ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра информатики и ИТ

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному курсу: Педагогическое проектирование электронных учебных материалов

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по модулю «Технология создания ЭУМ» 

 

Курс рассчитан

1. На студентов старших курсов педагогических специальностей, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История

Курс  обучения                                         4 (рекомендуется

Семестр                                                      8 (рекомендуется)

2. Магистрантов и аспирантов педагогических специальностей, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08

 

Всего часов по учебному плану:        64, в том числе 32 аудиторных

В том числе по формам обучения:               очная

            - практикум                                    32

                        - самостоятельная работа         32

Формы итогового контроля знаний:

- портфолио

- зачет по курсу                

 

 

 

 

Хабаровск

2007


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по модулю:

4.1. Практикум

4.2. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Основной целью данного модуля является содействие становлению специальной профессиональной компетентности слушателей в области педагогического проектирования на основе овладения содержанием модуля, направленного на обучение студентов-старшекурсников и аспирантов педвуза навыкам самостоятельного проектирования и реализации мультимедийных электронных учебных материалов с помощью специализированного программного обеспечения.

Задачи учебного модуля

·       Сформировать практические навыки использования технологий мультимедиа, гипртекстовых, гипермедиа;

·       Сформировать практические навыки работы со специализированным программным обеспечением для реализации ЭУМ

Инновационность модуля

Инновационность содержания УММ обусловлена специализированной подготовкой слушателей в области педагогического проектирования ЭУМ, что, в свою очередь, определяет инновационность целей данного модуля. Данный модуль направлен на формирование компетентностей, необходимых при выполнении определенного этапа педпроектирования: реализация и технология создания ЭУМ.

В качестве инновационных методов обучения следует выделить сочетание индивидуальных и групповых методов обучения. Обучение осуществляется на основе реализации личностно-значимых, практико-ориентированных творческих проектов. В данном модуле предполагается осуществление этапа реализации ЭУМ, а, следовательно, слушатели выступают в роли дизайнера, разработчика, программиста, выполняя все присущие на данном этапе функции.

Основными средствами оценивания результатов обучения в данном модуле является портфолио, творческое задание.

В качестве средств обучения используются техническое и программное обеспечение лаборатории ЦОР и педагогического проектирования.

 

2. Требования к уровню освоения учебного модуля

По решению Совета университета спецкурс, в рамках которого реализуется данный модуль, может быть реализован в блоке ОПД за счет вузовского или регионального компонента.

Содержание модуля носит надпредметный характер и предназначен для студентов-старшекурсников и аспирантов, обучающихся по педагогическим специальностям, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История;

В качестве целевой аудитории могут выступать магистранты и аспиранты, обучающиеся по педагогическим специальностям, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08.

Модуль направлен на формирование профессиональных компетентностей в области педагогического проектирования:

Профессиональные требования и функции

1.          Обеспечивать эффективную коммуникацию в визуальной, устной и письменной форме (базовые требования).

2.          Применять новые теории и результаты последних исследований в практике педагогического проектирования (требования более высокого уровня)

3.          Повышать квалификацию, совершенствовать навыки в области педагогического проектирования и по смежным направлениям (базовые требования).

4.          Выявлять и разрешать этические и правовые проблемы, возникающие в процессе педпроектирования (требования более высокого уровня).

Планирование и анализ

5.          Проводить анализ потребностей (базовые требования)

6.          Отбирать и применять различные приемы для определения педагогического содержания (базовые требования)

7.          Анализировать характеристики обучающей среды (базовые требования)

8.          Анализировать характеристики существующих и разрабатываемых технологий, а также возможностей их применения в обучающей среде (базовые требования)

9.          Продумывать элементы ситуации до окончательного принятия решений и стратегий в области педпроектирования (базовые требования)

Дизайн и разработка

10.       Отбирать, модифицировать или создавать модели дизайна и разработки для данного проекта (требования более высокого уровня)

11.       Отбирать и применять различные приемы для определения педагогического содержания и стратегий и выстраивать соответствующие последовательности (базовые требования)

12.       Отбирать или модифицировать существующие педагогические материалы (базовые требования)

13.       Разрабатывать педагогические материалы (базовые требования)

14.       Оценивать эффективность преподавания и его влияния (базовые требования)

15.       Способствовать сотрудничеству, партнерству и взаимодействию между участниками в педагогическом проекте (требования более высокого уровня)

16.       Обеспечивать эффективную реализацию педагогических программ и продукции (базовые требования)

В логике традиционного подхода в результате изучения данного модуля слушатели должны

Знать:

-        основы работы со специализированным программным обеспечением;

Уметь:

-        создавать ЭУМ линейной и нелинейной структуры с использованием информационных объектов различного формата;

-        создавать гипертекстовые ЭУМ на основе Word, Dreamweaver;

-        применять элементы оформления ЭУМ;

-        проектировать средства навигации и реализовывать их;

-        интегрировать объекты различного формата в ЭУМ;

Иметь:

-        опыт разработки мультемедийных материалов учебного назначения, соответствующих содержанию учебного курса и/или отдельного урока;

-        навыки конструирования электронных учебных материалов в специализированных средах или на основе имеющихся электронных библиотек, с использованием специализированных пакетов (редактров);

Основные понятия, формируемые в рамках модуля: мультимедиа, технологии мультимедиа, интерактивность, гипертекстовые технологии, гипермедиа; интерфейс, навигация и ее средства; инструменты для создания ЭУМ, специализированное ПО.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

         

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Лабораторные занятия

24

24

4 часа аудиторн. занятий в неделю

 

 

Семинарские занятия

4

4

 

 

Практические занятия

4

4

 

 

Самостоятельная работа

32

32

 

 

 

         

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

          4.1. Практикум

 

4.1.1. Практические занятия, семинары

 

№ п/п

Наименование занятия

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Проектирование файловой структуры ЭУМ, построение дерева (графа) связей

2

 

 

2

Проектирование пользовательского интерфейса

2

 

 

3

Комплексная экспертная оценка ЭУМ

2

 

 

4

Презентация ЭУМ

2

 

 

 

Всего

8

 

 

 

4.1.2. Лабораторные занятия.

 

№ п/п

Наименование занятия

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Знакомство с программой Dreamweaver 8. Создание Web-страницы.

2

 

 

2

Внутренние и внешние гиперссылки

2

 

 

3

Создание фреймовой структуры

4

 

 

4

Создание html-страниц с помощью табличного шаблона

6

 

 

5

Размещение мультимедийных объектов. Интерактивные элементы

4

 

 

6

Создание тестов с помощью Macromedia CourseBuilder

4

 

 

7

Запись ЭУМ на диск

2

 

 

 

Всего

24

 

 

 

 

4.1.3. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Занятие, на котором выдается задание

Время на выполнение

1

Изучение литературы, теоретических и справочных материалов по темам занятий

На каждом занятии

4 часа

2.

Формирование портфолио, работа с «Журналом записей»

На каждом занятии

4 часа

3.

Предварительная подготовка к практическим и лабораторным занятиям

По графику учебного процесса

8 часов

4.

Выполнение творческого проекта: разработка ЭУМ

 

16 часов

4.1

Разработка файловой структуры ЭУМ

ПЗ №7

 

4.2

Разработка страницы об авторе ЭУМ

ЛЗ №6

 

4.3

Проектирование макета ЭУМ, создание файла справки, подбор элементов оформления

ПЗ №8

 

4.4

Создание глоссария к ЭУМ

ЛЗ №7

 

4.5

Создание фреймовой структуры ЭУМ, главной страницы, элементов навигации

ЛЗ №8

 

4.6

Создание основных просмотровых последовательностей ЭУМ с использованием табличных шаблонов

ЛЗ №9

 

4.7

Интегрирование мультимедийных объектов в ЭУМ

ЛЗ №10

 

4.8

Интегрирование тестовых заданий в ЭУМ

ЛЗ №11

 

4.9

Подготовка ЭУМ и комплекта документации к комплексной экспертизе

ЛЗ №12

 

4.10

Подготовка презентации ЭУМ

ПЗ №9

 

Всего

32

           

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы по модулю:

Современные технологии разработки электронных образовательных ресурсов: мультимедиа, гипермедиа, гипертекст. Современные программные продукты для разработки программных приложений образовательного характера.

 

6. Литература (основная и дополнительная)

          6.1. Основная.

1)     Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

2)     Ширшов Е. В., Ефимова Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: монография. – М. Университетская книга; Логос, 2006. – 272 с.

3)     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. – 416 с.

4)     Хартон У., Хартон К. Электронное обучение: инструменты и технологии / пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. – 640 с.

5)     Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

6)     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. – 216 с.

7)     Преподавание в сети Интернет: учебное пособие /отв. ред. В. И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.

8)     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

9)     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. - 272 с.

10) Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

11) Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. – 320 с.

 

            6.2. Дополнительная.

1)     Дубаков М. Создание Web-страниц: искусство верстки. – М.: Новое знание, 2004. – 287 с.

2)     Мержевич В. В. Ускорение работы сайта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 384 с.

3)     Леонтьев В. П. Самоучитель мультимедиа. Обработка фотографий, музыки и видео. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 320 с.

4)     Ефремов А. А. Фотография и Photoshop. Секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.

5)     Вэрд Э. Искусство фотоманипуляции. – СПб.: Питер, 2005. – 206 с.

6)     Гультяев А. К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002. – 400 с.

7)     Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006. – 144 с.

8)     Куликова Е. Что умеет делать Macromedia Authorware? // e-Learning World. – № 4 (14). – 2006. – с. 32-37

9)     Куликова Е. Разработка информационных и тестирующих страниц электронного курса в Macromedia Authorware 7.0 // e-Learning World. – № 4 (14). – 2006. – с. 38-43

10) Куликова Е. Создание тренажеров по работе с программным обеспечением в Macromedia Authorware. // e-Learning World. – № 5 (15). – 2006. – с. 40-48

11) Баденков А. Л. Web-дизайн в Dreamweaver 8. Разработка Web-сайтов и Web-страниц. – издательство «Триумф», 2007 г. – 160 стр.

12) Джеймс Л. Молер, Кайл Д. Боуэн. Dreamweaver MX 2004. Руководство Web-дизайнера. – издательство «ЭКСМО», 2006 г. – 352 стр.

13) Нолан Хестер. Создание Web-страниц в Dreamweaver. – издательство «НТ Пресс», 2005 г. – 152 стр.

14) Джозеф В. Ловери. Dreamweaver MX. Библия пользователя. – издательство «Диалектика», 2003 г. – 1296 стр.

15) Токарев С. Самоучитель Macromedia Dreamweaver MX. – СПб.: BHV-Санкт–Петербург, 2003 г. – 544 стр.

 

 

7. Используемые ЦОР, инструменты и ПО

Слушатели выступают в роли дизайнера и разработчика электронных учебных материалов, осуществляя интеграцию отобранного на предыдущих этапах материала и создавая ЭУМ как конечный программный продукт. Для проведения занятий на этом этапе предлагается использовать:

·       Техническое оснащение лаборатории ЦОР и педпроектирования: цифровые фото- и видеокамеры, графические планшеты; мультимедийную проекционную технику; интерактивную доску;

·       Программное обеспечение: офисные программы, входящие в состав Microsoft Office 2003 Professional; графические редакторы Adobe Photoshop CS, Adobe Illustrator CS; MACROMEDIA Studio MX 2004 with Flash Professional, Dreamweaver бесплатное приложение к Dreamweaver CourseBuilder; программы обработки звуковых файлов Sound Forge Audio Studio  8; программы обработки видеофайлов Adobe Premiere Pro 2.0; специализированное ПО для разработки мультимедийных электронных учебников Macromedia Authorware.

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль по результатам выполнения учебных заданий, портфолио, зачет.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Занятия проводятся на базе лаборатории ЦОР и педагогического проектирования, в компьютерных классах, оснащенных мультимедийными компьютерами, комплектом проекционной мультимедийной техники, интерактивной доской, периферийным оборудованием (сканеры, принтеры, цифровые фото- и видеокамеры, графические планшеты и пр.), специализированным программным обеспечением (графические редакторы, офисные программы, программы обработки звука и видео и т.д.). Для организации занятий необходимо наличие локальной вычислительной сети, подключение к Интернет.

Модуль направлен на выполнение этапа технической реализации ЭУМ. Основной акцент при выборе форм и методов обучения сделан на организацию самостоятельной работы слушателей, групповые формы работы. Обучение осуществляется в сотрудничестве. Преподаватель выступает в качестве организатора учебной деятельности, модератора учебных дискуссий, эксперта, консультанта, вдохновителя при снижении мотивации и пр.

Контроль знаний носит системный характер, в основе которого лежит метод портфолио, что позволяет осуществлять отбор и систематизацию результатов всех видов учебной деятельности. Метод портфолио обеспечивает постоянный и поэтапный самоконтроль деятельности слушателей, на основе которого осуществляется проектирование дальнейшей деятельности. При этом преподаватель имеет возможность постоянно отслеживать динамику в обучении каждого слушателя.

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности ______________________________________________

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________      _______________________

подпись                                 фамилия, инициалы

 

 

 



[1] При базовой продолжительности семестра 18 недель.