ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский педагогический государственный университет



Кафедра _______современного русского языка

Учебно-методический комплект модуля «Казнить нельзя помиловать»



УТВЕРЖДАЮ


Заведующий кафедрой

_________ Ф. И.О.

«___» _____________ 200 __ г.


Конспект лекций


Специальность: _для студентов, обучающихся по специальности 050301 «Русский язык и литература»


Ведущий лектор:

__________________________________________________

(Ф.И.О., должность, учен. степень, учен. звание)


Одобрен на заседании кафедры
«___» _________ 200 __ г. протокол № _________


 



Москва

2006




СТРУКТУРА

конспекта лекций по дисциплине ОПД Ф. 04 «Методика обучения русскому языку и литературе»


Лекция № 1.

Тема: Использование средств информационных технологий в преподавании языка

(в соответствии с рабочей программой модуля)


Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Основные признаки и особенности мультимедиа технологии.

2.Обучающие возможности современных информационных технологий.

3. Проблемы преподавания русского языка в школе и информационные технологии.


Краткое содержание лекционного материала


Использование средств информационных технологий в преподавании языка

Главная особенность большинства средств современных информационных технологий состоит в том, что они преимущественно базируются на персональных компьютерах, подключенных к глобальным сетям. С выходом в поддерживаемое ими широкое познавательное, образовательное и коммуникационное простран­ство известные образовательные и обучающие возможности пер­сонального компьютера значительно расширяются и резонируются. Важной характеристикой этого симбиоза двух об­разовательных инструментов с точки зрения методики преподава­ния языка, как родного, так и иностранного, является то, что новые решения в области связи значительно увеличивают долю диалого­вой информации, с которой приходится сталкиваться человеку, делают неактуальными традиционные трансляционные подходы к распространению информации.

Коммуникативная компетенция, подразумевающая свобод­ное владение человеком всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи в разных сферах и ситуациях общения, является важнейшей характеристикой зрелой языковой личности. Важной задачей языкового образования становится формирование речевого поведения чело­века в различных условиях современного общения, что не может не оказывать влияния на сложившиеся в теории и методике преподавания русского языка (родного и иностранного) представления о том, чему, как и с помощью чего необходимо учить. Одной из наиболее значимых для языкового образования информационных технологий является технология мультимедиа, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию. К ее отличительным признакам относят:

-- интеграцию в одном программном продукте при помощи различных устройств регистрации и воспроизведения мно­гообразных видов информации, как традиционных (текст, таблицы, иллюстрации), так и оригинальных (речь, музыка, фрагменты видеофильмов, телекадры, и др.);

- работу в реальном времени, поскольку в отличие от текста и графики, статических по своей природе, аудио и видео­сигналы рассматриваются только в реальном масштабе времени;

- новый уровень интерактивного общения «человек­-компьютер».

Свойства данной информационной технологии дают воз­можность осуществлять одновременное предъявление языковой, речевой и экстралингвистической информации в самых разных модальностях, иными словами, позволяют создать учебную среду, которая воздействует на все каналы восприятия.

Таким образом, современный компьютер позволяет разра­ботчикам дидактических материалов оперировать таким комплек­сом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства дают возмож­ность создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, про­блемные материалы по русскому языку и тем самым повысить мотивацию учащихся на всех этапах и уровнях его изучения.

Другое исключительно важное качество компьютера, кото­рым не обладает ни одно из существующих обучающих средств, ­это способность взаимодействовать с человеком. Следовательно, с его помощью можно не только предъявлять учебный материал и фиксировать реакции учащегося, но И, в результате их оперативно­го анализа, тут же менять стратегию и тактику учебного процесса. Это значит, что у методистов появилась возможность создавать адаптивные дидактические материалы, с которыми учащийся смо­жет работать самостоятельно, в индивидуальном темпе, в заданной или свободной последовательности, с разной степенью глубины, полноты и сложности.

Существенной для решения проблем современной методи­ки обучения особенностью технологии мультимедиа является воз­можность объединения целого, очень значительного по объему, обеспечивающего длительный этап обучения, комплекса учебных материалов на одном материальном носителе. А так как в про­грамму можно заложить системы управления этим комплексом и отбора любого материала из него по запросу пользователя, тести­рующие про граммы, в которые можно включить все параметры для определения факторов, предусматриваемых личностным под­ходом (мотивацию, уверенность, предшествующую практику изу­чения русского языка, шаг усвоения и т.д.),то можно сказать, что в нашем распоряжении появилось средство, обеспечивающее функ­ционирование личностно-ориентированных моделей обучения.

В наши дни уже невозможно найти учебное заведение, в котором бы так или иначе не использовались информационные технологии (ИТ). При этом одной из основных сфер их примене­ния был и остается учебный процесс, где эти средства выступают как в роли средств обучения, так и в роли средств планирования и организации внеучебных мероприятий, управления учебными за­ведениями и их подразделениями.

В связи с этим можно говорить о наличии нескольких пер­спективных направлений использования информационных техно­логий в обучении языку:

  1. ИТ как средство управления и организации учебных заня­тий;

  2. ИТ как средство обучения в интерактивном режиме;

  3. ИТ как средство получения и презентации информации, вербальной, зрительной и слуховой.

В базу данных автоматизированной системы могут быть заложены также многочисленные учебные программы, учеб­но-методические материалы, списки необходимой учебной лите­ратуры. Это позволяет преподавателям легко ориентироваться в огромном количестве информации, без труда подбирать нужные про граммы и материалы для занятий, пользоваться электронной учебной библиотекой, максимально облегчает подготовку к уроку.

Очевидно, что автоматизированные системы управления (АСУ) должны разрабатываться не только потому, что их приме­нение оптимизирует процесс обучения, но и потому, что только на этой основе (используя обширные базы данных учебно­-методического назначения) можно создать модель взаимосвязан­ного компьютерного и некомпьютерного обучения на базе интег­рированных дидактических материалов, а в перспективе ­многофункциональную учебную среду.

Так возникла новая и перспек­тивная форма использования компьютера в качестве средства, по­зволяющего работать с интерактивной доской (как таковой или ее имитацией на экране монитора). Эта форма оказалась очень при­влекательной для учителей, в частности для учителей-русистов, которые отрыли в ней возможности, ранее им недоступные: рас­ширить границы привычной доски, оперативно менять на ней ИН­формацию самого разного характера и так же оперативно чередовать в течение урока различные виды наглядности (зритель­ную, слуховую, зрительно-слуховую). Очевидно, что оперативное использование таких наглядных материалов, как динамичные таб­лицы, фотографии, видеозаписи, способствуют решению пробле­мы организации проблемно-ориентированной учебной деятельности на уроке русского языка. Следовательно, одним из наиболее перспективных направлений деятельности становится создание тематических банков данных учебной наглядности. Та­кими материалами можно пользоваться на уроках как презентаци­онными, они же лягут в основу интерактивных электронных учебников и пособий.

Говоря об этом направлении использования ИТ, нельзя не упомянуть автоматизированные словари и справочники по рус­скому языку. На сегодняшний день существует множество слова­рей в виде электронных изданий и бесплатных Интернет-ресурсов. Отметим, что русисты именно в этой области оказались наиболее подготовленными к использованию информационных технологий.

Язык - отражение личности человека. Никакой другой предмет не в состоянии сформировать устную и письменную речь учащихся - и это очевидная и безусловная социокультурная задача школьного курса русского языка.

Предмет «Русский язык» направлен:

- на познание закономерностей функционирования русского языка;

-на овладение основными понятиями и ресурсами русского языка;

- на изучение его структуры и норм;

- - на развитие самостоятельной устной и письменной речи школьников во всех ее разновидностях;

- на выработку умения ясно и правильно излагать свои мыс­ли и знания;

- на развитие мышления, умений обобщать и абстрагировать понятия с помощью языковых средств;

--на расширение общей культуры и общего кругозора уча­щихся.

Из этого перечисления видна вся сложность и многоком­понентностъ задач, стоящих перед учителем-русистом, призван­ным всей своей деятельностью решать «сверхзадачу» школьного курса русского языка -- формирование и развитие зрелой языковой личности учащегося, характеризующейся высоким уровнем ком­муникативной компетенции, свободно владеющей всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи в раз­ных сферах и ситуациях общения. Именно такую языковую лич­ность в соответствии с Государственным образовательным стандартом должен являть собой каждый выпускник школы.

Школьный курс русского языка должен принимать во внимание склaдывающиеся формы речевого поведения, в связи с чем на первый план выступает выработка у учащихся таких ком­муникативных умений, как способность приобретать знания самостоятельно и во взаимодействии с другими людьми, осуществлять расширенный поиск и сбор информации из самых разных источ­ников, производить ее отбор и анализ с целью последующей орга­низации и представления с учетом особенностей конкретного адресата. Таким образом, содержание языкового образования рас­ширяется и трансформируется - предельной единицей обучения становится не вербальный текст, как это было ранее, но совокуп­ность текстов разной модальности (вербальный, аудио-, видео·, мультимедиа-, гипертекст), включенных в единое смысловое ин­формационное поле.

Указанные выше факторы оказывают существенное влия­ние на сложившееся в методической науке представления о том, чему, как и с помощью чего необходимо учить российского школьника на уроке русского языка. Языковое образование оказы­вается в ситуации инновационного поиска, что вполне согласуется с общими тенденциями: одной из определяющих характеристик нашего времени является утверждение инновационного способа раз­вития образования в качестве доминирующего.

Всё сказанное выше о задачах, стоящих перед школьным курсом русского языка, и о проблемах, которые решает теория и методика его преподавания, показывает, что данная образовательная область вполне готова к применению инновационных средств обучения и нуждается в них.

Рассмотрим некоторые из ЦОР:


1. ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)» представляет собой Базу данных и включает систему упражнений различной степени сложности, упражнений для отработки одного вида орфо- и пунктограмм и для нескольких одновременно. Методический подход предполагает постепенное нарастание сложности. Задания по орфографии и пунктуации органично сочетаются с упражнениям по культуре речи, предполагающими формирование умения развертывать высказывания, конструировать текст, выделять логические фрагменты из целого. Учтен прагматический аспект: учащийся приобретает умение оценивать коммуникативную ситуацию и выбирать стратегию речевого поведения.


2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория. Русский язык. Практика». 5-9 кл.

Предлагаемый набор цифровых образовательных ресурсов является электронным компонентом учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, охватывающего весь общеобразовательный курс русского языка и базирующегося на единой программе изучения русского языка в 5–9-м классах.

ЦОР поддерживают все этапы работы с учебным материалом, т. е. могут использоваться при объяснении, тренировке и контроле; они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

Набор ЦОР не является последовательным курсом или учебником, пользователь (учитель или ученик) может и должен сам отбирать объекты, которые ему необходимы при изучении темы.

Все представленные в наборе ЦОР разделены на группы по способу использования: демонстрационный материал, демонстрационно-опорный материал, обобщающий материал, тренировочно-контролирующие материалы, учебно-справочные материалы. В разделе "Примеры уроков" содержатся сценарии уроков с использованием типичных ЦОР. В поурочном планировании перечислены все цифровые образовательные ресурсы, каждый ресурс содержит ссылку на группу по способу использования ЦОР.


Учебные наглядные пособия, используемые на лекции


Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А., Кедрова Г.Е. и др. «1С: Репетитор. Русский язык», М.: 1С, 1999 – 2003.

ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой).

ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)».