ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра информатики и ИТ

 

Комплект учебно-методических материалов

к учебному курсу: Педагогическое проектирование электронных учебных материалов

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________________

 

"____"______________200_г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по модулю «Место электронных учебных материалов в учебном процессе: средства и технологии обучения, оценка качества их применения» 

Курс рассчитан

1. На студентов старших курсов педагогических специальностей, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История

Курс  обучения                                         4 (рекомендуется

Семестр                                                      8 (рекомендуется)

2. Магистрантов и аспирантов педагогических специальностей, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08

 

Всего часов по учебному плану:        24, в том числе 12 аудиторных

В том числе по формам обучения:               очная

            - лекции                                           2

- практикум                                   10

                        - самостоятельная работа         12

Формы итогового контроля знаний:

- тест

- зачет по курсу                

 

Хабаровск

2007


Содержание

 

 

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения учебного модуля.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по модулю:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР.

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

 

1. Общие положения

Основной целью данного модуля является содействие становлению специальной профессиональной компетентности слушателей в области педагогического проектирования на основе овладения содержанием модуля, направленного на углубленное изучение вопросов педагогического проектирования цифровых учебных материалов и построения учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной среды школы, оценки мультимедийных электронных учебных материалов, проведения их анализа с точки зрения конечных пользователей и субъектов процесса обучения.

Задачи учебного модуля

·       сформировать у слушателей представление о педпроектировании, в том числе о педпроектировании электронных учебных материалов;

·       сформировать представление о критериях оценки качества ЭУМ различного назначения;

·       Сформировать у слушателей представление о процессе педагогического проектирования как коллективной деятельности, понимание роли и места каждого участника в процессе педагогического проектирования ЭУМ;

Инновационность модуля

Инновационность содержания УММ обусловлена специализированной подготовкой слушателей в области педагогического проектирования ЭУМ, что, в свою очередь, определяет инновационность целей данного модуля. Данный модуль направлен на формирование компетентностей, необходимых при выполнении определенного этапа педпроектирования: тестирование и экспертиза ЭУМ.

В качестве инновационных методов обучения следует выделить сочетание индивидуальных и групповых методов обучения. Семинары проводятся в форме учебных дискуссий. В данном модуле предполагается осуществление этапа тестирования и экспертизы ЭУМ, а следовательно, слушатели выступают в роли эксперта и тестолога, выполняя все присущие на данном этапе функции.

Основными средствами оценивания результатов обучения в данном модуле является портфолио, значительное внимание уделяется рефлексии учебного процесса и саморефлексии учебных результатов слушателей.

В качестве средств обучения используются многочисленные ЦОР и разработки проекта ИСО по различным предметным областям, техническое и программное обеспечение лаборатории ЦОР и педагогического проектирования.

 

2. Требования к уровню освоения учебного модуля

По решению Совета университета спецкурс, в рамках которого реализуется данный модуль, может быть реализован в блоке ОПД за счет вузовского или регионального компонента.

Содержание модуля носит надпредметный характер и предназначен для студентов-старшекурсников и аспирантов, обучающихся по педагогическим специальностям, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История;

В качестве целевой аудитории могут выступать магистранты и аспиранты, обучающиеся по педагогическим специальностям, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08.

Модуль направлен на формирование профессиональных компетентностей в области педагогического проектирования:

Профессиональные требования и функции

1.     Обеспечивать эффективную коммуникацию в визуальной, устной и письменной форме (базовые требования).

2.     Применять новые теории и результаты последних исследований в практике педагогического проектирования (требования более высокого уровня)

3.     Повышать квалификацию, совершенствовать навыки в области педагогического проектирования и по смежным направлениям (базовые требования).

Планирование и анализ

4.     Анализировать характеристики средств обучения

5.     Анализировать характеристики существующих технологий, а также возможностей их применения в обучающей среде (базовые требования)

Дизайн и разработка

6.     Оценивать модели дизайна и технологии его разработки

7.     Оценивать педагогические технологии, реализованные в электронных средствах обучения

В логике традиционного подхода в результате изучения данного модуля слушатели должны

Знать:

-        Теоретические основы педагогического проектирования и этапы его выполнения;

-        основные дидактические, психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в учебном процессе;

-        основные процедуры создания эффективных учебных материалов и уметь применять их для собственных разработок;

-        критерии и процедуры оценки электронных учебных материалов;

Уметь:

-        оценивать аудиовизуальные средства обучения с технологической точки зрения;

-        оценивать аудиовизуальные средства обучения с педагогической точки зрения;

Иметь:

-        опыт тестирования и экспертизы ЭУМ.

Основные понятия, формируемые в рамках модуля: педагогическое проектирование, этапы педпроектирования; компьютерные средства обучения: классификация, состав, назначение ЭУМ; психолого-педагогические, дидактические и эргономические требования к ЭУМ.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

         

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр[1]

в неделю

в год

в год

Лекции

2

4

4 часа аудиторн. занятий в неделю

 

 

Семинарские занятия

4

4

 

 

Практические занятия

6

6

 

 

Самостоятельная работа

12

12

 

 

 

         

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

          4.1. Лекционные занятия

 

№ п/п

Тема лекции

 

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Информатизация образования. Проблемы разработки инновационных учебных продуктов

2

 

 

 

Всего

2

 

 

          4.2. Практикум

 

4.2.1. Практические занятия, семинары

 

№ п/п

Наименование занятия

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Проектирование портфолио (практическое занятие)

2

 

 

2

Компьютерные средства обучения. Критерии их оценки с точки зрения конечного пользователя и субъектов учебного процесса (семинарское занятие)

2

 

 

3

Технико-технологическая оценка ЭОР (ЦОР, КСО) (практическое занятие)

2

 

 

4

Педагогическое проектирование (семинарское занятие)

2

 

 

5

Оценка ЭОР (ЦОР, КСО) с точки зрения субъектов учебного процесса (практическое занятие)

2

 

 

 

Всего

10

 

 

 

4.2.3. Самостоятельная работа

 

№ п/п

Вид самостоятельной работы

Занятие, на котором выдается задание

Продолжи-тельность выполнения

1

Изучение литературы, теоретических и справочных материалов по темам занятий

На каждом занятии

3 часа

2.

Формирование портфолио, работа с «Журналом записей»

На каждом занятии

3 часа

3.

Подготовка докладов к семинарским занятиям

По графику учебного процесса

4 часа (2 семинара)

4.

Выполнение творческого проекта: разработка ЭУМ

 

 

4.1

Определение темы творческого проекта; заполнение предварительной заявки

 

2 часа

Всего

12 часов

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы модуля:

Педагогическое проектирование. Основы педагогического проектирования. Понятие педагогического проектирования и педдизайна. Средства обучения на основе ИКТ. Применение средств ИКТ и ЭУМ по предмету. Классификация ЭУМ и средств обучения на основе ИКТ; обучающие компьютерные программы, тренажеры, симуляции и модели, обучающие игры, системы управления знаниями и искусственный интеллект; основные направления применения ЭУМ в образовании.  Электронные учебники. Понятие электронного учебника; анализ образцов и критерии оценки электронных учебников. Технология и методика оценки качества ЭУМ. Действующие стандарты качества и лицензирование ЭУМ; постановка целей и задач оценки качества, отбор критериев для оценки эффективности ЭУМ; экономическая и педагогическая эффективность; инструменты и методы проведения оценки, разработка анкет, тестов, проведение опросов, наблюдений и пр.

 

6. Литература (основная и дополнительная)

          6.1. Основная.

1)     Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

2)     Ширшов Е. В., Ефимова Е. В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий: монография. – М. Университетская книга; Логос, 2006. – 272 с.

3)     Бондаренко Е. А., Журин А. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе: пособие для учителя и директора школы./ под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004. – 416 с.

4)     Хартон У., Хартон К. Электронное обучение: инструменты и технологии / пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. – 640 с.

5)     Полат Е. С., Моисеева М. В. Дистанционное обучение. – Владос, 1998.

6)     Уваров А. Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1998.

7)     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. – 216 с.

8)     Преподавание в сети Интернет: учебное пособие /отв. ред. В. И. Солдаткин. – М.: Высшая школа, 2003. – 792 с.

9)     Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2003. – 616 с.

10) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000. - 272 с.

11) Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

12) Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: Издательский сервис, 2004. – 320 с.

 

            6.2. Дополнительная.

1)     Шилова О. Н. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы Intel «Обучение для будущего»/ О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред. Е. Н. Ястребцева. – М.: Интуит.ру, 2006. – 144 с.

2)     Патаркин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю/ Е. Д. Патаркин – 2-е изд., испр. – М.: Интуит.ру, 2007. – 64 с.

3)     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

4)     Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания: учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 40 с.

5)     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. // ido.rudn.ru/Open

6)     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании.// ido.rudn.ru/nfpk/ikt

7)     Мультимедиа в образовании. // ido.rudn.ru/Open

 

7. Используемые ЦОР, инструменты и ПО

Слушатели выступают как конечные пользователи, эксперты и тестологи готовых электронных учебных материалов различного типа. Для проведения занятий на этом этапе потребуются ЦОР по различным предметным областям (в зависимости от специальности слушателей):

 

8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль по результатам выполнения учебных заданий, портфолио, тест.

 

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Занятия проводятся на базе лаборатории ЦОР и педагогического проектирования, в компьютерных классах, оснащенных мультимедийными компьютерами, комплектом проекционной мультимедийной техники, интерактивной доской. Для организации занятий необходимо наличие локальной вычислительной сети, подключение к Интернет, а также набор ЦОР и разработок проекта ИСО.

Основной акцент при выборе форм и методов обучения сделан на организацию самостоятельной работы слушателей, групповые и индивидуальные формы работы. Обучение осуществляется в сотрудничестве. Преподаватель выступает в качестве организатора учебной деятельности, модератора учебных дискуссий, эксперта, консультанта, вдохновителя при снижении мотивации и пр.

Контроль знаний носит системный характер, в основе которого лежит метод портфолио, что позволяет осуществлять отбор и систематизацию результатов всех видов учебной деятельности. Метод портфолио обеспечивает постоянный и поэтапный самоконтроль деятельности слушателей, на основе которого осуществляется проектирование дальнейшей деятельности. При этом преподаватель имеет возможность постоянно отслеживать динамику в обучении каждого слушателя.

 

Рабочая программа разработана на основании требований ГОС ВПО и учебного плана специальности ______________________________________________

 

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.

 

Заведующий кафедрой _________________      _______________________

подпись                                 фамилия, инициалы

 



[1] При базовой продолжительности семестра 18 недель.