ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРССТЕТ»

 

Кафедра информатики и ИТ

 

Комплект учебно-методических материалов к учебному модулю «Место электронных учебных материалов в учебном процессе: средства и технологии обучения, оценка качества их применения» в рамках спецкурса  «Педагогическое проектирование электронных учебных материалов»

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию  учебного модуля (выписка из ГОС педагогических специальностей):

Учебный модуль «Место электронных учебных материалов в учебном процессе: средства и технологии обучения, оценка качества их применения» является составной частью курса «Педагогическое проектирование электронных учебных материалов», который разработан как самостоятельный компонент учебных планов педагогических специальностей, в частности, 032600 – История, 031001 – Филология, 032300 – Химия, 032400 - Биология и предлагается в качестве курса по выбору блока ОПД.

Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов педагогических специальностей, содержание учебного модуля обеспечивает решение ряда типовых задач профессиональной педагогической деятельности в следующих направлениях:

Педагогические технологии. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических задач. Проектирование и процесс решения педагогических задач.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе.

 

2. Цели учебного модуля содействие становлению специальной профессиональной компетентности слушателей в области педагогического проектирования на основе овладения содержанием модуля, направленного на углубленное изучение вопросов педагогического проектирования цифровых учебных материалов и построения учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды, оценки мультимедийных электронных учебных материалов, проведения их анализа с точки зрения конечных пользователей и субъектов процесса обучения.

 

3. Задачи учебного модуля

·       сформировать у слушателей представление о педпроектировании, в том числе о педпроектировании электронных учебных материалов;

·       сформировать представление о критериях оценки качества ЭУМ различного назначения;

·       Сформировать у слушателей представление о процессе педагогического проектирования как коллективной деятельности, понимание роли и места каждого участника в процессе педагогического проектирования ЭУМ;

 

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (согласно ГОС ВПО).

Содержание модуля связано со следующими дисциплинами ЕН.Ф.01 Математика-информатика; ЕН.Ф.03 Использование современных ИКТ в учебном процессе, ОПД.Ф.01 Психология, ОПД.Ф.02 Педагогика, ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения предмету (в соответствии со специальностью), ОПД.Ф.08 Современные средства оценивания результатов обучения; дисциплинами предметной подготовки (в соответствии со специальностью); Аудиовизуальные средства обучения.

 

5. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

Модуль направлен на формирование профессиональных компетентностей в области педагогического проектирования:

Профессиональные требования и функции

1.     Обеспечивать эффективную коммуникацию в визуальной, устной и письменной форме (базовые требования).

2.     Применять новые теории и результаты последних исследований в практике педагогического проектирования (требования более высокого уровня)

3.     Повышать квалификацию, совершенствовать навыки в области педагогического проектирования и по смежным направлениям (базовые требования).

Планирование и анализ

4.     Анализировать характеристики средств обучения

5.     Анализировать характеристики существующих технологий, а также возможностей их применения в обучающей среде (базовые требования)

Дизайн и разработка

6.     Оценивать модели дизайна и технологии его разработки

7.     Оценивать педагогические технологии, реализованные в электронных средствах обучения

 

5*. Ожидаемые результаты освоения модуля

В логике традиционного подхода в результате изучения данного модуля слушатели должны

Знать:

-        Теоретические основы педагогического проектирования и этапы его выполнения;

-        основные дидактические, психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в учебном процессе;

-        основные процедуры создания эффективных учебных материалов и уметь применять их для собственных разработок;

-        критерии и процедуры оценки электронных учебных материалов;

Уметь:

-        оценивать аудиовизуальные средства обучения с технологической точки зрения;

-        оценивать аудиовизуальные средства обучения с педагогической точки зрения;

Иметь:

-        опыт тестирования и экспертизы ЭУМ.

Основные понятия, формируемые в рамках модуля: педагогическое проектирование, этапы педпроектирования; компьютерные средства обучения: классификация, состав, назначение ЭУМ; психолого-педагогические, дидактические и эргономические требования к ЭУМ.

 

6. Перечень элементов  комплекта УММ:

·       учебно-методическое обеспечение  учебного модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- лекционные занятия;

- семинарские занятия;

- практические занятия.

- тестовые задания.

 

7. Инновационность комплекта УММ:

Инновационность содержания УММ обусловлена специализированной подготовкой слушателей в области педагогического проектирования ЭУМ, что, в свою очередь, определяет инновационность целей данного модуля. Данный модуль направлен на формирование компетентностей, необходимых при выполнении определенного этапа педпроектирования: тестирование и экспертиза ЭУМ.

В качестве инновационных методов обучения следует выделить сочетание индивидуальных и групповых методов обучения. Семинары проводятся в форме учебных дискуссий. В данном модуле предполагается осуществление этапа тестирования и экспертизы ЭУМ, а, следовательно, слушатели выступают в роли эксперта и тестолога, выполняя все присущие на данном этапе функции.

Основными средствами оценивания результатов обучения в данном модуле является портфолио, значительное внимание уделяется рефлексии учебного процесса и саморефлексии учебных результатов слушателей.

В качестве средств обучения используются многочисленные ЦОР и разработки проекта ИСО по различным предметным областям, техническое и программное обеспечение лаборатории ЦОР и педагогического проектирования.

 

8. Актуальность для системы педагогического образования

Возможность использования УММ для формирования содержания подготовки педагогических кадров на основе компетентностного подхода в области педагогического проектирования.

Модуль может быть взят за основу для разработки аналогичного модуля для слушателей системы повышения квалификации.

 

9. Список авторов элементов комплекта УММ: 

Звягина А. С., доцент кафедры информатики и ИТ ДВГГУ, к. пед. н.;

Руководитель проекта ИСО в ДВГГУ – Казинец В. А.

 

10. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УММ к учебному модулю

ГОС ВПО по педагогическим специальностям, в частности, 032100.00  – Математика с дополнительной специальностью; 032300 – Химия; 032400 – Биология; 031001 – Филология, квалификация учитель русского языка и литературы; 032600 – История.

Техническое задание по программе ELSP1/C/016 «Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов», реализуемого в рамках Федерального проекта ИСО.

 Рекомендации экспертной группы по разработке учебно-методических материалов для курсов «Педагогический дизайн».