ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра информатики и ИТ

 

 

 

Комплект учебно-методических материалов   к учебному курсу: «Педагогическое проектирование электронных учебных материалов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИКУМ (Модуль 1)

 

Курс рассчитан

1. На студентов старших курсов педагогических специальностей, в частности:

·       032300 – Химия;

·       032400 – Биология;

·       031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы;

·       032600 – История

2. Магистрантов и аспирантов педагогических специальностей, в частности, 13.00.01, 13.00.02, 13.00.08

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007


Модуль 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Проектирование портфолио

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Сформировать представление о методе портфолио, как способе оценки и самооценки учебных достижений;

Сформировать мотивацию к активному участию в планировании обучения, определении целей обучения, способах их достижений и представления  достигнутых результатов в виде содержимого портфолио.

В результате проведенного занятия слушатели должны знать:

Ø     Что представляет собой метод портфолио;

Ø     В чем заключаются основные достоинства и недостатки метода портфолио;

Ø     Структуру портфолио и способы его наполнения;

Ø     Конечную цель формирования своего портфолио и критерии его оценки.

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Представлены в папке «Модуль1/ Портфолио»:

- e-portfolio.htm;

- Тексты для обсуждения.doc

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Карточка для планирования результатов обучения и портфолио

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

 

Наименование

Назначение

Примечание

Комплект мультимедийной проекционной техники

Демонстрация последовательности работы с электронным портфолио

Рекомендуется вместо экрана использование интерактивной доски

браузер

 

 

Сервис на сервере, реализующий технологию блогов

 

 

 

5. Рекомендации слушателям по подготовке к занятию с указанием литературы.

Самостоятельно изучить материалы, представленные в папке «Модуль1/ Портфолио»: e-portfolio.htm, Тексты для обсуждения.doc.

Спланировать структуру своего портфолио.

6. Рекомендации по использованию информационных технологий (при необходимости).

Для проведения занятия необходим компьютерный класс с подключенными к локальной сети компьютерами. Потребуется подключение к серверу, на котором будут размещаться портфолио слушателей, выделенный сетевой ресурс, настроенная служба, реализующая работу с Живым Журналом. Для демонстрации последовательности работы с сетевым ресурсом потребуется комплект мультимедийной проекционной техники.

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Ø     Изучить возможности сервиса Живого Журнала, технологию работы с ним;

Ø     Оформить первую страницу своего портфолио, разместив в «Журнале записей» свои размышления на тему: как я представляю себе процесс педагогического проектирования. В своем размышлении постарайтесь ответить на вопросы: почему я выбрал именно этот спецкурс; чему я хочу научиться; насколько значимы для меня знания и умения, которые я приобрету во время изучения спецкурса; какие ЭУМ материалы планирую разработать; как я планирую использовать эти материалы и приобретенные знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.

8. Задания слушателям для самостоятельной работы.

Самостоятельно продолжить работу с портфолио: заполнить «Журнал записей», создать структуру папок портфолио, в которых будут размещаться материалы, провести работу с понятийным аппаратом при подготовке к семинарскому занятию.

9. Контрольные вопросы по теме занятия.

Ø     Что понимается под методом портфолио?

Ø     Назовите преимущества и недостатки оценки методом портфолио;

Ø     Какие типы портфолио вы знаете?

Ø     Перечислите основные этапы проектирования портфолио и основные свойства, которые необходимо учитывать при его проектировании.

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Рекомендуется занятие построить следующим образом:

Первый этап: сообщение преподавателя о содержании курса, его структуре, целях и задачах каждого модуля с указанием, что должны выполнить слушатели на каждом этапе. Обсуждение и ответы на вопросы слушателей. Примерное время – 15 минут.

Второй этап: планирование обучения и результатов деятельности каждым слушателем, заполнение карточки. Примерное время – 15 минут.

Третий этап: обсуждение с целью сформировать структуру портфолио и критерии его оценки. В результате коллективного обсуждения структура портфолио может быть представлена в виде гипертекстового приложения, включающего оглавление и настроенные ссылки на все включенные в него материалы. Содержание портфолио должно отражать ход освоения слушателем программы учебного курса. Это означает, что должны существовать обязательные разделы (лекции, семинары, методические рекомендации и пр.), которые должны быть отражены в портфолио.

В портфолио могут быть включены материалы различных типов (тексты, графические изображения, звукозаписи, анимационные фрагменты, видеофрагменты и т.д.). Важной составляющей частью портфолио должны стать собственные материалы обучаемого, созданные им в ходе самостоятельной работы и занятий (материалы групповых дискуссий, документация, наброски идей, оценки и отзывы преподавателя, материалы презентаций, размышления об обучении).

В конечном итоге структура портфолио создается каждым обучаемым в соответствии с его собственными потребностями и взглядами.

Оценка материалов портфолио основывается на критериях, выработанных в совместном обсуждении. Критерии оценки должны включать, как минимум три показателя:

Ø     Развитие способностей, знаний и навыков, отраженное в «Журнале записей», где зафиксированы этапы и результаты работы обучаемого; мнения о качестве предоставляемых образовательных услуг и используемых мультимедийных продуктов;

Ø     Качество включенных в портфолио материалов; разнообразие материалов; средства, использованные для их создания, и уровень владения этими средствами; структурированность материала; эстетичность представления; учет концептуальных основ учебного курса;

Ø     Обоснованность включения материалов в портфолио.

Примерное время – 30 минут.

Четвертый этап: работа с Живым Журналом, создание учетной записи, освоение технологии работы с ЖЖ, создание и заполнение «Главной страницы» своего Журнала. Примерное время – 30 минут.


Модуль 1

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 1

Тема: Компьютерные средства обучения. Критерии их оценки с точки зрения конечного пользователя и субъектов учебного процесса

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель: осуществить теоретическую подготовку слушателей производить качественную оценку ЭУМ с позиции преподавания, обучения и практического использования.

В результате проведения занятия слушатели должны знать:

- в чем заключаются преимущества и недостатки использования ЭУМ (КСО) в учебном процессе;

- какие ЭУМ (КСО) можно считать инновационными;

- принципы и критерии классификации ЭУМ (КСО);

- основные педагогические задачи, решаемые КСО различного назначения;

- основные требования, предъявляемые к ЭУМ (КСО);

- в чем заключается этап «апробации» ЭУМ (КСО);

- какие виды экспертизы проводятся с ЭУМ (КСО);

- на какие аспекты следует обращать внимание при проведении экспертизы (анализа/оценки) ЭУМ (КСО).

2. Вопросы, выносимые на обсуждение.

Ø     Что такое образовательное электронное издание, ЭУМ, КСО?

Ø     В чем выражаются преимущества ЭУМ (КСО) по сравнению с традиционными средствами обучения? Что можно отнести к недостаткам ЭУМ (КСО)?

Ø     Какие ЭУМ (ЦОР, КСО) можно назвать инновационными?

Ø     Какие критерии могут лежать в основе классификации образовательных электронных изданий?

Ø     Примеры классификаций образовательных электронных изданий (КСО).

Ø     Какие виды требований необходимо предъявлять к образовательным электронным изданиям (КСО)?

Ø     Традиционные дидактические требования к образовательным электронным изданиям (КСО).

Ø     Специфические дидактические требования к образовательным электронным изданиям (КСО), обусловленные использованием преимуществ современных информационных и коммуникационных технологий.

Ø     Какие требования предъявляются к документации, сопровождающей образовательные электронные издания (ЭУМ, КСО)?

Ø     Требования, предъявляемые к образовательным электронным изданиям (ЭУМ, КСО), применяемым на отдельных видах учебных занятий.

Ø     Смысл понятий «апробация» и «экспертиза» образовательных электронных изданий (КСО). Чем отличаются эти понятия?

Ø     Назначение и технология апробации образовательных электронных изданий (ЭУМ, КСО).

Ø     Назначение, этапы и технология экспертизы образовательных электронных изданий (ЭУМ, КСО).

3. Перечень используемых технических средств.

Наименование

Назначение

Примечание

Комплект мультимедийной проекционной техники

Демонстрация примеров ЦОР, ИУМК

Рекомендуется использование интерактивной доски

Набор ЦОР, ИУМК и др. программных средств учебного назначения

Демонстрация фрагментов в качестве примеров

 

4. Рекомендации по использованию информационных технологий.

На данном занятии информационные технологии используются для демонстрации фрагментов различных ЭУМ (ЦОР, ИУМК).

5. Перечень тем рефератов и докладов к семинару.

Ø     Компьютерные средства обучения: классификация, назначение, решаемые педагогические задачи;

Ø     Преимущества и недостатки использования компьютерных средств обучения. Использование новых информационных технологий для создания новой образовательной среды и достижения качественно новых результатов обучения. (Дополнительное чтение: Высшее образование_2020.doc, Старшие классы_2020.doc)

Ø     Комплекс требований, предъявляемых к компьютерным средствам обучения;

Ø     Апробация, экспертиза, тестирование, анализ и оценка КСО: назначение, технологии проведения.

6. Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов.

Содержание докладов должно полностью раскрывать тему. Подготовка доклада может быть выполнена мини-группой. Доклады должны быть представлены в электронном виде, размещены в портфолио слушателя, подготовившего доклад, иметь ссылку на него для возможности доступа остальных слушателей. В случае групповой работы над докладом, портфолио должен отражать личный вклад каждого участника группы по подготовке доклада. Выступление рекомендуется сопровождать презентацией. На каждое выступление отводится  не более 15 минут.

7. Список рекомендуемой литературы, информационных источников для самостоятельного изучения.

Ø    Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина. Вопросы создания инновационных учебных продуктов нового поколения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Стр. 18-35. (Электронный ресурс: Создание иннвационных учебных продуктов.pdf)

Ø     Цифровые ресурсы для школы.  Мировой опыт и Проект ИСО. Рабочие материалы Версия 5.1, апрель 2005 – файл: Цифровые образовательные ресурсы для школы Ver-5 1.doc

Ø     Козленко А. Электронный учебник для школы: основные характеристики, особенности и технологии.// e-Learning World. – №6 (11). – 2005. – с. 50-59

Ø     Демкин В. П., Можаева Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии: методическое пособие для преподавателей // Библиотека портала «ИКТ в образовании». – Томск, 2003. – (Электронный ресурс: Классификация ОЭИ. Doc или Классификация ОЭИ/ index.html или Классификация образовательных ЭИ.ppt);

Ø     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. – Тема 5, параграфы 5.1 и 5.2 (Электронный ресурс ido.rudn.ru/nfpk/ikt или Использование ИКТ в общем среднем образовании/ index.htm);

Ø     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании – Тема II «Образовательные электронные издания и ресурсы» (электронный ресурс: ido.rudn.ru/Open/ или ИКТ в современном открытом образовании/ index.html)

Ø     Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. – Тема «Экспертиза ОЭИ», приложения (электронный ресурс: электронные образовательные издания.pdf)

Ø     Вуль В. А. Электронные издания: учебник. Глава 1 «Общая характеристика электронных изданий» (электронный ресурс: Вуль_электронные издания/ index.html)

Ø     Беляев М. И., Вымятин В. М., Григорьев С. Г. и др. Основы концепции создания образовательных электронных изданий (ОЭИ) (электронный ресурс: основы концепции создания ОЭИ.pdf)

Ø     Осин А. В. Авторское право и экспертиза качества электронных учебных изданий. – §1 (http://www.rnmc.ru/ideas/osin/avtpravo.php, электронный ресурс: Авторское право и экспертиза ЭУИ.pdf)

Ø     Файл: Из рабочего словаря проекта ИСО.doc

Ø     Файл: К словарю проекта ИСО – апробация учебных материалов.doc

Ø     Файл: Классификация КСО.doc

Рекомендации слушателям по подготовке к занятию

При подготовке к занятию рекомендуем использовать методику «Insert» - чтение с разметкой. Предлагаем Вам использовать систему из четырех знаков – «+», «V», «–», «?». Знаки означают: «+» – новое; «V» – уже знал; «–» – не согласен; «?» – не понял, есть вопросы. Правила работы с текстом могут быть следующими:

Ø     Ставьте значки по ходу чтения текста;

Ø     Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям;

Ø     Прочтите текст еще раз, возможно количество значков изменится;

Ø     Закончив чтение текста, подведите итог: как много нового Вы узнали, выпишите суждения или цитаты, с которыми Вы не согласны, выпишите вопросы, которые остались непонятными.

Проделанная работа позволит Вам принять активное участие в обсуждении на семинаре, получить ответы на вопросы и разрешить сомнения.

 

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Занятие рекомендуется построить следующим образом:

Первый этап: постановка целей и задач семинарского занятия. Планируемое время – 5-7 минут.

Второй этап: выступления слушателей с докладами с обязательным последующим обсуждением, подведением итогов. На каждое выступление следует запланировать от 10 до 15 минут, на обсуждение до5 минут.

Рекомендации: поскольку слушатели курса не являются специалистами в области информационных технологий и только начинают знакомство с электронными образовательными ресурсами, следует подготовить демонстрационные примеры различных электронных образовательных ресурсов, чтобы наглядно показать особенности, основные структурные единицы, элементы оформления, навигации, интерактивности, мультимедийные составляющие и пр.

Работу слушателей над докладами рекомендуется организовать по группам. Формирование групп по 4-5 человек следует осуществить в самом начале обучения, т.к. при проведении занятий предлагается сделать акцент на групповой работе слушателей исследовательского характера и организации самостоятельной работы. Методику формирования групп определяет преподаватель с учетом пожеланий слушателей. При формировании групп необходимо обратить внимание на то, что желательно в состав каждой группы включить организатора/координатора, 2-3 исполнителей и «генератора идей».

Для проведения второго этапа занятия рекомендуется использовать методику проведения «круглого стола». Пространство, в котором слушатели находятся лицом к лицу друг с другом, в большей степени располагает для вдумчивого и уважительного обсуждения. «Круглый стол» предполагает индивидуальную ответственность и сопричастность процессу обсуждения.  Каждый из участников обсуждения находится «на глазах» у других, ему труднее отмолчаться. Проведение обсуждения в виде «круглого стола» способствует свободному обмену мнениями и диалогу.

Третий этап: Подведение итогов занятия. Задание слушателям для самостоятельной работы и по формированию портфолио.

 

Модуль 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

Тема: Технико-технологическая оценка ЭОР (ЦОР, КСО)

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие практических навыков работы с ЦОР, умений анализировать электронные образовательные ресурсы с точки зрения технико-технологических возможностей.

В результате проведенного занятия слушатели

Ø     Выполнят технико-технологический анализ и оценку, по крайней мере, одного электронного образовательного ресурса;

Ø     Смогут производить анализ и оценку ЭОР с точки зрения конечного пользователя;

Ø     Смогут назвать не менее 5 критериев оценки ЭОР с технологической точки зрения;

Ø     Смогут назвать не менее 20 элементов ЭОР и их характеристики, подлежащие оценке;

Ø     Будут иметь представление об основных управляющих элементах интерфейса ЭОИ.  

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Ø     Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. – Тема «Экспертиза ОЭИ», приложения (электронный ресурс: электронные образовательные издания.pdf)

Ø     Осин А. В. Авторское право и экспертиза качества электронных учебных изданий. – §1 (Электронный ресурс: Авторское право и экспертиза ЭУИ.pdf)

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Карточка для проведения анализа и технико-технологической оценки электронных образовательных ресурсов

 

4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Примечание

Компьютерный мультимедийный класс

Выполнение основной практической работы

Предусмотреть наличие наушников

Комплект мультимедийной проекционной техники

Демонстрация фрагментов ЭОР

Рекомендуется использование интерактивной доски

Комплект ЦОР, ЭОИ, ИУМК

Объект изучения

 

 

5. Рекомендации слушателям по подготовке к занятию с указанием литературы.

Ø     Повторить материалы семинарского занятия;

Ø     Изучить информационные и справочные материалы (п.2);

Ø     Заранее ознакомиться с карточкой оценки электронного образовательного издания (ресурса)

6. Рекомендации по использованию информационных технологий

Занятие проводится в компьютерном классе, оснащенном мультимедийными компьютерами. Заранее необходимо подготовить комплект изучаемых электронных образовательных ресурсов. Заранее установка не рекомендуется, установку программных продуктов рекомендуется осуществить на занятии, чтобы слушатели могли выполнить ее самостоятельно и оценить простоту и скорость установки.

Комплект мультимедийной проекционной техники требуется для сопровождения итоговых выступлений слушателей по результатам выполненной работы.

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Ø     Из предложенного комплекта ЦОР (ЭОИ, ИУМК) выбрать программный продукт для анализа и оценки;

Ø     Произвести установку и запуск программного продукта;

Ø     Заполнить карточку экспертной оценки;

Ø     Подготовить отчет о проделанной работе в виде сообщения с указанием достоинств и недостатков электронного образовательного ресурса, которые выявлены во время проведения анализа и оценки.

8. Задания слушателям для самостоятельной работы.

Провести рефлексию проведенного занятия, проанализировать знания и умения, которые приобретены в ходе занятия, заполнить «Журнал заметок» по результатам занятия; карточку оценки ЭОИ добавить в портфолио.

9. Контрольные вопросы по теме занятия.

Ø     В чем заключается этап тестирования и технико-технологической экспертизы?

Ø     Какие задачи решаются на этапе тестирования и экспертизы?

Ø     По каким критериям осуществляется экспертная оценка ЭОИ?

Ø     Перечислите основные управляющие элементы интерфейса ЭОИ

Ø     Какие параметры ЭОИ характеризуют его интерактивность?

Ø     Какие параметры ЭОИ характеризуют его надежность?

Ø     Перечислите основные компоненты ЭОИ, подлежащие эргономической оценке

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Занятие рекомендуется построить следующим образом:

Первый этап: постановка целей и задач проводимого занятия. На данном этапе следует конкретизировать задание, выдать конкретные ЭОИ для проведения экспертной оценки, карточки для заполнения. Примерное время – 5-7 минут.

Рекомендации: на данном занятии задания по оценке ЭОИ целесообразно выполнять индивидуально или по парам, т.к. оценка носит, в основном, субъективный характер и выработка группового решения не требуется, кроме того, желательно, чтобы слушатели имели возможность приобрести индивидуальные навыки работы с ЭОИ.

При подборе ЭОИ следует учесть предметную область подготовки слушателей и предложить им для проведения экспертной оценки программные продукты из их предметной области, в этом случае одновременно с проведением экспертной оценки будет осуществляться знакомство с ЭОИ по предмету, а также слушатели будут подготовлены к проведению следующего этапа экспертной оценки – психолого-педагогической, дидактической и методической.

Второй этап: выполнение практического задания, анализ и оценка ЭОИ с заполнением карточки. Подготовка итогового отчета по результатам работы в виде сообщения. Сообщение должно содержать суждения об ЭОИ, отражать те моменты, которые можно отнести к достоинствам, а также недостатки в реализации и работе ЭОИ. Примерное время – 1 час.

Третий этап: заслушивание сообщений слушателей и их обсуждение. На данном этапе рекомендуется использовать проекционную технику для демонстраций фрагментов ЭОИ. Подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы и по формированию портфолио. Примерное время – 20-25 минут.


Модуль 1

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 2

Тема: Педагогическое проектирование

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

Сформировать систему знаний о педагогическом проектировании, его роли и значении в системе обучения, стадиях педагогического проектирования.

В результате проведенного занятия слушатели должны знать:

Ø     Различные подходы к определению педагогического проектирования;

Ø     По крайней мере, одно определение педагогического проектирования;

Ø     Стадии и уровни процесса педагогического проектирования;

Ø     Требования к профессиональной подготовке специалиста в области педагогического проектирования;

Ø     О командном принципе педагогического проектирования ЭУМ;

Ø     Состав команды, функции каждого участника и принципы взаимодействия на каждом этапе педагогического проектирования ЭУМ.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение

Ø     Различные подходы к понятию педагогического проектирования;

Ø     Связь педпроектирования и реальной практики обучения, роль и место педпроектирования в системе обучения;

Ø     Система подготовки в области педпроектирования (педдизайна): зарубежный и отечественный опыт;

Ø     Понятийный аппарат, связанный с теорией педпроектирования;

Ø     Теоретические и практические аспекты педпроектирования;

Ø     Основные объекты педагогического проектирования;

Ø     Процесс педагогического проектирования применительно к разработке ЭУМ;

Ø     Основные этапы педпроектирования и их содержательный анализ;

Ø     Командный подход педпроектирования ЭУМ;

Ø     Формирование команды, состав, принципы взаимодействия в команде;

Ø     Профессиональная специализация участников команды, требования к профессиональной подготовке специалистов.

1.           Перечень используемых технических средств

 

Наименование

Назначение

Примечание

Комплект мультимедийной проекционной техники

Сопровождение выступлений слушателей

Рекомендуется вместо экрана использование интерактивной доски

4. Рекомендации по использованию информационных технологий

На данном занятии компьютер и проекционная техника используются для сопровождения выступлений слушателей.

5. Перечень тем рефератов и докладов к семинару

Ø     Теоретические основы педагогического проектирования;

Ø     Логика организации процесса педпроектирования;

Ø     Основные объекты педагогического проектирования;

Ø     Командный подход при педагогическом проектировании ЭУМ: состав команды, формирование, взаимодействие друг с другом, профессиональная специализация, требования к уровню подготовки специалистов.

6. Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов

Содержание докладов должно полностью раскрывать тему, в докладе должен быть представлен общетеоретический подход, а также материал применительно к педагогическому проектированию электронных учебных материалов. Доклады должны быть представлены в электронном виде, размещены в портфолио слушателя, подготовившего доклад, иметь ссылку на него для возможности доступа остальных слушателей. В случае групповой работы над докладом, портфолио должен отражать личный вклад каждого участника группы по подготовке доклада. Выступление рекомендуется сопровождать презентацией. На каждое выступление отводится  не более 15 минут.

7. Список рекомендуемой литературы

Ø     Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учебн. пособие для высш. уч. заведений/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

Ø     Уваров А. Ю. Педагогический дизайн. // Информатика, еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003 - №30 – 32 с. (электронные версии: Педагогический дизайн_Уваров.pdf или Уваров_Педагогический дизайн.doc или Уваров_педагогический дизайн_сайт/ index.htm)

Ø     Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. – Глава 1, с. 14-48. (Файл: Модуль 1/ Интернет-обучение_технологии педдизайна.pdf)

Ø     Файл: Подготовка специалистов в области педдизайна.doc

Ø     Файл: Понятие педагогического дизайна.doc

Ø     Руденко-Моргун О. И. Главы из докторской диссертации «Принципы моделирования и реализации электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа». (Файл: Моделирование как основа педпроектирования.doc)

Рекомендации слушателям по подготовке к занятию

При подготовке к занятию рекомендуем использовать методику «Insert» - чтение с разметкой. Предлагаем Вам использовать систему из четырех знаков – «+», «V», «–», «?». Знаки означают: «+» – новое; «V» – уже знал; «–» – не согласен; «?» – не понял, есть вопросы. Напоминаем правила работы с текстом:

Ø     Ставьте значки по ходу чтения текста;

Ø     Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям;

Ø     Прочтите текст еще раз, возможно количество значков изменится;

Ø     Закончив чтение текста, подведите итог: как много нового Вы узнали, выпишите суждения или цитаты, с которыми Вы не согласны, выпишите вопросы, которые остались непонятными.

Проделанная работа позволит Вам принять активное участие в обсуждении на семинаре, получить ответы на вопросы и разрешить сомнения.

8. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Занятие рекомендуется построить следующим образом:

Первый этап: постановка целей и задач семинарского занятия. Планируемое время – 5-7 минут.

Второй этап: выступления слушателей с докладами с обязательным последующим обсуждением, подведением итогов. На каждое выступление следует запланировать от 10 до 15 минут, на обсуждение до5 минут.

Работу слушателей над докладами рекомендуется организовать по группам.

Для проведения второго этапа занятия рекомендуется использовать методику проведения «круглого стола».

Третий этап: Подведение итогов занятия. Примерное время – 10 минут. Задание слушателям для самостоятельной работы и по формированию портфолио:

Ø     Проанализируйте занятие, вернитесь к своему первоначальному рассуждению о педагогическом проектировании, запишите в «Журнале заметок», что в вашем представлении изменилось;

Ø     Из предложенного списка специалистов-разработчиков ЭУМ выберите, кем вы себя видите (хотите быть/ можете быть), при этом постарайтесь объяснить в своем рассуждении, почему вы вбираете именно эту роль? Разместите свои рассуждения в «Журнале заметок».

Список специалистов-разработчиков ЭУМ:

руководитель;

методист / аналитик / специалист по педагогическому дизайну;

сценарист учебных материалов

тестировщик учебных материалов;

эксперт по предметной области;

программист;

дизайнер мультимедиа-объектов (видео, аудио и т.п.);

редактор УММ.

 

Модуль 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

Тема: Оценка ЭОР (ЦОР, КСО) с точки зрения субъектов учебного процесса

 

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель.

Развитие практических навыков работы с ЦОР, умений анализировать электронные образовательные ресурсы с точки зрения субъектов учебного процесса.

В результате проведенного занятия слушатели

Ø     Выполнят психолого-педагогический анализ и оценку, по крайней мере, одного электронного образовательного ресурса;

Ø     Смогут производить анализ и оценку ЭОР с точки зрения учения и обучения;

Ø     Смогут назвать не менее 5 традиционных дидактических требований к ЭОР;

Ø     Смогут назвать не менее 5 специфических дидактических требований к ЭОР;

Ø     Смогут перечислить методические требования к ЭОР;

Ø     Смогут перечислить психологические требования к ЭОР;

Ø     Смогут высказывать аргументированные суждения о целесообразности и эффективности использования ЭОР в учебном процессе в зависимости от формы проведения занятий и их  (ЭОР) дидактической нацеленности. 

2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.

Ø     Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д. Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. – Тема «Экспертиза ОЭИ», приложения (электронный ресурс: электронные образовательные издания.pdf)

Ø     Осин А. В. Авторское право и экспертиза качества электронных учебных изданий. – §1 (Электронный ресурс: Авторское право и экспертиза ЭУИ.pdf)

Ø     Беляев М. И., Вымятин В. М., Григорьев С. Г. и др. Основы концепции создания образовательных электронных изданий (ОЭИ) (электронный ресурс: основы концепции создания ОЭИ.pdf);

Ø     Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании – Тема II «Образовательные электронные издания и ресурсы» (электронный ресурс: ido.rudn.ru/Open/ или ИКТ в современном открытом образовании/ index.html);

Ø     Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. – Тема 5, параграфы 5.2 и 5.4 (Электронный ресурс ido.rudn.ru/nfpk/ikt или Использование ИКТ в общем среднем образовании/ index.htm);

3. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии.

Карточка для проведения анализа и психолого-педагогической оценки электронных образовательных ресурсов

 

 


 


4. Перечень и краткое описание технических (программных) средств, необходимых для проведения занятий.

Наименование

Назначение

Примечание

Компьютерный мультимедийный класс

Выполнение основной практической работы

Предусмотреть наличие наушников

Комплект мультимедийной проекционной техники

Демонстрация фрагментов ЭОР

Рекомендуется использование интерактивной доски

Комплект ЦОР, ЭОИ, ИУМК

Объект изучения

 

 

5. Рекомендации слушателям по подготовке к занятию с указанием литературы.

Ø     Повторить материалы семинарского занятия №1;

Ø     Изучить информационные и справочные материалы (п.2);

Ø     Заранее ознакомиться с карточкой оценки электронного образовательного издания (ресурса)

6. Рекомендации по использованию информационных технологий

Занятие проводится в компьютерном классе, оснащенном мультимедийными компьютерами. Заранее необходимо подготовить комплект изучаемых электронных образовательных ресурсов. На данном занятии рекомендуется заранее установить программные продукты на компьютеры.

Комплект мультимедийной проекционной техники требуется для сопровождения итоговых выступлений слушателей по результатам выполненной работы.

7. Практические задачи, задания, упражнения.

Ø     Из предложенного комплекта ЦОР (ЭОИ, ИУМК) выбрать программный продукт для анализа и оценки;

Ø     Заполнить карточку экспертной оценки;

Ø     Подготовить отчет о проделанной работе в виде сообщения с указанием достоинств и недостатков электронного образовательного ресурса, которые выявлены во время проведения анализа и оценки.

8. Задания слушателям для самостоятельной работы.

Провести рефлексию проведенного занятия, проанализировать знания и умения, которые приобретены в ходе занятия, заполнить «Журнал заметок» по результатам занятия, карточку психолого-педагогической оценки ЭОИ добавить в портфолио; проанализировать результаты работы с ЦОР и/или ИУМК, ответить на вопросы, которые обычно предъявляются учащимся после испытания программного продукта; заполнить таблицу уже с точки зрения учителя, который испытывает программный продукт в учебном процессе:

А) Если бы вы были учеником, то как бы вы ответили на вопросы:

-        Чем Вам понравилась работа с обучающей программой  (по сравнению с другими учебными материалами)?

-        Какие элементы учебной работы показались Вам скучными (непривлекательными)?

-        Насколько Вам нравится стиль подачи материала (голос диктора, манера ведущего на видеофрагменте)?

-        Хочется ли Вам больше узнать о предмете после того, как Вы изучили его с помощью КОП?

Б) Если бы вы были учителем, то что бы вы сказали:

Область вопросов

Варианты общих вопросов

Подготовка обучаемых

-        Что уже знают обучаемые по этой теме?

-        Имеют ли учащиеся знания и навыки, необходимые для изучения данного вопроса?

Работа обучаемых

-        Может ли обучаемый использовать КОП без посторонней помощи?

-        Сколько времени занимает изучение темы?

Проблема внедрения

-        Насколько просто было установить, запустить и использовать КОП?

-        Могут ли преподаватели использовать КОП в рамках  своего учебного расписания/кабинета?

Результаты обучения

-        Какие из целей обучения небыли достигнуты?

-        Какие умения обучаемые не могут использовать на рабочем месте? Почему?

Отношение обучаемых

-        Считают ли обучаемые, что этот материал стоило изучать?

-        Считают ли обучаемые, что они освоили нечто важное?

Отношение преподавателей

-        Будут ли преподаватели использовать КОП?

-        Почему преподаватели не хотят использовать эту КОП?

В) Если бы вы были экспертом специалистом-предметником, то как бы вы оценили:

Название ЭОР:

Да

Нет

Содержание учебного материала точно (вся фактическая информация и иллюстративный материал не содержат ошибок)

Замечания _______________________________________

 

 

Учебный материал полон (исчерпывающе покрывает изучаемую область)

Замечания _______________________________________

 

 

Содержание учебного материала современно (нет элементов, которые не отвечают современным требованиям)

Замечания _______________________________________

 

 

Производственная деятельность обучаемых улучшится, если они освоят предложенный материал

Замечания _______________________________________

 

 

 

9. Контрольные вопросы по теме занятия.

Ø     В чем заключается этап психолого-педагогической  экспертизы?

Ø     Какие требования предъявляются к ЭОИ с точки зрения использования в учебном процессе?

Ø     Перечислите основные дидактические требования к ЭОИ

Ø     Перечислите специфические дидактические требования к  ЭОИ

Ø     Каким методическим требованиям должны удовлетворять ЭОИ?

Ø     Какие психологические требования должны быть учтены при разработке ЭОИ?

Ø     Назовите различные виды ЭОР, используемые в зависимости от формы проведения занятия

10. Рекомендации для преподавателей по проведению занятия

Занятие рекомендуется построить следующим образом:

Первый этап: постановка целей и задач проводимого занятия. На данном этапе следует конкретизировать задание, выдать конкретные ЭОИ для проведения экспертной оценки, карточки для заполнения. Примерное время – 5-7 минут.

Рекомендации: на данном занятии задания по оценке ЭОИ целесообразно выполнять индивидуально или по парам, т.к. оценка носит, в основном, субъективный характер и выработка группового решения не требуется, кроме того, желательно, чтобы слушатели имели возможность приобрести индивидуальные навыки работы с ЭОИ.

Для проведения психолого-педагогической (методической, дидактической) оценки рекомендуется предложить слушателям ЭОР, экспертизу которого они уже проводили. Это позволит сэкономить время, сосредоточиться на выполнении практического задания.

Второй этап: выполнение практического задания, анализ и оценка ЭОИ с заполнением карточки. Подготовка итогового отчета по результатам работы в виде сообщения. Сообщение должно содержать суждения об ЭОИ, отражать те моменты, которые можно отнести к достоинствам, а также недостатки с точки зрения проведенной психолого-педагогической экспертизы ЭОИ. Примерное время – 1 час.

Третий этап: заслушивание сообщений слушателей и их обсуждение. На данном этапе рекомендуется использовать проекционную технику для демонстраций фрагментов ЭОИ. Подведение итогов занятия, задание для самостоятельной работы и по формированию портфолио. Примерное время – 20-25 минут.