалы в рамках  своего учебного расписания/кабинета?

Результаты обучения

-        Какие из целей обучения небыли достигнуты?

-        Какие умения обучаемые не могут использовать на рабочем месте? Почему?

Отношение обучаемых

-        Считают ли обучаемые, что этот материал стоило изучать?

-        Считают ли обучаемые, что они освоили нечто важное?

Отношение преподавателей

-        Будут ли преподаватели использовать КОП?

-        Почему преподаватели не хотят использовать эти учебные материалы

Разрабатывать такого рода процедуры оценки – задача разработчика.

6. Время и место консультаций по работе /проекту.

Консультации проводятся еженедельно в соответствии с графиком консультаций преподавателя.

Техническая и технологическая поддержка самостоятельной работы осуществляется сотрудниками Отдела ЦОР и педпроектирования в часы самоподготовок в специализированных кабинетах Отдела.

7. Примерная тематика творческих проектов

По химии:

1) Фундаментальные химические законы;

2) Открытия Российских ученых-химиков XIX века;

3) Нобелевские лауреаты по химии;

4) Взаимное влияние атомов в молекулах. Электронные эффекты;

5) Электрохимические процессы;

6) Электролиз;

7) Синтез белка;

8) Синтез липидов;

9) Синтез углеводов;

10) Кинетика химических реакций.

По биологии, экологии, географии:

1) Животный мир Дальнего Востока

2) Растительный мир Дальнего Востока

3) Обитатели морей и рек Дальнего Востока

4) Птицы Дальневосточной тайги

5) Природные зоны Дальнего Востока

6) Климатические зоны Дальнего Востока

7) Полезные ископаемые Дальнего Востока

8) Экология реки Амур

9) Лекарственные растения Уссурийской тайги

10) Представители Дальневосточной флоры и фауны, занесенные в Красную книгу

По истории, обществознанию:

1) История освоения Дальнего Востока

2) Древние поселения на территории Дальнего Востока

3) Коренные народы Дальнего Востока

4) История и культура народов Дальнего Востока

5) Исторические памятники Хабаровска

6) Дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны

7) Военные действия Второй Мировой войны на Востоке

8) Проблемы демографии на Дальнем Востоке

9) История территориальных споров между Россией и Японией

10) История территориальных споров между Россией и Китаем

По русскому языку, литературе, культурологии:

1) Орфография;

2) Части речи;

3) Синтаксис сложного предложения;

4) Перевод прямой речи в косвенную;

5) Творчество писателей Дальнего Востока;

6) Сказки коренных народов Дальнего Востока;

7) Родные языки коренных народов Дальнего Востока;

8) Традиции, обычаи, обряды коренных народов Дальнего Востока;

9) Национальные костюмы, народные промыслы коренных народов Дальнего Востока

 


8. Циклограмма проведения работ по проекту.

Творческий проект

Определение темы ЭУМ

 

Предварительное планирование

 

Проектирование

 

Разработка

 

Презен-тация

Этапы деятельности

Консультации с преподавателем, определение темы для разработки ЭУМ, постановка проблемы

Определение способа выполнения проекта (индивидуально или в группе), формирование рабочей группы

Планирование деятельности по реализации проекта

Анализ целевой аудитории, формулирование целей обучения с помощью ЭУМ

Определение системы обучения, условий обучения, состава средств обучения

Сбор материалов, предварительная обработка

Разработка методического описания, педагогических сценариев

Разработка технологического описания, технологических сценариев, выбор технологии

Подготовка продукта

Выбор формы презентации, подготовка презентации.

Защита проекта в форме презентации

Самооценка, самоанализ, внешняя оценка

Доработка, апробация, использование в учебном процессе

Структурирование материала

Изготовление ЭУМ

Оформление продукта, подготовка документации

Циклограмма курсового проекта

Модуль первый

Модуль второй

Модуль третий

Защита

После завершения курса

1-2-я  недели

3-я неделя

4-я неделя

5-я неделя

6-я неделя

7-8 -я недели

8-9-я недели

10-18 недели

 


 



[1] Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006. – С. 103

 

[2] Там же. – С. 103-104