А. Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 (?)

Это первый известный автопортрет в русской живописи. В русском обществе, где художник долго воспринимался как ремесленник, стремление Матвеева запечатлеть самого себя говорит о высокой степени самосознания.

Композиция проста: в прямоугольнике холста симметрично расположены фигуры автора и его жены. Они смотрят на зрителя спокойно и благожелательно. В повороте головы мужчины, в позах обеих фигур передается ощущение предыдущего мгновения, когда взгляды супругов были обращены не на зрителя, а друг на друга. Художник как бы выводит жену вперед и поворачивает к зрителю лицом. Следующее движение – художник выведет жену вперед и поставит в центр пространства картины, отойдя сам на задний план.

Приглушенные цвета портрета соответствуют камерному, интимному его настроению. Нежность облика женщины подчеркивает серебристо-зеленоватый тон платья, оттененный ее красной накидкой и коричневым кафтаном мужа. Здесь нет психологической глубины. Это лирический портрет, и главное здесь – состояние моделей, их настроение и чувства.

По композиции напоминает портреты, характерные для искусства рококо. Хороший рисунок, уверенная живописная манера, свободный широкий мазок, создающий объем, теплый тонко разработанный колорит свидетельствуют о зрелом мастерстве Матвеева, в совершенстве овладевшего тайнами живописи.