ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский педагогический государственный университет
Кафедра _______современного русского языка
Учебно-методический комплект модуля «Казнить нельзя помиловать»
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _________ Ф. И.О. «___» _____________ 200 __ г. |
Конспект лекций
Специальность: _для студентов, обучающихся по специальности 050301 «Русский язык и литература»
Ведущий лектор:
__________________________________________________
Москва
2006
СТРУКТУРА
конспекта лекций по дисциплине ОПД Ф. 04 «Методика обучения русскому языку и литературе»
Лекция № 1.
Тема: Использование средств информационных технологий в преподавании языка
(в соответствии с рабочей программой модуля)
Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:
1.Основные признаки и особенности мультимедиа технологии.
2.Обучающие возможности современных информационных технологий.
3. Проблемы преподавания русского языка в школе и информационные технологии.
Использование средств информационных технологий в преподавании языка
Главная особенность большинства средств современных информационных технологий состоит в том, что они преимущественно базируются на персональных компьютерах, подключенных к глобальным сетям. С выходом в поддерживаемое ими широкое познавательное, образовательное и коммуникационное пространство известные образовательные и обучающие возможности персонального компьютера значительно расширяются и резонируются. Важной характеристикой этого симбиоза двух образовательных инструментов с точки зрения методики преподавания языка, как родного, так и иностранного, является то, что новые решения в области связи значительно увеличивают долю диалоговой информации, с которой приходится сталкиваться человеку, делают неактуальными традиционные трансляционные подходы к распространению информации.
Коммуникативная компетенция, подразумевающая свободное владение человеком всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи в разных сферах и ситуациях общения, является важнейшей характеристикой зрелой языковой личности. Важной задачей языкового образования становится формирование речевого поведения человека в различных условиях современного общения, что не может не оказывать влияния на сложившиеся в теории и методике преподавания русского языка (родного и иностранного) представления о том, чему, как и с помощью чего необходимо учить. Одной из наиболее значимых для языкового образования информационных технологий является технология мультимедиа, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию. К ее отличительным признакам относят:
-- интеграцию в одном программном продукте при помощи различных устройств регистрации и воспроизведения многообразных видов информации, как традиционных (текст, таблицы, иллюстрации), так и оригинальных (речь, музыка, фрагменты видеофильмов, телекадры, и др.);
- работу в реальном времени, поскольку в отличие от текста и графики, статических по своей природе, аудио и видеосигналы рассматриваются только в реальном масштабе времени;
- новый уровень интерактивного общения «человек-компьютер».
Свойства данной информационной технологии дают возможность осуществлять одновременное предъявление языковой, речевой и экстралингвистической информации в самых разных модальностях, иными словами, позволяют создать учебную среду, которая воздействует на все каналы восприятия.
Таким образом, современный компьютер позволяет разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства дают возможность создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы по русскому языку и тем самым повысить мотивацию учащихся на всех этапах и уровнях его изучения.
Другое исключительно важное качество компьютера, которым не обладает ни одно из существующих обучающих средств, это способность взаимодействовать с человеком. Следовательно, с его помощью можно не только предъявлять учебный материал и фиксировать реакции учащегося, но И, в результате их оперативного анализа, тут же менять стратегию и тактику учебного процесса. Это значит, что у методистов появилась возможность создавать адаптивные дидактические материалы, с которыми учащийся сможет работать самостоятельно, в индивидуальном темпе, в заданной или свободной последовательности, с разной степенью глубины, полноты и сложности.
Существенной для решения проблем современной методики обучения особенностью технологии мультимедиа является возможность объединения целого, очень значительного по объему, обеспечивающего длительный этап обучения, комплекса учебных материалов на одном материальном носителе. А так как в программу можно заложить системы управления этим комплексом и отбора любого материала из него по запросу пользователя, тестирующие про граммы, в которые можно включить все параметры для определения факторов, предусматриваемых личностным подходом (мотивацию, уверенность, предшествующую практику изучения русского языка, шаг усвоения и т.д.),то можно сказать, что в нашем распоряжении появилось средство, обеспечивающее функционирование личностно-ориентированных моделей обучения.
В наши дни уже невозможно найти учебное заведение, в котором бы так или иначе не использовались информационные технологии (ИТ). При этом одной из основных сфер их применения был и остается учебный процесс, где эти средства выступают как в роли средств обучения, так и в роли средств планирования и организации внеучебных мероприятий, управления учебными заведениями и их подразделениями.
В связи с этим можно говорить о наличии нескольких перспективных направлений использования информационных технологий в обучении языку:
ИТ как средство управления и организации учебных занятий;
ИТ как средство обучения в интерактивном режиме;
ИТ как средство получения и презентации информации, вербальной, зрительной и слуховой.
В базу данных автоматизированной системы могут быть заложены также многочисленные учебные программы, учебно-методические материалы, списки необходимой учебной литературы. Это позволяет преподавателям легко ориентироваться в огромном количестве информации, без труда подбирать нужные про граммы и материалы для занятий, пользоваться электронной учебной библиотекой, максимально облегчает подготовку к уроку.
Очевидно, что автоматизированные системы управления (АСУ) должны разрабатываться не только потому, что их применение оптимизирует процесс обучения, но и потому, что только на этой основе (используя обширные базы данных учебно-методического назначения) можно создать модель взаимосвязанного компьютерного и некомпьютерного обучения на базе интегрированных дидактических материалов, а в перспективе многофункциональную учебную среду.
Так возникла новая и перспективная форма использования компьютера в качестве средства, позволяющего работать с интерактивной доской (как таковой или ее имитацией на экране монитора). Эта форма оказалась очень привлекательной для учителей, в частности для учителей-русистов, которые отрыли в ней возможности, ранее им недоступные: расширить границы привычной доски, оперативно менять на ней ИНформацию самого разного характера и так же оперативно чередовать в течение урока различные виды наглядности (зрительную, слуховую, зрительно-слуховую). Очевидно, что оперативное использование таких наглядных материалов, как динамичные таблицы, фотографии, видеозаписи, способствуют решению проблемы организации проблемно-ориентированной учебной деятельности на уроке русского языка. Следовательно, одним из наиболее перспективных направлений деятельности становится создание тематических банков данных учебной наглядности. Такими материалами можно пользоваться на уроках как презентационными, они же лягут в основу интерактивных электронных учебников и пособий.
Говоря об этом направлении использования ИТ, нельзя не упомянуть автоматизированные словари и справочники по русскому языку. На сегодняшний день существует множество словарей в виде электронных изданий и бесплатных Интернет-ресурсов. Отметим, что русисты именно в этой области оказались наиболее подготовленными к использованию информационных технологий.
Язык - отражение личности человека. Никакой другой предмет не в состоянии сформировать устную и письменную речь учащихся - и это очевидная и безусловная социокультурная задача школьного курса русского языка.
Предмет «Русский язык» направлен:
- на познание закономерностей функционирования русского языка;
-на овладение основными понятиями и ресурсами русского языка;
- на изучение его структуры и норм;
- - на развитие самостоятельной устной и письменной речи школьников во всех ее разновидностях;
- на выработку умения ясно и правильно излагать свои мысли и знания;
- на развитие мышления, умений обобщать и абстрагировать понятия с помощью языковых средств;
--на расширение общей культуры и общего кругозора учащихся.
Из этого перечисления видна вся сложность и многокомпонентностъ задач, стоящих перед учителем-русистом, призванным всей своей деятельностью решать «сверхзадачу» школьного курса русского языка -- формирование и развитие зрелой языковой личности учащегося, характеризующейся высоким уровнем коммуникативной компетенции, свободно владеющей всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи в разных сферах и ситуациях общения. Именно такую языковую личность в соответствии с Государственным образовательным стандартом должен являть собой каждый выпускник школы.
Школьный курс русского языка должен принимать во внимание склaдывающиеся формы речевого поведения, в связи с чем на первый план выступает выработка у учащихся таких коммуникативных умений, как способность приобретать знания самостоятельно и во взаимодействии с другими людьми, осуществлять расширенный поиск и сбор информации из самых разных источников, производить ее отбор и анализ с целью последующей организации и представления с учетом особенностей конкретного адресата. Таким образом, содержание языкового образования расширяется и трансформируется - предельной единицей обучения становится не вербальный текст, как это было ранее, но совокупность текстов разной модальности (вербальный, аудио-, видео·, мультимедиа-, гипертекст), включенных в единое смысловое информационное поле.
Указанные выше факторы оказывают существенное влияние на сложившееся в методической науке представления о том, чему, как и с помощью чего необходимо учить российского школьника на уроке русского языка. Языковое образование оказывается в ситуации инновационного поиска, что вполне согласуется с общими тенденциями: одной из определяющих характеристик нашего времени является утверждение инновационного способа развития образования в качестве доминирующего.
Всё сказанное выше о задачах, стоящих перед школьным курсом русского языка, и о проблемах, которые решает теория и методика его преподавания, показывает, что данная образовательная область вполне готова к применению инновационных средств обучения и нуждается в них.
Рассмотрим некоторые из ЦОР:
1. ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)» представляет собой Базу данных и включает систему упражнений различной степени сложности, упражнений для отработки одного вида орфо- и пунктограмм и для нескольких одновременно. Методический подход предполагает постепенное нарастание сложности. Задания по орфографии и пунктуации органично сочетаются с упражнениям по культуре речи, предполагающими формирование умения развертывать высказывания, конструировать текст, выделять логические фрагменты из целого. Учтен прагматический аспект: учащийся приобретает умение оценивать коммуникативную ситуацию и выбирать стратегию речевого поведения.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория. Русский язык. Практика». 5-9 кл.
Предлагаемый набор цифровых образовательных ресурсов является электронным компонентом учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, охватывающего весь общеобразовательный курс русского языка и базирующегося на единой программе изучения русского языка в 5–9-м классах.
ЦОР поддерживают все этапы работы с учебным материалом, т. е. могут использоваться при объяснении, тренировке и контроле; они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.
Набор ЦОР не является последовательным курсом или учебником, пользователь (учитель или ученик) может и должен сам отбирать объекты, которые ему необходимы при изучении темы.
Все представленные в наборе ЦОР разделены на группы по способу использования: демонстрационный материал, демонстрационно-опорный материал, обобщающий материал, тренировочно-контролирующие материалы, учебно-справочные материалы. В разделе "Примеры уроков" содержатся сценарии уроков с использованием типичных ЦОР. В поурочном планировании перечислены все цифровые образовательные ресурсы, каждый ресурс содержит ссылку на группу по способу использования ЦОР.
Учебные наглядные пособия, используемые на лекции
Руденко-Моргун О.И., Дунаева Л.А., Кедрова Г.Е. и др. «1С: Репетитор. Русский язык», М.: 1С, 1999 – 2003.
ЦОР «Русский язык. Теория», 5-9 кл. (В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова под ред. А.Ю. Купаловой).
ИИСС «Тренинг по русскому языку: орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов)».