ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра информатики и ИТ

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному курсу: Педагогическое проектирование электронных учебных материалов

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Проектирование ЭУМ и учебного процесса с их использованием» 

Курс рассчитан

1. На студентов старших курсов педагогических специальностей, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История

Курс  обучения                                         4 (рекомендуется

Семестр                                                      8 (рекомендуется)

2. Магистрантов и аспирантов педагогических специальностей, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08

 

Всего часов по учебному плану:        56, в том числе 28 аудиторных

В том числе по формам обучения:               очная

            - лекции                                           2

- практикум                                   26

                        - самостоятельная работа         28

Формы итогового контроля знаний:

- тест

- зачет по курсу                

 

 

Хабаровск

2007


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по модулю:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Основной целью данного модуля является содействие становлению специальной профессиональной компетентности слушателей в области педагогического проектирования на основе овладения содержанием модуля, направленного на обучение студентов-старшекурсников и аспирантов педвуза навыкам самостоятельного проектирования мультимедийных электронных учебных материалов и образовательного процесса с их использованием.

Задачи учебного модуля

·       дать общее представление о технологиях мультимедиа, гипртекстовых, гипермедиа;

·       Сформировать у слушателей представление о процессе педагогического проектирования как коллективной деятельности, понимание роли и места каждого участника в процессе педагогического проектирования ЭУМ;

·       Научить осуществлять анализ потребностей в разработке ЭУМ, анализ целевой аудитории, целеполагание, отбор содержания, его квантование в соответствии с поставленными целями;

·       Научить осуществлять подбор объектов различного формата (иллюстрации, фотографии, видеофрагменты, анимации и пр.) используя различные информационные источники;

·       Научить слушателей осуществлять описание проектируемых ЭУМ на уровне разработки технических и педагогических сценариев

Инновационность модуля

Инновационность содержания УММ обусловлена специализированной подготовкой слушателей в области педагогического проектирования ЭУМ, что, в свою очередь, определяет инновационность целей данного модуля. Данный модуль направлен на формирование компетентностей, необходимых при выполнении определенного этапа педпроектирования: предварительное планирование и проектирование ЭУМ.

В качестве инновационных методов обучения следует выделить сочетание индивидуальных и групповых методов обучения. Семинары проводятся в форме учебных дискуссий с элементами деловой игры. Обучение осуществляется на основе реализации личностно-значимых, практико-ориентированных творческих проектов. В данном модуле предполагается осуществление этапа предварительного планирования и проектирования ЭУМ, а, следовательно, слушатели выступают в роли автора, методиста, выполняя все присущие на данном этапе функции.

Основными средствами оценивания результатов обучения в данном модуле является портфолио, творческое задание.

В качестве средств обучения используются многочисленные ЦОР и разработки проекта ИСО по различным предметным областям, техническое и программное обеспечение лаборатории ЦОР и педагогического проектирования.

 

2. Требования к уровню освоения учебного модуля

По решению Совета университета спецкурс, в рамках которого реализуется данный модуль, может быть реализован в блоке ОПД за счет вузовского или регионального компонента.

Содержание модуля носит надпредметный характер и предназначен для студентов-старшекурсников и аспирантов, обучающихся по педагогическим специальностям, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История;

В качестве целевой аудитории могут выступать магистранты и аспиранты, обучающиеся по педагогическим специальностям, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08.

Модуль направлен на формирование профессиональных компетентностей в области педагогического проектирования:

Профессиональные требования и функции

1.     Обеспечивать эффективную коммуникацию в визуальной, устной и письменной форме (базовые требования).

2.     Применять новые теории и результаты последних исследований в практике педагогического проектирования (требования более высокого уровня)

3.     Повышать квалификацию, совершенствовать навыки в области педагогического проектирования и по смежным направлениям (базовые требования).

4.     Выявлять и разрешать этические и правовые проблемы, возникающие в процессе педпроектирования (требования более высокого уровня).

Планирование и анализ

5.     Проводить анализ потребностей (базовые требования)

6.     Разрабатывать учебный план или программу (базовые требования)

7.     Отбирать и применять различные приемы для определения педагогического содержания (базовые требования)

8.     Идентифицировать и описывать характеристики целевой аудитории (базовые требования)

9.     Анализировать характеристики обучающей среды (базовые требования)

10.  Анализировать характеристики существующих и разрабатываемых технологий, а также возможностей их применения в обучающей среде (базовые требования)

11.  Продумывать элементы ситуации до окончательного принятия решений и стратегий в области педпроектирования (базовые требования)

Дизайн и разработка

12.  Отбирать, модифицировать или создавать модели дизайна и разработки для данного проекта (требования более высокого уровня)

13.  Отбирать и применять различные приемы для определения педагогического содержания и стратегий и выстраивать соответствующие последовательности (базовые требования)

14.  Отбирать или модифицировать существующие педагогические материалы (базовые требования)

15.  Разрабатывать педагогические материалы (базовые требования)

16.  Разрабатывать педагогические методические рекомендации, которые отражают понимание многообразия учащихся и групп учащихся (базовые требования)

17.  Оценивать эффективность преподавания и его влияния (базовые требования)

18.  Способствовать сотрудничеству, партнерству и взаимодействию между участниками в педагогическом проекте (требования более высокого уровня)

В логике традиционного подхода в результате изучения данного модуля слушатели должны

Знать:

-        основные дидактические, психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в учебном процессе;

-        основные процедуры создания эффективных учебных материалов и уметь применять их для собственных разработок;

-        какие электронные обучающие ресурсы и ИКТ существуют в соответствующей предметной области и уметь отбирать необходимые материалы и/или их фрагменты, интегрировать и дополнять их в соответствии с учебными задачами урока по своему предмету;

Уметь:

-        использовать современные цифровые периферийные устройства для создания и обработки информации учебного назначения различного типа (звуковой, графической, видео);

-        разрабатывать дизайн аудиовизуальных средств обучения;

-        разрабатывать вспомогательные материалы и документацию для учебного курса;

-        отбирать средства обучения, проектировать и создавать новые средства.

Основные понятия, формируемые в рамках модуля: мультимедиа, технологии мультимедиа, интерактивность, гипертекстовые технологии, гипермедиа; интерфейс, навигация и ее средства; структура и компоненты ЭУМ; педагогический и технологический сценарий ЭУМ.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

         

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

4 часа аудиторн. занятий в неделю

 

 

Лабораторные занятия

14

14

 

 

Семинарские занятия

4

4

 

 

Практические занятия

8

8

 

 

Самостоятельная работа

28

28

 

 

 

         

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

 

          4.1. Лекционные занятия

 

№ п/п

Тема лекции

 

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Технологии разработки ЭОР: мультимедиа, гипертекст, гипермедиа. Обзор инструментов разработки ЭОР

2

 

 

 

Всего

2

 

 

          4.2. Практикум

 

4.2.1. Практические занятия, семинары

 

№ п/п

Наименование занятия

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Стратегии обучения: анализ целевой аудитории, постановка целей и задач разработки ЭУМ, ожидаемые результаты (семинар)

2

 

 

2

Отбор содержания и дополнительных материалов для разрабатываемых ЭУМ, источники информации, авторское право

(практическое занятие)

2

 

 

3

Реализация принципов дидактики в ЭУМ (семинар)

2

 

 

4

Проектирование ЭУМ. Разработка педагогических сценариев ЭУМ, выбор форм и методов обучения (практическое занятие)

4

 

 

5

Проектирование ЭУМ, разработка технологического сценария ЭУМ (практическое занятие)

2

 

 

 

Всего

12

 

 

 

4.2.2. Лабораторные занятия.

 

№ п/п

Наименование занятия

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Подготовка исходных графических объектов для размещения в ЭУМ

2

 

 

2

Подготовка логотипа, обложки для CD/DVD

4

 

 

3

Подготовка звуковых фрагментов для ЭУМ

2

 

 

4

Подготовка видеофрагментов для ЭУМ

2

 

 

5

Оформление ЭУМ на основе использования технологий
Macromedia Flash

4

 

 

 

Всего

14

 

 

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Занятие, на котором выдается задание

Время на выполнение

1

Изучение литературы, теоретических и справочных материалов по темам занятий

На каждом занятии

4 часа

2.

Формирование портфолио, работа с «Журналом записей»

На каждом занятии

4 часа

3.

Подготовка докладов к семинарским занятиям

По графику учебного процесса

4 часа (2 семинара)

4.

Выполнение творческого проекта: разработка ЭУМ

 

 

4.1

Анализ целевой аудитории, постановка целей и задач разработки ЭУМ, формулировка ожидаемых результатов

СЗ №3

2 часа

4.2

Подбор содержания и дополнительных материалов к ЭУМ

ПЗ №4

2 часа

4.3

Обработка графических иллюстраций к ЭУМ

ЛЗ №1-2

2 часа

4.4

Разработка педагогических сценариев ЭУМ, выбор форм и методов обучения

ПЗ №5

2 часа

4.5

Обработка и подготовка аудиофрагментов для ЭУМ

ЛЗ №3

2 часа

4.6

Обработка и подготовка видиофрагментов для ЭУМ

ЛЗ №4

2 часа

4.7

Разработка технологического сценария ЭУМ

ПЗ №6

2 часа

4.8

Создание анимированной интерактивной заставки к ЭУМ

ЛЗ №5

2 часа

Всего

28

           

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы по модулю:

Обзор основных принципов педагогического проектирования, планирование ожидаемых результатов обучения, постановка целей, задач и выбор стратегий и моделей педагогического проектирования, мотивация, стимулирование познавательной деятельности, самоорганизация учащихся средствами ИКТ. Проблемный и ситуационный анализ в педагогическом проектировании. Принципы наглядности в обучении, мультимедиа в образовании. Программные средства для работы с информацией различного типа (аудио, видео, графической, текстовой). Использование цифровых фото и видеокамер, звукозаписывающих устройств, сканеров. Проектирование, разработка и отбор компонентов и образов для ЭУМ. Интернет-технологии в образовании. Основы Интенет-технологий, дидактические свойства и функции  Интернет-приложений; использование Интернет в учебном процессе; возможности Интернет для самообразования и исследовательской деятельности; образовательные ресурсы Интернет. Внедрение ЭУМ в образовательный процесс. Планирование учебного процесса. Формирование учебно-методического комплекса на основе созданного ЭУМ; инструкции и руководства для учителя и учащихся; информационные материалы; обновление ЭУМ. Планирование уроков с использованием ИКТ и ЭУМ; составление инновационных учебных планов и программ, коррекция планов и программ в зависимости от типа внедряемого ЭУМ.

 

6. Литература (основная и дополнительная)

          6.1. Основная.

1)     Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

2)     Ширшов Е. В., Ефимова Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: монография. – М. Университетская книга; Логос, 2006. – 272 с.

3)     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. – 416 с.

4)     Хартон У., Хартон К. Электронное обучение: инструменты и технологии / пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. – 640 с.

5)     Полат Е. С., Моисеева М. В. Дистанционное обучение. – Владос, 1998.

6)     Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

7)     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. – 216 с.

8)     Преподавание в сети Интернет: учебное пособие /отв. ред. В. И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.

9)     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

10) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. - 272 с.

11) Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

12) Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. – 320 с.

 

            6.2. Дополнительная.

1)     Ульрих К. Macromedia Flash MX для Windows и Macintosh: пер. с англ. – М.: ДМК Пресс, 2003. – 704 с.

2)     Гурский Д. А. Flash MX 2004 и ActionScript 2.0: обучение на примерах / Д. А. Гурский, Ю. А. Гурский. – М.: Новое знание, 2004. – 446 с.

3)     Леонтьев В. П. Самоучитель мультимедиа. Обработка фотографий, музыки и видео. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 320 с.

4)     Ефремов А. А. Фотография и Photoshop. Секреты мастерства. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.

5)     Вэрд Э. Искусство фотоманипуляции. – СПб.: Питер, 2005. – 206 с.

6)     Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006. – 144 с.

7)     Патаркин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю/ Е. Д. Патаркин – 2-е изд., испр. – М.: Интуит.ру, 2007. – 64 с.

8)     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

9)     Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания: учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 40 с.

10) Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. // ido.rudn.ru/Open

11) Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.// ido.rudn.ru/nfpk/ikt

12) Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open

 

7. Используемые ЦОР, инструменты и ПО

Слушатели выступают в роли методиста и проектировщика электронных учебных материалов, осуществляя отбор материала и создавая коллекции объектов и образов для ЭУМ. Для проведения занятий на этом этапе предлагается использовать:

·       Ресурсы единой коллекции ЦОР: school-collection.edu.ru;

·       Ресурсы Интернета;

·       Комплекты ЦОР по предметным областям;

·       Техническое оснащение лаборатории ЦОР и педпроектирования: цифровые фото- и видеокамеры, графические планшеты; мультимедийная проекционная техника; интерактивная доска;

·       Программное обеспечение: офисные программы, входящие в состав Microsoft Office 2003 Professional; графические редакторы Adobe Photoshop CS, Adobe Illustrator CS; программы обработки звуковых файлов Sound Forge Audio Studio  8; программы обработки видеофайлов Adobe Premiere Pro 2.0.

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль по результатам выполнения учебных заданий, портфолио, тест.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Занятия проводятся на базе лаборатории ЦОР и педагогического проектирования, в компьютерных классах, оснащенных мультимедийными компьютерами, комплектом проекционной мультимедийной техники, интерактивной доской, периферийным оборудованием (сканеры, принтеры, цифровые фото- и видеокамеры, графические планшеты и пр.), специализированным программным обеспечением (графические редакторы, офисные программы, программы обработки звука и видео и т.д.). Для организации занятий необходимо наличие локальной вычислительной сети, подключение к Интернет, а также набор ЦОР и разработок проекта ИСО.

Модуль направлен на выполнение этапа предварительного планирования и проектирования ЭУМ. Основной акцент при выборе форм и методов обучения сделан на организацию самостоятельной работы слушателей, групповые формы работы. Обучение осуществляется в сотрудничестве. Преподаватель выступает в качестве организатора учебной деятельности, модератора учебных дискуссий, эксперта, консультанта, вдохновителя при снижении мотивации и пр.

Контроль знаний носит системный характер, в основе которого лежит метод портфолио, что позволяет осуществлять отбор и систематизацию результатов всех видов учебной деятельности. Метод портфолио обеспечивает постоянный и поэтапный самоконтроль деятельности слушателей, на основе которого осуществляется проектирование дальнейшей деятельности. При этом преподаватель имеет возможность постоянно отслеживать динамику в обучении каждого слушателя.

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности ______________________________________________

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________      _______________________

подпись                                 фамилия, инициалы

 

 

 



[1] При базовой продолжительности семестра 18 недель.