Разговор для упражнения мальчиков в латинской речи, составленный Эльфриком (X—XI вв.)

УЧЕНИКИ. Мы, мальчики, просим тебя, наставник, научить нас говорить по-латыни правильно, потому что мы неучи и говорим неправильно.

Хотите ли, чтобы вас пороли при учении?

УЧЕНИКИ. Лучше нам быть поротыми ради учения, чем оставаться невеждами; но мы знаем, что ты мягок, и не станешь бить нас, если мы сами тебя к этому не принудим.

НАСТАВНИК. Спрашиваю тебя, о чем ты будешь говорить? Чем, например, ты занимаешься?

УЧЕНИКИ. Я дал монашеский обет. Ежедневно совершаю с братией по семи песнопений и занят чтением и пением, но тем не менее я хотел бы выучиться вести разговор по-латыни.

НАСТАВНИК. А что знают вот эти твои товарищи?

УЧЕНИКИ. Одни из них пахари, другие пасут овец, быков, некоторые даже охотники; иные рыбаки, иные птицеловы, есть купцы, сапожники, солевары, хлебники...

НАСТАВНИК. Так вот, спрошу вас, для чего вы так усердно учитесь?

УЧЕНИКИ. Потому что не хотим мы быть скотами неразумными, которые ничего не ведают, кроме травы да воды.

НАСТАВНИК. Хотите ли быть изворотливы и увертливы, ловки во лжи, хитроумны в ответах, себе на уме – в речах добрые, в помыслах дурные, на словах сладкие, а в душе яд таящие…?

УЧЕНИКИ. Хотим быть мудрыми в простоте, без лицемерия, уйти от зла и сотворить благо. Доселе, однако, ты рассуждаешь с нами глубокомысленнее, чем может понять наш возраст. Говори же с нами по-нашему, не столь глубокомысленно.

НАСТАВНИК. Пороли тебя сегодня?

УЧЕНИКИ. Нет, ибо я вел себя добронравно.

НАСТАВНИК. Ну, а твоих товарищей?

УЧЕНИКИ. Зачем ты спрашиваешь об этом меня? Я не смею выбалтывать тебе наших тайн. Каждый сам знает, пороли его или нет...

НАСТАВНИК. Где спишь ты?

УЧЕНИКИ. В опочивальне с братией.

НАСТАВНИК. Кто поднимает тебя к ночной службе?

УЧЕНИКИ. Иногда я сам слышу призыв и встаю; иногда наставник мой будит меня сурово розгой.

НАСТАВНИК. О, достойные мальчики и почтительные ученики! Ваш воспитатель наставляет вас в священных правилах повиновения, чтобы вы вели себя подобающе во всяком месте.

Ответьте на вопросы:

  1. Что, судя по этому тексту, было целью обучения в средние века?
  2. **Объясните, как могло случиться так, что ученики-монахи уже совершают богослужение, но не знают латыни?
  3. *Почему обучение в те времена непременно сопровождалось поркой? **Почему ученики сами согласны на нее?
  4. *Что может рассказать этот отрывок о жизни монахов в средние века?