ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет


Учебно-методический комплект модуля «Казнить нельзя помиловать»



УТВЕРЖДАЮ


Ректор ___________________


"____"______________200_г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


модуля «Казнить нельзя помиловать»


Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301"Русский язык и литература».

Факультет: филологический

Курс обучения ___II___

Семестр ___II___

Всего часов по учебному плану: __24___

В том числе по формам обучения: очная

- практикум ___12__(из них одна лекция)

- самостоятельная работа ____12_

 

Формы итогового контроля знаний:

- зачет _II_сем.



МОСКВА

2006

Содержание



 
1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения модуля.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение модуля.

 

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

 

4.2. Практикум

 

4.3. Самостоятельная работа

 

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.


  1. Общие положения

Цели модуля:

3. Задачи модуля:

В результате изучения модуля студент должен

- ЗНАТЬ предметное содержание темы и формы его представления в ЦОР;

- УМЕТЬ анализировать материалы, представленные в ЦОР, применять, комбинировать, варьировать различные типы заданий, представленные в ЦОР; находить место данным материалам на разных этапах урока; составлять конспекты уроков с использованием данных материалов; проводить с помощью ЦОР диагностический срез знаний и умений учащихся и корректировать содержание урока на основе полученных данных;

- ВЛАДЕТЬ навыками пользования ЦОР и методикой проектирования конкретного урока по тематике модуля с использованием ЦОР

- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о возможностях мультимедиа -комплекса.


2. Требования к уровню освоения модуля

Формируются на основании п. 7.1 ГОС ВПО по специальности.

В результате изучения модуля студент должен

В результате изучения модуля студент должен

- ЗНАТЬ предметное содержание темы и формы его представления в ЦОР;

- УМЕТЬ анализировать материалы, представленные в ЦОР, применять, комбинировать, варьировать различные типы заданий, представленные в ЦОР; находить место данным материалам на разных этапах урока; составлять конспекты уроков с использованием данных материалов; проводить с помощью ЦОР диагностический срез знаний и умений учащихся и корректировать содержание урока на основе полученных данных;

- ВЛАДЕТЬ навыками пользования ЦОР и методикой проектирования конкретного урока по тематике модуля с использованием ЦОР

- ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о возможностях мультимедиа - комплекса.



3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины/модуля/спецкурса

 

Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

Очная

очно-заочная

заочная

в семестр1

в неделю

в год

в год

Лекции

2





Лабораторные занятия






Практические занятия

10

10

1



Самостоятельная работа

12

12




 


4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

4.2.1. Аудиторные занятия 12 часов.

Лекция «ИКТ в преподавании русского языка в школе» (2 часа)

Практические занятия – 10 часов, из них 2 часа мастер-класс, 2 часа итоговый контроль (защита презентаций).

Самостоятельная работа – 12 часов

п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Лекция «ИКТ в преподавании русского языка в школе»


2



2

Мастер-класс


2



3

Работа с мультимедиа комплексом при изучении орфографии


2



4

Повторение пройденного материала (на примере повторения раздела «Фонетика» в 11 классе)


2



5

Проведение урока-демонстрации в 5 классе


2



6

Итоговое занятие: защита проектов


2




Всего


12



4.2.3. Самостоятельная работа

п/п

Наименование тестов, контрольных работ, курсового проекта.

Номера тем

лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание


1.









2.









3.





4.



5.


Анализ, систематизация, изучение возможностей использования материалов мультимедиа комплексов: «1С:Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой, ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)» при изучении орфографии (на примере одной из орфограмм).

Анализ, систематизация, изучение возможностей использования материалов мультимедиа комплексов «1С:Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации» ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой, ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)» при изучении пунктуации (на примере одной из пунктограмм).

Составление системы уроков по теме «Фонетика» в 5 классе на основе материалов мультимедиа учебников: «1С: Репетитор. Русский язык» и ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой;

Разработка уроков различных типов с использованием мультимедиа комплекса

Создание игровых заданий и ролевых игр на уроках русского языка с использованием мультимедиа комплекса.




1









2









3





4



4




5. Требования к обязательному минимуму содержания программы

 

Практическое задание № 1


Мастер-класс: Обучающий диктант

Цель занятия: ознакомить студентов с возможностями мультимедиа учебников «1С: Репетитор. Русский язык», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой, ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)»; при повторении орфографии и пунктуации на уроках в старших классах; вспомнить и закрепить сведения по орфографии и пунктуации; обучить проведению диктанта с использованием ЦОР.

Перед началом занятия озвучивается цель урока: корректировка знаний учащихся; тренировка навыков работы с тестовыми материалами; формирование навыков самоконтроля.

Студентам объясняется мотивация: пробелы в знаниях по орфографии и пунктуации различны у разных учащихся, следовательно, необходима индивидуальная форма работы, которая оптимально реализуется при работе в компьютерном классе с помощью электронных учебников «1С: Репетитор. Русский язык», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой, ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)». Умение проверить и объяснить ошибки необходимо при различных формах контроля: диктанте, изложении, сочинении, тесте ЕГЭ.

Для работы используются следующие материалы электронного учебника «1С:Репетитор. Русский язык»: Альбом. Подготовка в вуз. Орфография и пунктуация. Диктанты: задания 1-5.

Устанавливаем уровень сложности. Активизируйте на верхней панели слева значок «1С: Репетитор». На нижней панели активизируйте «Альбом». На экране высвечивается меню, в котором активизируйте раздел «Подготовка в вуз». Выберите раздел «Орфография и пунктуация. Диктанты». Активизируйте задание 1.

Текст первого диктанта выводится на проекционную доску.

Вызванные студенты по очереди заполняют пропуски в тексте.

Сначала выполненную работу оценивает группа. Проверяющий студент указывает на ошибку и аргументирует внесённое исправление. Затем выполнение работы и комментарии студенты проверяют с помощью компьютера:

1. Нажимаем кнопку «Готово».

2. Активизируем подчёркнутую ошибку и кнопку «Помощь».

3. Знакомимся с комментарием.

4. Выявляем типичные ошибки.

Для отработки наиболее распространённых ошибок обращаемся к разделу «Дневник. Совет»: Активизируем раздел «Орфография» («Пунктуация»). Работаем в следующей последовательности: «Изучите темы и выполните задание», «Выполните контрольные по темам». Активизируем актуальную для данной группы тему и выполняем задание на вызвавшую затруднение орфограмму/пунктограмму.

Если ошибок много, активизируем кнопку «Повторить задание» и ещё раз прорабатываем этот же диктант, но уже индивидуально. Результаты выполненного повторно упражнения вывести на экран для просмотра преподавателем.

II. После тренировки каждый студент активизирует кнопку «>» на нижней панели и самостоятельно выполняет упражнение №2 из первого блока.


III. Проверка результатов: В процессе выполнения преподаватель с главного компьютера следит за работой студентов, выявляет пробелы, типичные ошибки, обсуждает их со студентами и даёт рекомендации.


Практическое занятие №2

Работа с ЦОР и ИИСС при изучении орфографии

(на примере орфограммы «Слитное/раздельное написание

частиц НЕ и НИ»).

 

Цели занятия: ознакомление студентов с ресурсами мультимедиа комплексов «1С:Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой, ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)»; формирование умения отбирать дидактический материал с учётом возрастных особенностей учащихся и целей урока, выбирать методы и приёмы подачи дидактического материала, организовывать самостоятельную работу учащихся, используя мультимедиа комплекс

Оборудование: компьютерный класс, проектная доска.


Вопросы и задания к занятию


1. Проанализируйте программы по русскому языку различных авторов. Сравните представление темы «Правописание НЕ с различными частями речи». Составьте планирование уроков, посвящённых теме «Слитное/раздельное написание частицы НЕ с различными частями речи» в 11 классе.

2. Обобщите условия выбора слитного/раздельного написания частицы НЕ.


План занятия


1.Проблемное введение материала.

1) Обсуждение подготовленных дома вариантов планирования.

2) Формулирование целей и задач урока.

3) Ответы на вопросы:

 

а) Какие понятия должен знать ученик при работе над данной орфограммой?

б) Какие разделы морфологии и синтаксиса необходимо вспомнить перед повторением темы?


2. Работа с мультимедиа комплексом. «1С:Репетитор. Русский язык».

1) Откройте раздел «Альбом: Орфография».

2) Найдите тему «Слитное/раздельное написание НЕ и НИ»

3) Опишите представление материала.

4) Подумайте, в каких ЦОР и ИИСС могут содержаться материалы на эту тему?

5) Выполните и проанализируйте задания, предлагаемые мультимедиа комплексом:

а) Какому возрасту и уровню подготовки соответствуют задания?

б) Какие навыки формируются у учащихся при выполнении заданий?

в) Какие типы заданий представлены?

г) Какие принципы реализуются в предложенной последовательности выполняемых заданий?

д) Проанализируйте лексическое наполнение упражнений.

6) Распределите материал мультимедиа учебника в соответствии с предложенным вами планированием уроков.

3. Домашнее задание: Выполните и проанализируйте задания тестов, предложенных в контрольно-диагностических тестах «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой, ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)».


Практическое задание № 3


Проведение урока, посвящённого повторению пройденного материала ( на примере повторения раздела «Фонетика» в 11 классе)


Цели занятия: ознакомление с разделами мультимедиа учебников «1С: Репетитор. Русский язык», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой, ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)», обучение студентов отбору необходимых для повторения в 11 классе теоретических сведений и упражнений для различных этапов урока.


Вопросы и задания к занятию


1. Ознакомьтесь с материалом раздела «Фонетика» в «Программах к учебникам по русскому языку для 5-9 классов» различных авторов.

2. Какие темы раздела «Фонетика» необходимо повторить учащимся 11 класса перед выполнением итогового теста?

3. В каких разделах мультимедиа учебников «1С: Репетитор. Русский язык», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой, ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)»; представлены теоретические сведения и практические задания по фонетике?

4. Найдите типичные затруднения и ошибки, связанные с данным разделом.


План занятия


1. Работа над целевыми установками урока.

1) Сформулировать цели и задачи урока.

2) В соответствии с поставленными целями и задачами определите объём учебного материала, этапы урока, домашнее задание к уроку.

2. Ознакомление с новым материалом, предполагающим самостоятельную аналитическую работу.

Сведения о звуках речи и практические задания содержатся в нескольких разделах электронного учебника «1С: Репетитор. Русский язык». Ознакомимся с ними.

1) Учебник: Альбом: Фонетика: Гласные звуки. Ударные и безударные; Согласные звуки;

2) Подготовка в вуз: готовы ли вы к экзамену? Консультация.

3) Справочные материалы: Русский язык в таблицах: Фонетика.

Ознакомьтесь с содержанием статьи «Гласные звуки. Ударные и безударные», «Согласные звуки».

Ответьте на вопросы: Какие сведения из этой статьи актуальны при подготовке к итоговому тестированию? Какие сведения из лингвистического словаря вы бы добавили? Какие сведения из ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой) и ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)» можно использовать для дополнения информации о гласных и согласных звуках?

Отредактируйте статью. В какой форме можно использовать материалы этой статьи и других статей этого раздела? ( Как раздаточный материал на уроке или при выполнении домашнего задания; при самостоятельном повторении материала с последующим закреплением; как средство презентации повторяемого материала).

3. Отбор упражнений для определённого этапа обучения и контроля.

Найдите упражнение по фонетике в «1С: Репетитор. Русский язык», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой), ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)».

Опишите алгоритм работы с заданиями (один студент отвечает устно, преподаватель параллельно на доске фиксирует предложенный алгоритм, затем группа поправляет и дополняет ответ).

4. Обучение применению полученных знаний.

Группа делится на мини-группы. Каждая выполняет по 3 упражнения из задания №1 раздела «Подготовка в вуз» («1С: Репетитор. Русский язык»). Затем обсуждается результат выполнения упражнений.

В разделе «Справочные материалы» («1С: Репетитор. Русский язык») откройте «Русский язык в таблицах». Ознакомьтесь с таблицами по теме «Фонетика». Придумайте задания, формирующие умение составлять информативную классификацию.

5. Подведение итогов занятия.

6. Домашнее задание: продумайте систему уроков по теме «Фонетика» в 5 классе с использованием материалов мультимедиа учебников. (Обратите внимание на раздел «Анимации»).


Практическое задание № 5


Проведение урока-демонстрации


Цели занятия: ознакомление с ресурсами мультимедиа учебников «1С: Репетитор. Русский язык», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой), ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)»; обучение составлению комментария к иллюстрации, объяснению нового материала с использованием ИТ, подбору заданий для различных этапов урока.


Вопросы и задания к занятию


1. Какие темы раздела «Лексика» входят в программу по русскому языку в 5 классе? Сравните «Программы по русскому языку к учебнику 5-9 классов» различных авторов.

2. Повторите понятия «многозначность», «типы переносных значений», «омонимия».

3. Выпишите словарные статьи слова «ручка» и двух- трёх других многозначных слов из толковых словарей.


План занятия

1. Проблемное введение материала.

а) Сформулируйте цели и задачи урока на тему «Однозначные и многозначные слова» в 5 классе.

б) Определите место урока в системе уроков по лексике

в) Какой материал должен быть изучен к этому уроку?

2. Ознакомление с новым материалом, предполагающим самостоятельную аналитическую работу.

Откройте мультимедиа учебник «1С: Репетитор. Русский язык». Раздел «Лексикология». Выберите в списке меню раздела тему «Однозначные и многозначные слова». Слева на экране иллюстрация, справа — теоретический материал.

Вопросы и задания к группе:

- Как можно использовать иллюстрацию?

- Составьте текст-комментарий к этой иллюстрации.

- Сформулируйте вопросы воспроизводящего и проблемного характера к классу. (Например: сколько предметов называет слово «кувшин»?; сколько предметов называет слово «ручка»?; есть ли что-нибудь общее у предметов, названных одним словом? и под.).

- Прочитайте статью Учебника, помещённую рядом с иллюстрацией. Какие фрагменты статьи можно использовать на уроке? Адаптируйте текст статьи для учащихся 5 класса.

- Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов и прокомментируйте их.

- Продумайте задание и вопросы к иллюстрации для закрепления темы.

- Вернитесь в меню раздела «Лексикология». Материалы каких тем можно использовать при объяснении понятия «многозначность»? («Метонимия и синекдоха», «Образность переносного значения слова»).

3. Работа с практическими заданиями

После статьи Учебника помещены Задания. Откройте их.

- Все ли задания могут быть использованы в 5 классе?

- На каких этапах урока можно использовать предложенные задания к теме?

- Проанализируйте содержание второго задания.

- При выполнении заданий можно воспользоваться кнопкой «Помощь». Ознакомьтесь с возможностями, предоставляемыми этим ресурсом. Устраивает ли вас комментарий? Если нет, предложите свой вариант «помощи».

- Продумайте домашнее задание, связав его с использованным на уроке материалом.

4. Домашнее задание. Найдите материалы по лексикологии в других разделах данного мультимедиа учебника и ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой), ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)». Продумайте возможности использования этих материалов в курсе преподавания русского языка в средней школе.


Практическое задание № 5 (итоговое)

Защита проектов


Группа разделена на мини-группы, которые самостоятельно разрабатывают фрагменты различных типов уроков, адаптируют материалы мультимедиа комплексов для уроков различных классов средней школы. Из числа студентов назначается рецензент, который заблаговременно знакомиться с проектом.


План занятия


1. Представление проекта.

2. Выступление рецензента.

3. Обсуждение в группе.

4. Оценка преподавателя.


 

 


6. Литература (основная и дополнительная)

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Методика преподавания русского языка в школе.

Под ред. М.Т.Баранова

Учебное пособие

М., «Просвещение», 2000.

2. Теория и методика обучения русскому языку.

Под ред. Р.Б.Сабатноева

Учебник

М., 2005

3. Методика преподавания русского языка в средней школе.

Литневская Е.И., Багрянцева В.А.

Учебник

М., 2006

4. Обучение русскому языку в школе.

Под ред. Быстровой Е.А.

Учебное пособие

М., 2004

5. Теория и методика обучения русскому языку.

Воителева Т.М.

Учебное пособие

М., 2006

6. Словарь-справочник по методике русского языка.

Львов М.Р.

Словарь-справочник

М., 1988

7. Уроки русского языка в 5 классе.

Богданова Г.А.

Поурочное планирование

М., 2007

8. Уроки русского языка в 5 классе.

Никитина Е.И.

Поурочное планирование

М., 2007

9. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка.

Баранов М.Т.

Учебное пособие

М., 1988

10. Лексика в школьном курсе русского языка.

Прудникова А.В.

Учебное пособие

М., 1979

11.Справочник по правописанию и литературной правке

Розенталь Д.Э.

Справочник

М., «Книга», 1978 и последующие переиздания

12. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.

Учебное пособие

М., 1988

13. Правила русской орфографии и пунктуации


Свод правил

М., 1962

Дополнительная литература

1. Трудные вопросы орфографии

Иванова В.Ф.

Пособие для учителя

М., 1982

2. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов

Громов С.А.

Учебное пособие

М., 1998

3. Русское слово: Факультативный курс. Лексика и фразеология русского языка.

Введенская Л.А.. Баранов М.Т.. Гвоздарев Ю.А.

Методические рекомендации

М., 1991

4. Изучение в школе фонетики и графики русского языка.

Гребянкина Р.Т.

Учебное пособие

М., 1984

5. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке.

Горбачевич К.С.

Словарь-справочник

СПб., 2000


7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *

п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

«1С: Репетитор. Русский язык»,

мультимедиа-комплекс

электронный

2

«1С: Репетитор. Тесты по орфографии»,

мультимедиа-комплекс

электронный

3

«1С: Репетитор. Тесты по пунктуации»;


электронный

4.

ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой),

Мультимедиа учебник

электронный

5.

ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)».


электронный



* материалы, разработанные в рамках проекта должны быть доступны в электронном виде и на сайте вуза-участника проекта.


8. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль: представление фрагментов конспектов уроков, сочетающих традиционные и ИКТ методики.

Итоговый контроль: защита проекта, разработанного в ходе самостоятельной работы, с обобщением типов орфограмм или пунктограмм; составление тестов по темам «Фонетика», «Лексика» с учётом возрастных особенностей учащихся.


9. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе


Мультимедиа-комплексы «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой), ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)» содержат базы и банки данных, тестирующие программы, тренажеры и т. п., что дает возможность создавать при помощи ИКТ самые разные типы заданий модуля. Обучающая роль практикума возрастает, поскольку студенты не только используют, но и разрабатывают сами тестовые и игровые материалы, повышающие познавательный интерес к родному языку и методике его преподавания. Содержание модуля позволяет в интерактивной форме осваивать, контролировать во всех формах, стимулировать проектную деятельность.

Содержание практических занятий позволяет использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, при этом процесс и итог работы отражается на мониторах и мультимедийном экране, что позволяет учителю комментировать ответы, контролировать выполнение заданий, а также формировать у студентов умение видеть и исправлять как свои, так и чужие ошибки.


Рабочая программа разработана на основании требований ГОС и учебного плана

Дисциплины: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальности: для студентов, обучающихся по специальностям 050301"Русский язык и литература».




Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры _______________________________

и утверждена на 200__/200__ учебный год.

Протокол № ___ от «___»__________200__г.


Заведующий кафедрой _________________ _______________________

подпись фамилия, инициалы




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет


Кафедра современного русского языка


Учебно-методический комплект модуля

«Казнить нельзя помиловать»


Дисциплина: ОПД Ф.04 «Методика обучения русскому языку и литературе»

Специальность: для студентов, обучающихся по специальностям 050301"Русский язык и литература».


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Название

Автор

Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Методика преподавания русского языка в школе.

Под ред. М.Т.Баранова

Учебное пособие

М., «АСАDEMIA», 2000, 368 с.

2. Теория и методика обучения русскому языку.

Под ред. Р.Б.Сабаткоева

Учебное пособие

М., «ACADEMIA», 2005, 320 с.

3. Методика преподавания русского языка в средней школе.

Литневская Е.И., Багрянцева В.А.

Учебное пособие

М., «Академический проект», 2006, 590 с.

4. Обучение русскому языку в школе.

Под ред. Быстровой Е.А.

Учебное пособие

М., «Дрофа», 2004, 240 с.

5. Теория и методика обучения русскому языку.

Воителева Т.М.

Учебное пособие

М., «Дрофа», 2006, 319 с.

6. Словарь-справочник по методике русского языка.

Львов М.Р.

Словарь-справочник

М., «Просвещение», 1988, 240 с.

7. Уроки русского языка в 5 классе.

Богданова Г.А.

Поурочное планирование

М., «Просвещение», 2007

8. Уроки русского языка в 5 классе.

Никитина Е.И.

Поурочное планирование

М., «Просвещение», 2007

9. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка.

Баранов М.Т.

Учебное пособие

М., «Просвещение», 1988, 325 с.

10. Лексика в школьном курсе русского языка.

Прудникова А.В.

Учебное пособие

М., «Просвещение», 1979

11.Справочник по правописанию и литературной правке

Розенталь Д.Э.

Справочник

М., «Книга», 1978 и последующие переиздания

12. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.

Учебное пособие

М., 1988

13. Правила русской орфографии и пунктуации


Свод правил

М., 1962

14. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5 – 9 классы. К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень.



М., «Дрофа», 2000

15. Программно-методические материалы. Русский язык. 10 – 11 классы.

Рыбченкова Л.М. (составитель)


М., «Дрофа», 2001

Дополнительная литература

1. Трудные вопросы орфографии

Иванова В.Ф.

Пособие для учителя

М., 1982

2. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов

Громов С.А.

Учебное пособие

М., 1998

3. Русское слово: Факультативный курс. Лексика и фразеология русского языка.

Введенская Л.А.. Баранов М.Т.. Гвоздарев Ю.А.

Методические рекомендации

М., 1991

4. Изучение в школе фонетики и графики русского языка.

Гребянкина Р.Т.

Учебное пособие

М., 1984

5. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке.

Горбачевич К.С.

Словарь-справочник

СПб., 2000