Урок 41.  Проект «Фамильное дерево»

Практическая цель проекта – построение каждым ребенком фрагмента генеалогического дерева своей семьи.
Методическая цель проекта – знакомство ребят с применением деревьев для решения различных прикладных и практических задач, в частности, описания структуры родственных отношений в семье.
Материалы к проекту: вкладыш Тетради проектов «Фамильное дерево», с. XX и XXV.
           
План проведения проекта

  1. Подготовительный этап.
  2. Общее обсуждение.
  3. Заполнение дерева на вкладыше в тетрадь проектов.

О проекте
В Части 2 учебника учащиеся столкнутся с двумя задачами, содержащими анализ фамильных (генеалогических) деревьев. Очень полезно с информатической и педагогической точек зрения каждому ученику составить дерево своих предков. Начинать работу над проектом можно в соответствии с приведенным планированием, чуть раньше или чуть позже.

«Древесная» структура семьи совершенно естественна и понятна детям. Тем не менее вы наверное заметили, что структура дерева, предложенная нами в тетради проектов немного отличается от той, которую обычно используют при составлении фамильных деревьев. Так, в нашем дереве отражаются только вертикальные родственные связи, а горизонтальные – отсутствуют. В частности, мы не предлагаем ребенку заносить в дерево сестер/братьев (как своих, так и своих родных). Кроме того, обычно принято составлять дерево от предков к потомкам, а у нас все наоборот. Все эти отличия связаны с нашими целями и задачами. Нам важно, чтобы получившееся у ребенка генеалогическое дерево было такого же типа, что и деревья, которые мы рассматривали на уроках. В соответствии с этим мы выбрали концепцию будущего дерево. В результате у ребенка должно получиться дерево прямых предков до четвертого колена. Скорее всего при этом для ребенка будет совершенно естественно, что он строит дерево относительно себя.

Подготовительный этап

Данный этап должен быть проведен до начала проекта. Проект предполагает большой объем домашних «исследований», связанных с расспросами родителей и просмотром семейных архивов. Прежде чем приступать к проекту, следует обязательно рассказать о нем родителям на родительском собрании и попросить их помочь детям. Отдельно надо обсудить вопрос работы над проектом в неполных семьях. Предложите каждому из родителей высказать вам свои опасения в связи с проектом индивидуально. Очень хорошо, если ребенку, не имеющему информации о родителе по одной ветке (чаще всего об отце), помогут собрать как можно больше информации о другой ветке. В этом случае стоит сразу отказаться от заполнения бланка из Тетради проектов и самостоятельно сделать бланк с одной длинной веткой, снабженной небольшими отростками.

Общее обсуждение

В начале проекта, как обычно, стоит обсудить с ребятами практическую задачу проекта. В частности, необходимо объяснить ребятам, насколько это интересно и важно, познакомиться с историей своей семьи – узнать как можно больше о своих предках. Кроме того в ходе общего обсуждения нужно договориться с ребятами, какую информацию вписывать в дерево. Обязательно нужно записывать фамилию, имя и отчество. Желательно, записывать также дату рождения (для умерших родственников еще и дату смерти). Кроме того, можно записывать профессию или род занятий, а также место рождения/смерти или населенный пункт, в котором данный человек провел большую часть жизни.

Заполнение дерева на вкладыше в тетрадь проектов

Дальше дети начинают самостоятельно работать с деревом, которое находится на вкладыше в тетрадь проектов. В процессе этой работы, возможно, будет выясняться, что какой-то информации ребенку не хватает. В таких случаях детям придется еще раз уточнить свои вопросы у родителей и закончить построение дерева дома.

Продолжения проекта

Если при выполнении проекта используется бланк из Тетради проектов, то после его заполнения можно расширить проект. Например, поместить семейные деревья на больших листах бумаги, украсить их рисунками и фотографиями и сопроводить маленькими рассказами. Работа над проектом может стать элементом уроков истории и литературы, а результаты – экспонатами выставки.

Данный проект станет частью компьютерного проекта «Моя семья», который ребятам предстоит выполнять в курсе 4 класса. Поэтому мы предлагаем вам после завершения проекта собрать работы ребят и оставить их в кабинете. Тем, кто очень сильно хочет иметь генеалогическое дерево у себя дома, можно отдать работу на руки, но попросить бережно хранить ее до следующего года.