ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра информатики и ИТ

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному курсу: «Педагогическое проектирование электронных учебных материалов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФОЛИО

 

Курс рассчитан

1. На студентов старших курсов педагогических специальностей, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История

2. Магистрантов и аспирантов педагогических специальностей, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007

 

 

ПОРТФОЛИО

 

Общие положения

Портфолио одна из наиболее широко распространенных технологий оценивания работы слушателей, наилучшим образом соответствующая учебным задачам данного спецкурса.

Портфолио – это коллекция выполненных работ за период обучения в рамках курса, которую рекомендуется рассматривать с точки зрения прогресса слушателя. В состав портфолио могут входить разноплановые материалы: домашние работы, результаты тестирования, выполненные учебные задания, дополнительные материалы к индивидуальному творческому заданию (иллюстрации, видео, аудиофрагменты, черновые наброски, фрагменты содержания ЭУМ и пр.). Кроме того, содержание портфолио должно отражать ход освоения слушателем программы учебного курса. Это означает, что должны существовать обязательные разделы (лекции, семинары, методические рекомендации и пр.), которые должны быть в обязательном порядке отражены в портфолио.

Успешная работа с портфолио возможна лишь в том случае, если определены:

Ø     цель создания портфолио;

Ø     критерии и методы отбора материала для портфолио;

Ø     даты и сроки выполнения работ;

Ø     критерии оценки либо портфолио в целом, либо его составляющих.

Технологии оценивания портфолио имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести системный подход, возможность увидеть работу слушателя в динамике и оценить разнообразные умения и навыки. Недостатки технологии выражаются в следующем: нельзя гарантировать, что работа выполнена слушателем самостоятельно, требуется регулярная проверка преподавателем, сложно заранее предусмотреть четкие критерии оценки всех размещаемых в портфолио работ слушателей.

Портфолио может быть полезно:

Ø     как инструмент, используемый при обсуждении результатов обучения с однокурсниками, преподавателями;

Ø     как возможность для рефлексии слушателями собственной работы;

Ø     как документ, в котором отражено развитие слушателя, его системы отношений и результаты его самовыражения;

Ø     как демонстрация стилей обучения, свойственных слушателю, сторон его интеллекта;

Ø     как возможность для слушателей самим определять содержимое портфолио;

Ø     как возможность рефлексии собственных изменений;

Ø     как возможность установить связи между предыдущим и новым знанием.

 

Структура портфолио

Структура портфолио, а также критерии оценивания учебных достижений слушателей должны быть обсуждены в начале изучения курса совместно со слушателями, этому посвящено практическое занятие №1 в первом модуле курса. Необходимо учесть их пожелания. Тем не менее, рекомендуется включить в портфолио две составляющие: обязательную и индивидуальную.

Обязательная составляющая должна включать все выполненные учебные задания и домашние работы слушателей, а также анализ учебных занятий с элементами рефлексии и самооценки приобретенного опыта. При этом рекомендуется рефлексию и саморефлексию размещать в «Журнале заметок», который реализуется по технологии Живого Журнала (блогов). Живой Журнал позволяет вести личные записи, напоминающие дневник с добавлением аннотированных ссылок на другие ресурсы, размещенные в сети, что как раз позволит слушателям ссылаться на материалы своего портфолио.

            Для данного курса использование Живого Журнала обусловлено следующими соображениями:

Ø     Возможность для педагогических дискуссий открытого или закрытого типа;

Ø     Возможность для консультаций и получения дополнительных знаний;

Ø     Площадка для проведения коллективного обсуждения;

Ø     Возможность добавления комментария к записи любого участника сетевого сообщества;

Ø     Возможность для преподавателя контролировать работу слушателей;

Ø     Возможность слушателей знакомиться с результатами работы и размышлениями коллег;

Ø     Возможность для преподавателя делать объявления и сообщения сразу всем слушателям;

Ø     Возможность познакомить и приобщить слушателей курса к работе с новыми информационными сетевыми сервисами.

В обязательную часть портфолио должны быть включены следующие материалы:

1. Выполненные домашние задания, доклады к семинарам, учебные задания.

2. Заявка на выполнение творческого проекта: первоначальный замысел, уточненный замысел и окончательный вариант. Заявку предлагается оформить в виде таблицы:

Характеристики проекта

Первоначальный замысел (заполняется не позднее 2-й учебной недели)

Уточненный замысел (заполняется после завершения этапа проектирования)

Окончательный вариант (заполняется перед защитой проекта)

Тема проекта

 

 

 

Тип ЭУМ

 

 

 

Состав ЭУМ

 

 

 

Объем (охват) учебного материала

 

 

 

Категория пользователей

 

 

 

Цель разработки

 

 

 

Технология

 

 

 

3. Результаты предварительного планирования: анализ целевой аудитории, системы средств обучения, формулирование целей обучения, в соответствии с таблицей:

Выполняемый шаг

Ключевой вопрос

Результат

1. Оценка необходимости организации обучения

Можно ли действительно решать возникшую проблему с помощью обучения?

Перечень целей создания учебных материалов как части более широкой задачи. Решение о создании электронных учебных материалов

2. Выбор системы средств обучения

Можно ли решить эту проблему с помощью электронных учебных материалов? Какие еще учебные и методические материалы нужны?

Описание контингента обучаемых
Описание организационных условий обучения
План создания комплекта учебных материалов

3. Описание учебных задач и уточнение целей обучения

Чего в действительности надо достичь с помощью обучения?

Комплект материалов анализа целей и условий обучения. Иерархия целей обучения и их операционализация

4. Разработка методического описания ЭУМ и педагогических сценариев занятий с использованием ЭУМ

5. Разработка технологического описания и технологических сценариев фрагментов и/или объектов ЭУМ

6. Выполненный проект (см. рекомендации к выполнению творческого проекта)

Все выполненные слушателями работы оцениваются. Вариант оценочного листа, критерии и шкала оценивания приведены в приложении.

В индивидуальную часть портфолио слушатели размещают рабочие материалы по своему усмотрению различного формата: дополнительные материалы к проекту, тексты, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, эскизы, черновики и пр. При этом слушатели сами решают, какую часть из этих материалов представить для общего обозрения и коллективного обсуждения, а также для оценивания.

Приложение

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (оценка выполненных работ)[1]

Ф.И.О.

слушателя

Тема представленной работы

Дата предоставления работы

Дата выставления оценки

Оценка

 

 

 

 

 

Комментарии к оценке

 

Достижение планируемых результатов обучения  (результативность)

                                                                                                               A     B      C     D     E     35%

Комментарии:
______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Корректность разработанных учебных материалов                        A     B       C     D     E     25%

Комментарии:

_____________________________________________________________________________

 

Качество разработки, самостоятельность работы                          A     B       C     D     E     10 %

Комментарии:
_____________________________________________________________________________

 

Практическая значимость работы                                                    A     B       C     D     E     20%

Комментарии:

_____________________________________________________________________________

 

Организация, структура  работы                                                      A     B     C     D     E         5%

Комментарии:

_____________________________________________________________________________

 

Общие умения и навыки                                                                   A     B     C     D     E         5%

(оформление, грамотность и т.д.)

Комментарии:

_____________________________________________________________________________

 

 

Дополнительные комментарии:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

КРИТЕРИИ И ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

 

 

Все работы слушателей оцениваются по единой системе. Каждый слушатель должен представить все предусмотренные учебным планом письменные работы. Каждая работа оценивается отдельно, и никакие «замены» не допускаются. Для того, чтобы работа была зачтена, ее оценка должна быть не ниже “C” (50%).

 

Оценка: A                                          (Отлично) (70% и более)

 

·        Аналитичность стиля и подхода, критичность представлений и интерпретаций

·        Тщательно продуманный отбор данных и источников, квалифицированные ссылки на использованную литературу

·        Всестороннее  раскрытие поставленных целей и задач, полное соответствие теме

·        Ясная постановка и успешное достижение целей

·        Логическая связность и цельность работы, ясные и хорошо обоснованные выводы

·        Работа написана абсолютно грамотным и правильным языком

 

Оценка В                                           (Хорошо) (60-69%)

 

·      Стиль и подход – объяснительные с  элементами критической интерпретации

·      Данные и источники подобраны хорошо, факты используются правильно

·      Цели и задачи вполне раскрыты, работа в основном соответствует теме

·      Цели  ясны, реалистичны и адекватны теме

·      Работа достаточно связная и цельная, последовательно обосновывает предлагаемый вывод

·      Текст написан грамотным и адекватным языком, ошибок очень немного

 

Оценка С                                          (Удовлетворительно) (50-59%)

 

·      Достаточное понимание материала, поверхностных или неадекватных суждений не много

·      Стиль скорее описательный или рекомендательный, чем аналитический

·      Источниковая база более или менее достаточна

·      Видно стремление автора к целостности работы и обоснованности выводов

·      Случаи неадекватного использования языка редки

 

Оценка D                                           (Неудовлетворительно) (40-49 %)

 

·      Недостаточное понимание фактов и проблем, есть неадекватный материал

·      Литература подобрана плохо, самостоятельность недостаточна

·      По объему или по качеству работа не соответствует магистерскому уровню

·      Цели реалистичны, но несколько ограничены

·      Отдельные части связаны между собой, но в логическое целое с ясными выводами не складываются

·      Отдельные места изложены совершенно неадекватным языком

 

Оценка Е                                           (Очень плохо) (меньше чем 40 %)

 

·      Изложение материала совершенно не соответствует требованиям, плохое знание предмета, тема не раскрыта

·      Использованы неадекватные или несоответствующие теме источники

·      Цели поставлены неквалифицированно, они неадекватны, /или/ нереалистичны, и /или/ не достигнуты

·      Отдельные части не складываются в единое целое и не приводят к предлагаемым выводам

·      Работа изложена неадекватным и неграмотным языком

 

Критерии оценивания

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

A

Работа полностью отвечает целям/задачам обучения по данному курсу

 

B

Работа в основном отвечает целям/задачам обучения по данному курсу

 

C

Работа отвечает отдельным целям/задачам обучения по данному курсу, однако имеет серьезные недостатки в отношении остальных целей/задач

 

D

Работа не отвечает большинству или всем целям/задачам обучения по данному курсу

 

E

Работа совершенно не соответствует/противоречит целям данного курса; и/или не достигла их.

РАССУЖДЕНИЯ И АНАЛИЗ

A

Самостоятельное и оригинальное осмысление материала; ясное и убедительное рассуждение; мощный и убедительный анализ

 

B

Четкость логики и анализа, некоторая оригинальность в осмыслении материала, в целом  работа хорошо аргументирована и убедительна

 

C

Удовлетворительные построение и анализ при отсутствии оригинальности или критического осмысления материала

 

D

Логика слабая, оригинальность отсутствует и или материал недостаточно критически осмыслен

 

E

Логика крайне слабая, отсутствует или не адекватна выбранной теме.

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

A

Умелая организация материала; использован широкий круг адекватных и последних по времени публикаций; тщательный отобраны данные и источники.

 

B

Использовано достаточное  количество адекватных и современных данных и источников, материал разумно отобран.

 

C

Использовано удовлетворительное  количество адекватных и современных данных и источников; их применение не всегда адекватно.

 

D

Источники и ссылки используются недостаточно, неадекватно или неубедительно.

 

E

Подбор и использование данных и источников  неудовлетворительны.

ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕЙ К ПРАКТИКЕ

A

Обоснованное и оригинальное применение теоретических  идей к анализу практического опыта, фактов и проблем, разработка учебных материалов.

 

B

Достаточное применение теоретических  идей к анализу сложившейся ситуации и проектированию будущей деятельности.

 

C

Удовлетворительное применение теоретических  идей к анализу сложившейся ситуации и проектированию будущей деятельности.

 

D

Слабое применение теоретических  идей к анализу сложившейся ситуации и проектированию будущей деятельности.

 

E

Теоретические  идеи применяются неадекватно, неверно или вовсе не применяются..

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА

A

Работа построена ясно, логично, оригинально и убедительно; удобна для чтения.

 

B

В целом работа организована хорошо, отдельные части соединяются в единое целое и приводят к обоснованному заключению.

 

C

Отдельные части работы связаны между собой, но не объединяются в единое целое, выводы не всегда ясны; текст местами не удобен для чтения.

 

D

Работа неудобна для чтения, отдельные ее части не связываются в единое целое, выводы и заключения не понятны и плохо  связаны с текстом

 

E

Отдельные части работы разрозненны, никак  не связаны между собой, выводов и заключений нет

ОБЩИЕ УМЕНИЯ

A

Проявлено абсолютно уместное и точное применение широкого спектра общих умений, предусмотренных данным курсом и заданием.

 

B

Проявлено владение достаточно широким спектром соответствующих умений

 

C

Проявлено владение удовлетворительным спектром соответствующих умений

 

D

Использованы отдельные общие умения; они применяются слабо или неадекватно.

 

E

Работа показывает недостаточную компетентность автора в области общих умений;  крайне слабая работа

 

 

Примечание 1:  Все вышесказанное относится,  прежде всего, к оцениванию работы преподавателем, однако может быть использовано и слушателями в качестве рекомендаций при выполнении работы.

 

Примечание 2:  В приведенных выше критериях словами “уместный” или “адекватный” обозначается соответствие стиля и языка работы академическим требованиям, а слова “неверный”, “неправильный” – относятся к орфографическим, грамматическим, синтаксическим и стилистическим ошибкам, а также ошибкам в употреблении терминов.

 

 

 

 

 



[1] В основу приведенных оценочных листов и критериев оценивания положены материалы, используемые при работе со слушателями Московской Высшей Школы Социально-экономических наук.