АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля (выписка из ГОС педагогических специальностей):

Учебный модуль «Проектирование ЭУМ и учебного процесса с их использованием» является составной частью курса «Педагогическое проектирование электронных учебных материалов», который разработан как самостоятельный компонент учебных планов педагогических специальностей, в частности, 032600 – История, 031001 – Филология, 032300 – Химия, 032400 - Биология и предлагается в качестве курса по выбору блока ОПД.

Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов педагогических специальностей, содержание учебного модуля обеспечивает решение ряда типовых задач профессиональной педагогической деятельности в следующих направлениях:

Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

 

2. Цели учебного модуля содействие становлению специальной профессиональной компетентности слушателей в области педагогического проектирования на основе овладения содержанием модуля, направленного на обучение студентов-старшекурсников и аспирантов педвуза навыкам самостоятельного проектирования мультимедийных электронных учебных материалов и образовательного процесса с их использованием.

 

3. Задачи учебного модуля

·       дать общее представление о технологиях мультимедиа, гипртекстовых, гипермедиа;

·       Сформировать у слушателей представление о процессе педагогического проектирования как коллективной деятельности, понимание роли и места каждого участника в процессе педагогического проектирования ЭУМ;

·       Научить осуществлять анализ потребностей в разработке ЭУМ, анализ целевой аудитории, целеполагание, отбор содержания, его квантование в соответствии с поставленными целями;

·       Научить осуществлять подбор объектов различного формата (иллюстрации, фотографии, видеофрагменты, анимации и пр.) используя различные информационные источники;

·       Научить слушателей осуществлять описание проектируемых ЭУМ на уровне разработки технических и педагогических сценариев

 

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Содержание модуля связано со следующими дисциплинами ГСЭ.Ф.07 Русский язык и культура речи, ЕН.Ф.01 Математика-информатика; ЕН.Ф.03 Использование современных ИКТ в учебном процессе, ОПД.Ф.01 Психология, ОПД.Ф.02 Педагогика, ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения предмету (в соответствии со специальностью), ОПД.Ф.08 Современные средства оценивания результатов обучения; дисциплинами предметной подготовки (в соответствии со специальностью); Аудиовизуальные средства обучения.

 

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

Модуль направлен на формирование профессиональных компетентностей в области педагогического проектирования:

Профессиональные требования и функции

1.     Обеспечивать эффективную коммуникацию в визуальной, устной и письменной форме (базовые требования).

2.     Применять новые теории и результаты последних исследований в практике педагогического проектирования (требования более высокого уровня)

3.     Повышать квалификацию, совершенствовать навыки в области педагогического проектирования и по смежным направлениям (базовые требования).

4.     Выявлять и разрешать этические и правовые проблемы, возникающие в процессе педпроектирования (требования более высокого уровня).

Планирование и анализ

5.     Проводить анализ потребностей (базовые требования)

6.     Разрабатывать учебный план или программу (базовые требования)

7.     Отбирать и применять различные приемы для определения педагогического содержания (базовые требования)

8.     Идентифицировать и описывать характеристики целевой аудитории (базовые требования)

9.     Анализировать характеристики обучающей среды (базовые требования)

10.  Анализировать характеристики существующих и разрабатываемых технологий, а также возможностей их применения в обучающей среде (базовые требования)

11.  Продумывать элементы ситуации до окончательного принятия решений и стратегий в области педпроектирования (базовые требования)

Дизайн и разработка

12.  Отбирать, модифицировать или создавать модели дизайна и разработки для данного проекта (требования более высокого уровня)

13.  Отбирать и применять различные приемы для определения педагогического содержания и стратегий и выстраивать соответствующие последовательности (базовые требования)

14.  Отбирать или модифицировать существующие педагогические материалы (базовые требования)

15.  Разрабатывать педагогические материалы (базовые требования)

16.  Разрабатывать педагогические методические рекомендации, которые отражают понимание многообразия учащихся и групп учащихся (базовые требования)

17.  Оценивать эффективность преподавания и его влияния (базовые требования)

18.  Способствовать сотрудничеству, партнерству и взаимодействию между участниками в педагогическом проекте (требования более высокого уровня)

 

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля

В логике традиционного подхода в результате изучения данного модуля слушатели должны

Знать:

-        основные дидактические, психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в учебном процессе;

-        основные процедуры создания эффективных учебных материалов и уметь применять их для собственных разработок;

-        какие электронные обучающие ресурсы и ИКТ существуют в соответствующей предметной области и уметь отбирать необходимые материалы и/или их фрагменты, интегрировать и дополнять их в соответствии с учебными задачами урока по своему предмету;

Уметь:

-        использовать современные цифровые периферийные устройства для создания и обработки информации учебного назначения различного типа (звуковой, графической, видео);

-        разрабатывать дизайн аудиовизуальных средств обучения;

-        разрабатывать вспомогательные материалы и документацию для учебного курса;

-        отбирать средства обучения, проектировать и создавать новые средства.

Основные понятия, формируемые в рамках модуля: мультимедиа, технологии мультимедиа, интерактивность, гипертекстовые технологии, гипермедиа; интерфейс, навигация и ее средства; структура и компоненты ЭУМ; педагогический и технологический сценарий ЭУМ.

 

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·       учебно-методическое обеспечение  учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- лекционные занятия;

- семинарские занятия;

- практические занятия;

- лабораторные занятия.

- тестовые задания.

 

7. Инновационность комплекта УММ:

Инновационность содержания УММ обусловлена специализированной подготовкой слушателей в области педагогического проектирования ЭУМ, что, в свою очередь, определяет инновационность целей данного модуля. Данный модуль направлен на формирование компетентностей, необходимых при выполнении определенного этапа педпроектирования: предварительное планирование и проектирование ЭУМ.

В качестве инновационных методов обучения следует выделить сочетание индивидуальных и групповых методов обучения. Семинары проводятся в форме учебных дискуссий с элементами деловой игры. Обучение осуществляется на основе реализации личностно-значимых, практико-ориентированных творческих проектов. В данном модуле предполагается осуществление этапа предварительного планирования и проектирования ЭУМ, а, следовательно, слушатели выступают в роли автора, методиста, выполняя все присущие на данном этапе функции.

Основными средствами оценивания результатов обучения в данном модуле является портфолио, творческое задание.

В качестве средств обучения используются многочисленные ЦОР и разработки проекта ИСО по различным предметным областям, техническое и программное обеспечение лаборатории ЦОР и педагогического проектирования.

 

8. Актуальность для системы педагогического образования

Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода в области педагогического проектирования.

Модуль может быть взят за основу для разработки аналогичного модуля для слушателей системы повышения квалификации.

 

9. Список авторов элементов комплекта УММ: 

Звягина А. С., доцент кафедры информатики и ИТ ДВГГУ, к. пед. н.;

Богоутдинова Ю. Г., ст. преподаватель кафедры информатики и ИТ ДВГГУ;

Пивкина О. А., ст. преподаватель кафедры информатики и ИТ ДВГГУ.

 

Руководитель проекта ИСО в ДВГГУ – Казинец В. А.

 

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю

ГОС ВПО по педагогическим специальностям, в частности, 032100.00  – Математика с дополнительной специальностью; 032300 – Химия; 032400 – Биология; 031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы; 032600 – История.

Техническое задание по программе ELSP1/C/016 «Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов», реализуемого в рамках Федерального проекта ИСО.

 Рекомендации экспертной группы по разработке учебно-методических материалов для курсов «Педагогический дизайн».