ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра информатики и ИТ

 

Комплект  учебно-методических  материалов к учебному курсу: «Педагогическое проектирование электронных учебных материалов»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заведующий кафедрой

_________ Ф. И.О.

«___» _____________ 200 __ г.

 

 

 

Конспект лекций

Курс рассчитан

1. На студентов старших курсов педагогических специальностей, в частности:

·        032300 – Химия;

·        032400 – Биология;

·        031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·        032600 – История

2. Магистрантов и аспирантов педагогических специальностей, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08

Ведущий лектор:

__________________________________________________

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)

 

Одобрен на заседании кафедры

«___» _________ 200 __ г. протокол № _________

Хабаровск

2007

Модуль 2

Лекция № 2

Тема: Технологии разработки ЭОР: мультимедиа, гипертекст, гипермедиа. Обзор инструментов разработки ЭОР

 

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Новые информационные технологии в образовании;

2. Технологии мультимедиа;

3. Технологии гипертекста и гипермедиа;

4. Обзор инструментальных программных средств для разработки ЭОР.

Краткое содержание лекционного материала

 

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению В.Н. Глушкова (информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда.

Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология - это  информационная технология.

Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения».

Таким образом, появление такого понятия – новая информационная технология (НИТ) – связана с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Рассмотрим, в качестве примера, наиболее полный и последовательный подход к НИТ.

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - важен анализ знаний в предметной области, в третьих, основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Как мы видим,  главное в НИТ – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, что подтверждает и определение: информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.

Педагогическая технология – это «не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Суть этого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена – процесса обучения.

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.

Как мы уже отмечали, в образовании «педагогическая технология» и «информационная технология» – это в определенном смысле синонимы. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии  новой? По нашему мнению нет.

Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще на что-то опирается) на известные (хорошие или не очень) педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяет основным требованиям понятия «технологии».

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об  автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

1)                                 она удовлетворяет основным  принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);

2)                                 она решает задачи, которые ранее в  дидактике не были теоретически и/или практически решены;

3)                                 средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

Обучение и Интернет-технологии

В последние годы мы все чаще слышим сообщения о перспективах использования компьютерной коммуникации для решения задач, стоящих перед системой образования. Действительно, прогресс в области создания высокоскоростных цифровых каналов передачи данных, средств цифрового представления и сжатия видео/аудио информации, единых протоколов работы с видео поразителен. По оценкам Всемирного банка, фактическая стоимость хранения, переработки и передачи информации последние несколько лет уменьшается вдвое каждые полтора года. Эти события происходят не на территории отдельных стран. Они глобальны по своей сущности и охватывают сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион, Североатлантический регион, Евразию, ближний космос. Системы общедоступной глобальной спутниковой связи типа «Иридий» и «ГлобалСтар» уже готовы предоставить каждому жителю планеты глобальную сотовую связь.

Компьютер заметно изменил нашу жизнь. Еще больше изменений произойдет в ближайшее десятилетие благодаря революции в области глобальной цифровой системы связи, распространению мультимедиа, Великому Объединению (слиянию на основе цифрового представления и совместимых протоколов всех средств коммуникации и вещания обработки и хранения данных).

Педагогическое осмысление процессов, связанных с применением новых коммуникационных технологий в образовании, отстает от успехов в области технологии. Педагогическая наука привычно отстает от образовательной практики.

Традиционные и новые информационные технологии

Мы часто слышим, что та или иная технология (учебные телепередачи, интерактивный видео-класс, компьютерные видеоконференции и т.п.) «существует» и может использоваться в процессе обучения, но не всегда ясно, что это практически означает для преподавателя или разработчика соответствующей системы.

Будем говорить, что данная информационная технология является «традиционной», если ее использование в выделенном сообществе является общепринятой нормой, а сама технология на протяжении жизни поколения (25-лет) качественно не изменялась.

Среди отличительных признаков «новой» технологии можно указать такие:

·                    она используется во многих местах, но не везде;

·                    она продолжает качественно изменяется;

·                    ее продолжают осваивать на рабочем месте;

Информационные технологии

Признаки новизны

Примеры

Традиционные

Считаются обычными. Хорошо освоены и используются во всех организациях

Телефон
Пишущая машинка

Новые

Считаются обычными. Осваиваются и используются во многих организациях

Текстовый процессор
Электронная почта

Новейшие

Считаются необычными. Осваиваются и используются в немногих организациях

Mimio (электронная доска)
IP-телефония

Зарождающиеся

Существуют прототипы

Э-Книга (Устройство для чтения. Тексты изданий продаются через Интернет)

Перспективные

Разрабатываются прототипы

???

Таблица 1. Информационные технологии: традиционные, новые и новейшие

Информационная революция продолжается, и мы постоянно слышим о «новейших» технологиях. Для массового сознания они необычны, а их освоение и использование идет в немногих передовых организациях. Отличительная особенность «новейших» технологий не только в том, что они только модны и удобны. Их продвигает экономическая выгода. Отличительная черта новейшей технологии в том, что она быстро дешевеет, быстро распространяется и незаметно превращается в «новую» информационную технологию. Граница между «новыми» и «новейшими» технологиями размыта. Например, можно считать видеоконференции новейшей технологией, хотя найдутся и такие, кто участвовал в них два десятка лет назад. И наоборот, мультимедийные игры появились сравнительно недавно, но сегодня они широко распространены. Для наших целей эти различия не слишком существенны, поэтому будем считать новыми (НИТ) «Новые & Новейшие Информационные Технологии».

Обсуждая информационные технологии, нельзя не упомянуть «зарождающиеся» технологии. Их отличительная особенность – потенциальная эффективность и малая распространенность. Превращение «зарождающихся» технологий в «новейшие» – это процесс не прогнозируемый, а управляемый. Станут ли они действительно массовыми, как это произошло с CD, или окажутся на проселочной дороге НТР (как это случилось с лазерными видеодисками), угадать непросто.

Для полноты картины отметим «перспективные» технологии. Они и принципиально и практически возможны. О них любят говорить журналисты, их стоит иметь в виду, занимаясь стратегическим планированием. Но они не подходят для массового практического использования. Их можно «пощупать» только в лабораториях или на единичных объектах. Разработчики педагогических приложений вынуждены ждать, пока «перспективные» технологии превратятся в «новейшие».

Технологии, которые поддерживают взаимодействие

Рассмотрим технологии, поддерживающие три основных типа взаимодействия. В таблице 2 приведены примеры традиционных ИТ.

 

Вещание

Взаимодействие
в группе

Взаимодействие
в паре

Графика

Газета

Меморандум

Письмо

Звук

Радио

Селекторное совещание

Телефон

Видео

--

--

--

Интегрировано

Телевидение

Интерактивная видеоконференция

Видеотелефон

Таблица 2. Поддержка трех видов взаимодействия «традиционными» ИТ

Радиосвязь многие годы успешно использовалась для заочного обучения школьников в малонаселенных степях Австралии, где радиостанция - стандартное бытовое оборудование фермерского дома. Дети получают учебные материалы (книги, видео- и аудиозаписи, компьютерные программы) по почте и самостоятельно занимаются под присмотром и с помощью родителей. Педагог из региональной школы регулярно проводит «радио-класс» со своими учениками: обсуждает ход самостоятельной работы, проводит опрос, дает рекомендации и индивидуальные задания. Телефонная связь – другой пример эффективной традиционной технологии. Телефонные конференции, например, широко используют на занятиях по иностранному языку, при выполнении совместных учебных проектов и т.п.

В восьмидесятых годах возлагали большие надежды на «визуальный контакт» участников учебного процесса. Одним из первых предлагавшихся для этого средств стал «видеотелефон». Эксперименты по использованию видеотелефона, проводившиеся в ходе международного проекта «Школьная электронная почта», показали, что видеотелефон (использовалась модель «Люмафон») действительно вызывает оживление и интерес участников телефонной конференции. Возможность увидеть изображение партнера на занятиях по иностранному языку заметно повышает «личную включенность» участников диалога, а обмен иллюстрациями расширяет богатство используемых средств выражения. Видеотелефонная конференция обеспечивает «живой» диалог по схеме «точка - точка» с максимально высоким уровнем интерактивности взаимодействия по шкале ##1-6[1] с богатством используемых средств выражения сообщения на уровне #8 по шкале ##1-15. Однако работающие с этой технологией педагоги отмечают, что интерес к ней – явление временное, и методически она немного добавляет к возможностям обычной телефонной конференции.

Учебные передачи (лекции и т.п.) по выделенным спутниковым каналам появились в образовании в 80-е г.г. Их распространение в США стимулировала национальная программа «Звездные школы». Одновременно появились видеоконференции. Сторонники обучения на расстоянии были уверены, что появление «интерактивного телевидения» решит проблему на качественно новом уровне.

В техническом отношении видеоконференции аналогичны «видеомостам», которые широко используются на телевидении. Чтобы пользоваться этой технологией, каждую учебную аудиторию приходилось оборудовать как видео студию: 2-3 передающих камеры, мониторы для партнеров по коммуникации, свет, микрофоны, система управления камерами и т.п. К достоинствам и недостаткам телефонной конференции эта технология добавляет обмен движущимися изображениями. «Телевизионные лекции» - другой пример использования этой технологии.

Следующий шаг в развитии этой идеи – «интерактивное телевидение». Сегодня сотни районов во многих уголках США располагают замкнутыми региональными сетями учебного «интерактивного телевидения». Интерактивный телевизионный класс обычно объединяет от трех до пяти специально оборудованных учебных комнат, в каждой из которых может находиться несколько десятков учащихся. «Интерактивное телевидение» создает максимально возможный эффект присутствия для всех участников «обучения на расстоянии». Работа в классе, оснащенном интерактивным телевидением, имеет свои особенности: преподаватель должен помнить о том, чтобы не исчезнуть из кадра, перемещаясь по аудитории, заботиться о микрофоне, пользоваться пультом дистанционного управления видеокамерами, регулировать выдачу в эфир материала с компьютера, видеомагнитофона и/или проектора. Даже опытным преподавателям требуется время, чтобы адаптироваться к «технологии», прежде чем группы учащихся из удаленных классов на видеомониторах начнут восприниматься как «сидящие на задних рядах». Вместе с появлением интерактивных телевизионных классов получил распространение и термин «обучение на расстоянии» (Distance Learning). Это техническое средство действительно позволяет воспроизводить традиционную манеру занятий преподавателя с учащимися, находящимися в разных аудиториях. Такие классы достаточно дороги. Поэтому они широко используются и для работы со студентами, и для проведения деловых видеоконференций, и для повышения квалификации работников муниципального управления, проведения региональных совещаний представителей местных органов власти, инструкций об изменениях в законодательстве и т.п.

Интерактивный видео-класс – самое эффективное средство группового информационного взаимодействия на расстоянии. Он обеспечивает полноценный "живой" диалог с максимально высоким уровнем интерактивности (уровень #6 по шкале ##1-6) и с максимально доступным богатством используемых средств выражения сообщения (уровень #15 по шкале ##1-15). Больший эффект присутствия могут создать разве что системы голографического воспроизведения изображения, которые встречаются в научно-фантастических кинофильмах. Интерактивный видео-класс – вершина коммуникационных технологий, не использующих цифровое представление информации.

Итак, мы упомянули наиболее распространенные традиционные информационные технологии: теле- и радиовещание, специализированное спутниковое и кабельное телевидение, телефон, факс, видеотелефон и т.п. В их основе лежит использование аналоговых средств представления, обработки, передачи и воспроизведения информации. Сегодня технология быстро обновляется. Начались регулярные передачи спутникового телевидения с использованием цифрового представления информации, принят протокол единого цифрового представления всех видов данных на DVD, коммуникационные компании и компании кабельного телевидения объединяют усилия по использованию общих волоконно-оптических линий для предоставления услуг цифровой связи.

 

Вещание

Взаимодействие
в группе

Взаимодействие
в паре

Графика

Интернет-журнал
Списки рассылки

Компьютерная конференция
Доска объявлений
Дискуссионный лист
«Электронная» доска

Э-почта
ICQ (аська)

Звук

Интернет-радио

Компьютерная аудиоконференция

Интернет-телефон

Видео

--

--

--

Интегрировано

Интернет-телевидение

Cu-See-Me

Net-Meeting

Таблица 3. Поддержка трех видов взаимодействия «новыми» ИТ

В таблице 3 приведены примеры новых ИТ, поддерживающих три основных типа взаимодействия. Все они связаны с компьютерной коммуникацией, дешевы, практичны, надежны. Первая из этих технологий – электронная почта (э-почта). Она обеспечивает ограниченный уровень богатства используемых средств выражения сообщения (от #1 до #3 по шкале ##1-15) при интерактивности на уровне #2-#3 по шкале ##1-6. Э-почта была разработана и долго использовалась почти исключительно для передачи текстовых сообщений. Однако это положение быстро меняется: все шире используется обмен звуковыми сообщениями (Интернет-телефон), стал нормой обмен графическими материалами. Современные операционные системы включают в себя средства работы с Интернет в графическом формате, который становится основным при пересылке электронной корреспонденции. По мере массового распространения средств оцифровки изображений (сканеры, цифровые фотоаппараты и т.п.) обмен рисунками и фотографиями по Интернет становится так же привычен, как и обмен текстами.

Один из распространенных способов сетевого взаимодействия, который можно назвать «персональным IP-телеграфом», – это IRC (Intenet Relay Chat). Хотя IRC обеспечивает ограниченный уровень богатства используемых средств выражения (#1 по шкале ##1-15), высокая интерактивность (уровень #6 по шкале ##1-6), простота и доступность сделали этот протокол необычайно популярным. Это универсальное средство можно использовать и в учебных целях.

Главными «сетевыми» коммуникационными технологиями являются списки рассылки и телеконференции. Компьютерная сеть – единственная среда, где они практически возможны. Телеконференции обеспечивают ограниченный уровень богатства используемых средств выражения сообщения (#1 по шкале ##1-15) при интерактивности на уровне #1-#2 по шкале ##1-6. Их достоинство – возможность актуальной коммуникации «каждого со всеми» в рамках выбранной области интересов. Как и э-почта, телеконференции представляют собой асинхронный обмен текстами: реакция на отправленное сообщение может появиться достаточно нескоро. Для одних видов учебной работы это ограничение выступает как недостаток, для других – как преимущество.

Примером синхронной связи (аналог телефонного разговора) в текстовом режиме является обмен текстовыми сообщениями в режиме он-лайн (чат). Чат и «синхронные телеконференции» обеспечивают высокую интерактивность (от #4 до #6 по шкале ##1-6).

Совместно используемое с нескольких сетевых рабочих мест поле графического редактора – «Белая доска» – еще одно уникальное средство для организации синхронной групповой работы. Его методические возможности пока мало освоены, как и возможности других средств синхронной работы с документами в сети.

В последние годы началось использование «компьютерных видеоконференций». Широко известен пакет MS NetMeeting, который объединяет в себе возможности «Белой доски», Интернет-телефона и видеотелефона. NetMeeting поддерживает синхронное двустороннее взаимодействие с богатством выражения во всем диапазоне шкалы ##1-15. Для обеспечения диалога на уровнях #1-#3 и их комбинаций (обмен текстами, изображениями, звуком) достаточно коммутируемой телефонной линии.

Интернет позволяет проводить и многосторонние групповые синхронные видео-конференции. Недостаток этой технологии, по сравнению с интерактивным телевидением и интерактивными телевизионными классами, – низкая разрешающая способность и, как следствие, низкое качество видео-картинки. Достоинство – дешевизна и дополнительная гибкость, позволяющая каждому участнику диалога активно работать с данными. По мере развития технологии эти средства учения/обучения сольются (см. рис. 4).

Компьютерные видеоконференции обеспечивают максимально высокий уровень богатства используемых средств выражения, совмещая его с возможностью обработки данных.

Не будем останавливаться на электронных архивах и WWW-серверах, доступных через компьютерную сеть, которые удобно сопоставить с хранилищами книг, журналов, компьютерных программ, аудио и видео записей (библиотеками, фонотеками, видеотеками), доступных непосредственно на рабочем месте каждого абонента сети. Эти средства достаточно широко распространены, практически освоены и являются сегодня главными инструментами обучения.

 


Рис. 4. Развитие информационных технологий и новые средства обучения

В таблице 5 приведено деление «прошлых» и «сегодняшних» технологий из недавно вышедшего отчета Кристин Осгуд.

Технологии прошлого

Современные технологии

  • Передача учебных телевизионных программ
  • Аудио-визуальные средства
  • Кинофрагменты
  • Слайды
  • Видео клипы
  • Видео диски
  • CD-ROM
  • Телеконференции
  • Сеть (Интернет или Интранет), в которой хранится организованное содержание обучения
  • Коммуникационные программы
  • Учебная среда на WWW
  • Системы управления знаниями, облегчающие доступ к информации и установление взаимосвязей

Таблица 5. Взгляд на прошлые и современные технологии из-за океана

Итак, мы перечислили традиционные и новые технологии, используемые для обслуживания различных видов взаимодействия. У каждой есть свои сильные и слабые стороны, все они могут использоваться для обучения. Более того, в реальном учебном процессе они, как правило, используются совместно.

В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения.

Наряду с этим развитие научно-технического прогресса и появление современной компьютерной и телекоммуникационной техники, способной хранить, обрабатывать и предоставлять различные типы информации, появление и развитие современных мультимедиа-систем и соответствующих методических инноваций способно кардинальным образом изменить подходы к реализации образовательной деятельности, интенсифицировать процессы подготовки специалистов на всех уровнях системы образования.
            Понятие мультимедиа

Мультимедиа – комбинированное представление информации в разных формах (текст, звук, видео и т.д.), которое опирается на особые технологии.

Мультимедиа-технологии являются одним из многочисленных приемов представления информации, на которых следует остановиться более подробно.

Технология мультимедиа – это переход с помощью компьютера от учебного текста к наглядности, от одного наглядного средства обучения к другому, параллельное прослушивание звукового комментария к учебному материалу и т.п.

Виды и формы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации. Всю информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса:

по воздействию на органы чувств: оптически - акустическая, оптически-осязательная и т.п.;

по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая.

Наиболее важная информация может быть представлена, например, не только графически, но и выделяться звуковым сопровождением или сопровождением, воздействующим на органы чувств человека.

Утверждения о целесообразности использования различных типов информационного воздействия в педагогическом процессе подтверждается исследованиями в области психологии воздействия информации на человека.

Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования различных органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, сенсорика. Мы будем рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе обучаемых с современной компьютерной и коммуникационной техникой. Таким образом, всю информацию по способу восприятия обучаемыми, можно разделить на три основные группы:

1. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация;

2. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст и графические изображения-картинки;

3. Информация, частично воспринимаемая сенсорной системой человека при работе с помощью специальных технических средств с видеороликами, телеобъектами и др. - сенсорная или тактильная информация.

Все перечисленные виды информации можно классифицировать и по другим критериям. Одним из них является способ действия информации на человека и его восприятие информации. В этой связи всю поступающую обучаемым информацию можно разделить на ассоциативную и прямую.

Определим ассоциативную информацию как информацию, действие которой основано на ассоциациях, которые возникают под действием раннее усвоенной информации. Например, при использовании определенных программ, в их работе фигурируют одни и те же персонажи, путеводители, которые напоминают о каком-то блоке учебного материала. Наличие таких путеводителей или других устойчивых элементов, вызывает у обучаемых определенные ассоциации, полезные с точки зрения целей обучения. Если воздействие ассоциативной информации на студента осуществляется главным образом через действие на его память уже знакомыми объектами, то для успешного восприятия прямой информации необходима ее броскость, необычность. Прямая информация, чтобы обратить на себя внимание, должна бать яркой заметной, контрастной, резко отличающейся от всего, чтобы после первого взгляда ее уже невозможно было бы не заметить.

Методы представления информации могут быть разделены на линейный и структурный. При линейном представлении учебной информации, структура изложения учебного материала однозначно определяется порядком следования материала. Данный метод не очень хорош с точки зрения формирования у обучаемых понятия о делении преподаваемой им информации на рода и виды в зависимости от выбранных критериев классификации. Он не позволяет обучаемым делать общие выводы о том или ином информационном объекте, исходя из аналогии, которую можно провести с объектами того же класса.

Особый интерес представляет структурное представление информации. Структурирование информации приводит к использованию системного подхода к изучению материала. При этом, структура учебного материала рассматривается как его модель и представляет собой совокупность определенным образом выделенных частей (элементов) учебного материала и связей между ними. Процесс выявления таких частей и связей называется структурированием. Важную роль в усвоении изучаемого материала играют его элементы и связи между ними, определяющие структуру. Психологической основой структурирования учебного материала является его понимание, т.к. оно само характеризуется отражением связей предметов и явлений действительности.
          Структурированная информация, выдаваемая с использованием преимуществ компьютерной техники, ускоряет процессы восприятия и, как следствие, облегчает формирование умственного образа изучаемого предмета.

Гипертекстовая технология

Существует большое количество различных информационных технологий, так или иначе основанных на явных или неявных информационных структурах. Однако в настоящее время появилась довольно емкая технология, вмещающая в себя практически все разрозненные методы представления структурированной информации и получившая широкое распространение благодаря базированию на ней основных телекоммуникационных систем, таких как Интернет. Речь идет о гипертекстовых технологиях, и связанных с ними технологиями мульти- и гипермедиа.
          В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного понятия текста, путем введения понятия нелинейного текста, в котором между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому. При этом получается сеть, которая называется гипертекстом или нелинейным текстом.

Гипермедиа

Гипертекст не является высшей и наиболее универсальной стадией представления и организации информации, поскольку увязывает с учетом некоторой структуры информацию только одного типа – текстовую. Внедрение телекоммуникаций и повсеместное использование информационных технологий в образовании привели к созданию более прогрессивных информационных средств – систем гипермедиа.
          Гиперсредой или гипермедиа называется гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видео). Неслучайно, одной из основных сфер применения систем гипермедиа является открытое образование. Подобные средства играют огромную роль в процессе самообучения.

Инструментальные программные средства для разработки ЭОР

Проблема создания и дальнейшего сопровождения мультимедийных средств обучения осложняется многообразием используемых при разработке программно-технических средств и инструментариев. Это вызывает определенную трудность, а часто и невозможность комплексно использовать различные обучающие программы в рамках одного учебного курса. Не менее сложной проблемой является "нестыковка" компьютерных фрагментов курсов, как по логике построения, так и по технике организации диалога с обучаемым, появляющаяся при отсутствии единой схемы, в рамках которой проектировались и в нишах которой располагались бы эти курсы. Даже различное использование управляющих клавиш, кнопок и их расположение на экране вызывает дискомфорт и потерю эффективности обучения при переходе обучаемого от одного курса к другому.

В настоящее время существует множество программных средств, предназначенных для создания содержимого электронных курсов. Все это многообразие можно разделить на следующие категории:

Ø      Инструменты авторской разработки, специально спроектированные для создания курсов электронного обучения;

Ø      Инструменты авторской разработки Web-сайтов;

Ø      Инструменты для работы с тестами и заданиями;

Ø      Редакторы, предназначенные для редактирования и подготовки рисунков, значков, фотографий, анимаций, аудио, видео и других объектов, включаемых в электронный курс;

Ø      Инструменты конвертирования форматов для преобразования документов, презентаций, графики и другого содержимого в форматы, которые могут использоваться в электронном курсе

Системы такого типа являются инструментальными. Подобное определение присваивается им в силу определенных свойств и возможностей, основные из которых сводятся к тому, что такие системы:

не требуют от разработчика знания и использования каких-либо языковых средств;

дают возможность объединения разноформатной информации (текстовой, графической, звуковой);

предоставляют возможность создания библиотек стандартных образов, заставок, форматов построения кадра и других элементов;

обладают развитой системой проектирования диалога с обучаемым и анализа его ответов;

позволяют организовать совместную работу над авторским материалом по типу компьютерных конференций, соединяя основной материал и комментарии к нему отдельных пользователей (слушателей);

позволяют реализовать дальнейшую модификацию курса, как самим авторским коллективом, так и пользователем;

поддерживают разработку приложений для размещения в телекоммуникационных сетях.

 

Рекомендации

 

Инструменты создания и редактирования информационных объектов общего вида

Одним из важнейших измерений ИКТ, ответственных за повышение качества образования, является их мультимедийность, переход от «текстоцентричного» образования к использованию в работе учителя и учащихся изображения, звука, анимации и т. д. Графические, наглядные объекты являются важной формой передачи информации. Их использование, в образовательном контексте, может значительно повышать эффективность процессов объяснения, понимания, запоминания. Для создания и редактирования специальных видов таких объектов используются особые инструменты.

Некоторые базовые потребности образования могут быть обеспечены общепользовательскими инструментами (MS Office), однако, для сколько-нибудь сложных задач и их качественного выполнения нужны специализированные средства.

 

·                                Редакторы гипермедиа-объектов, включая анимацию

MediaBlender 2.7. (http://www.tech4learning.com/mediablender/index.html) Характеристики:

Интерфейс: Интуитивный, соответствующий распространенному во многих существующих продуктах, WYSIWIG

Среда редактирования

поддержка распространенных стандартов: JPEG, GIF, Animated GIF, BMP, PNG, WAV, MP3, AIF, QuickTime, AVI, MPEG

Возможность импорта объектов HyperStudio

Пиктографическое представление объектов

Текстовые стили, определяемые пользователем

Возможность создания интерактивных кнопок разнообразных форм

Скроллинг

Запись звука

Динамические ссылки на объекты MediaBlender и в Интернет

Средства анимации

Спел-чекер

Библиотека ЦОР: сотни изображений, звуков и т. д.

Возможность экспорта в HTML, записи на CD-ROM, поддержка FTP

Videopaper builder 2.0 (http://brp.terc.edu/VPB/vpb.html) дает возможность создавать HTML-объекты, содержащие:

Цифровое видео с субтитрами и внутренней структурой

Текст, который может, в частности, содержать кнопки запуска видео

Неподвижные изображения, появляющиеся, например, в определенные моменты показа видео.

PHP – очень общий и гибкий редактор HTML с открытым кодом, ориентированный, в первую очередь на профессиональных программистов

По-видимому, наибольший интерес для параллельного с Компас рассмотрения представляет Blender, система с открытым кодом, которая, наряду с разнообразными применениями в САПР, позволяет осуществлять широкий спектр трехмерной анимации.

Расширением систем САПР (CAD) являются т. н. CAM – системы проектирования производственного процесса (технологической карты и т. д.) сопряженного с проектированием детали (результата процесса). Для общеобразовательной школы и, особенно НПО представляют интерес комплексы, включающие, помимо системы CAD/CAM и простейший станок с ЧПУ (это может быть, например, двумерное вырезание). Такие комплексы (условно «в два с половиной измерения») на базе ЦОР ArtCAM (www.artcam.com, http://www.delcam.ru/products/artcam/artcam.htm) очень популярны в британской школе.

В силу специфики ГИС важным для Проекта представляется наличие российского инструмента и библиотеки источников (карт) (такие есть, наиболее надежные – в структурах, связанных с Роскартографией и Минобороны), однако, необходимо рассмотреть и зарубежные системы, в частности:

В любом случае, должна быть обеспечена совместимость с общепринятыми «стандартами»

 

Простейшие учебные технологии и инструменты их реализации

Среди образовательных технологий имеются популярные «тестовые» технологии, использовавшиеся в т. н. программированном обучении и легко реализуемые в компьютерном варианте при обучении по различным предметам. В данном разделе мы приводим пример ряда ЦОР, которые позволяют учителю создавать задания для учащегося, реализующие эти технологии. Компьютерный вариант, хотя и в небольшой степени снимает недостатки «тестовой» формы аттестации, но существенно повышает ее качество и снижает затраты времени педагогов.

 

Редакторы тестов с выбором ответа

Hot Potatoes (http://web.uvic.ca/hrd/halfbaked/) – система, бесплатная для государственных образовательных учреждений, которая позволяет строить тесты (с которыми можно работать в браузере):

o       С выбором ответа

o       С кратким ответом

o       С набором слов, которые необходимо расставить в правильном порядке

o       С установлением соответствия

o       С упорядочением

o       Со вставкой пропущенного слова

Эти тесты могут собираться в тестовые работы, обычным образом обрабатываться, интегрироваться в «электронные учебники». Имеются уже сотни разработчиков, использовавших  этот инструмент для создания учебных сайтов и курсов.

Редакторы картотек для запоминания (flash-cards).

Технология flash-cards (предъявления учащемуся карточки, требующее быстрого ответа, для заучивания, связанной с карточкой информации) широко используется в «бумажной» форме, когда нужно выучить наизусть длинный ряд соответствий – например, при сдаче экзамена на водительские права. Больше всего она применяется в языковом образовании:

Системы организации учебного процесса

o       Dokeos 1.6 (http://www.dokeos.com/):

o       Moodle (http://moodle.org/)

o       .LRN (MIT) (http://dotlrn.org/)

o       Pedagogica (http://concord.org)

o       Fle3 (http://fle3.uiah.fi)

 

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

2.      Уваров А. Ю. Обучение и Интернет-технологии // Вопросы Интернет-образования/ center.fio.ru/vio/vio_site/cd_site/Articles/archive.htm

  1. Цифровые ресурсы для школы.  Мировой опыт и Проект ИСО. Рабочие материалы Версия 5.1, апрель 2005 – файл: Цифровые образовательные ресурсы для школы Ver-5 1.doc
  2. Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open – электронный ресурс Мультимедиа в образовании/index.htm

 



[1] Уваров А. Ю. Педагогический дизайн. // Информатика, еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003 - №30 – 32 с. (электронные версии: Педагогический дизайн_Уваров.pdf или Уваров_Педагогический дизайн.doc или Уваров_педагогический дизайн_сайт/ index.htm)